Вечером 20 сентября Министерство юстиции РФ прислало ответ на запрос «АГ» о причинах объединения законопроекта о внесении изменений в ст. 50 и 75 УПК РФ в целях совершенствования порядка назначения защитника, который уже прошел общественное обсуждение весной, с новым документом, разработка которого только началась.
Как ранее писала «АГ», проектом закона предлагается внести изменения в статьи УК РФ, касающиеся условного осуждения, его отмены или продления испытательного срока, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части более мягким видом наказания. Предусматривается закрепление возмещения осужденным процессуальных издержек по уголовному делу, в том числе сумм, выплаченных адвокату по назначению.
Кроме того, в УПК РФ предусматривается внесение изменений, направленных на закрепление обязанности суда взыскивать процессуальные издержки, связанные с производством по уголовному делу, в том числе на оплату адвокатов по назначению.
Также изменениями предлагается дополнить ст. 50 УПК РФ новой частью, согласно которой назначение защитника в случае, если адвокат подозреваемого, обвиняемого не явился или его явка невозможна, осуществляется путем использования автоматизированной информационной системы, исключающей влияние любых заинтересованных лиц на распределение поручений между адвокатами.
Указывается, что в целях создания гарантий соблюдения установленного порядка назначения адвокатов предлагается также внести изменения в ст. 75 «Недопустимые доказательства» УПК РФ, согласно которым показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу с участием защитника, назначенного с нарушением требований, установленных ст. 50 УПК РФ, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде, являются недопустимыми доказательствами.
В апреле Минюст уже проводил общественное обсуждение законопроекта, которым предлагалось внести поправки в ст. 50 и 75 УПК, а в мае он прошел независимую антикоррупционную экспертизу.
Редакция «АГ» обратилась в ведомство с вопросом о том, с чем связано решение включить уже готовый для направления в Правительство проект поправок в состав нового проекта.
Согласно ответу Минюста, новый законопроект направлен на реализацию поручения Президента РФ от 6 апреля 2018 г. по вопросу увеличения размера вознаграждения адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда. Как следует из ответа ведомства, в результате проработки вопросов о внесении связанных с этим изменений в УК РФ и УПК РФ было принято решение о включении положений проекта Закона о внесении изменений в ст. 50 и 75 УПК РФ в новый проект поправок.
Ранее исполнительный вице-президент ФПА Андрей Сучков в комментарии «АГ» высказал мнение, что «объединенный» законопроект – попытка комплексного решения проблемы повышения ставок оплаты защиты по назначению.
«При обсуждении в Правительстве РФ вопроса повышения ставок оплаты защиты по назначению в качестве одного из средств снижения бюджетной нагрузки рассматривался вопрос возвратности в бюджет денежных средств, выплаченных защитнику с применением механизма ст. 132 УПК РФ – взыскание их с осужденного. В этой связи ранее сформулированные законопроектные нормы об автоматизированном распределении дел по назначению и недопустимости показаний обвиняемого в случае нарушения этого порядка были дополнены законодательными предложениями об обязательности учета этих затрат в обвинительном заключении и обсуждении этого вопроса при вынесении приговора, а также стимулировании оплаты судебных издержек при условном осуждении, условно-досрочном освобождении от наказания, замене наказания более мягким и т.п.», – пояснил Андрей Сучков.
Он выразил надежду, что подобное комплексное решение вопроса об организации защиты по назначению и возврате в бюджет выплаченных защитнику денежных средств станет фактором, способствующим принятию положительного решения об увеличении ставок оплаты труда адвоката по назначению дознавателя, следователя или суда.
Андрей Сучков считает, что решение о формировании единого комплексного законопроекта по вопросам защиты по назначению – правильное решение, и это лучше, чем дополнять уже обсужденный текст превосходящим по объему и значимости содержанием. «Надеюсь, что такой подход ускорит прохождение законопроекта, в том числе и в той его части, которая касается внедрения автоматизированного распределения требований о назначении защитника и недопустимости нарушения этого порядка, поскольку в целом законопроект увязан с бюджетным процессом (повышение ставок), который имеет строгие календарные рамки», – указал исполнительный вице-президент ФПА.