×

Надуманная проблема?

Главы городских округов могут получить право совершать нотариальные действия в случае отсутствия в поселении нотариуса
Магаданская областная Дума внесла в Госдуму законопроект, который, как полагают его авторы, «позволит обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере нотариата независимо от статуса муниципального образования». Однако Федеральная нотариальная палата считает, что появление инициативы вызвано искусственными причинами.


Изменения, которые предлагается внести в ст. 1, 37 и 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и в ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сводятся к дополнению городскими округами перечня поселений, где в отсутствие нотариуса его полномочия может осуществлять глава местной администрации.

В настоящее время, если в городском, сельском поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные законодательством, имеют глава местной администрации и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или муниципального района.

Речь идет о праве удостоверять доверенности, завещания; свидетельствовать подлинность подписи на документах; свидетельствовать верность копий документов и выписок из них; удостоверять факт нахождения гражданина в живых и т.п.

Указание на возможность осуществления аналогичных полномочий в сфере нотариата органами местного самоуправления городских округов в Федеральном законе № 131-Ф3 отсутствует. При этом в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-Ф3 под городским округом следует понимать городское поселение, которое не входит в состав муниципального района.

Таким образом, говорится в пояснительной записке, «следует констатировать наличие определенной коллизии между нормативными правовыми актами, имеющими равную юридическую силу». Основы законодательства РФ о нотариате предусматривают возможность совершения главой местной администрации любого поселения (в том числе городского округа как одного из видов поселения) ряда нотариальных действий в случае отсутствия там нотариуса. Однако Федеральным законом № 131-Ф3 такое право закреплено исключительно за органами местного самоуправления сельского поселения, городского поселения, не являющегося городским округом, а также муниципального района.

Ссылаясь на пример Магаданской области, где на территории Северо-Эвенского городского округа в течение последних лет в силу исключительной сложности замещения вакантных должностей отсутствует нотариус, авторы законопроекта считают необходимым обеспечить защиту прав и свобод граждан в сфере нотариата. А поскольку замещение вакантных должностей в нотариальных округах, расположенных в отдаленных, труднодоступных местностях с суровыми природно-климатическими условиями, порой вызывает проблему, появилась потребность в разработке законопроекта, призванного урегулировать пробел в федеральном законодательстве, а именно устранить ограничение правоспособности органов местного самоуправления городских округов по совершению нотариальных действий, предусмотренных законодательством, при отсутствии в городском округе нотариуса.

Данный законопроект уже поддержали руководители 21 субъекта РФ. Причем среди них оказались не только регионы, в которых имеются труднодоступные местности, но и Московская область. Однако эта инициатива была раскритикована в ФНП.

Корреспонденту «АГ» сообщили в ФНП, что «сегодня практически все нотариальные округа на территории Российской Федерации обеспечены присутствием нотариуса, что позволяет гражданам иметь доступ к нотариальной деятельности», и напомнили о «печальной статистике» по количеству нарушений прав граждан и законных интересов собственников, «возникших в силу низкой юридической квалификации (или вообще отсутствия таковой) чиновников ОМСУ, отсутствия у них доступа к Единой информационной системе нотариата и системе межведомственного электронного взаимодействия, а самое главное – отсутствия контроля за совершением ими нотариальных действий и ответственности за допущенные ошибки и причиненный этим вред».

Более того, как отметили в ФНП, судебная практика показывает, что «возможностью совершения нотариальных действий представителями ОМСУ часто пользовались в мошеннических и других криминальных целях. По этим причинам законодателем недавно была ограничена возможность совершения нотариальных действий должностными лицами ОМСУ, чтобы хоть как-то уменьшить вал недобросовестных или неверно совершенных действий».

Поэтому, как полагают в ФНП, «надуманная проблема с доступностью нотариуса» вызвана искусственными причинами, а именно переводом небольших поселков в статус городских поселений (именно в Магаданской области), с соответствующим ростом нагрузки на бюджет. В случае реализации такой законодательной инициативы возникнет реальная опасность массового совершения нотариальных действий должностными лицами ОМСУ в небольших городских поселениях, например в центральной части России, хотя там ближайший нотариус находится в считаных километрах. И это действительно станет «прямой угрозой для защиты прав и законных интересов граждан, достоверности данных государственных реестров».

Кроме того, расширение возможности совершения нотариальных действий не нотариусом, а третьими лицами, тем более должностными лицами ОМСУ, содержит в себе высокий риск коррупционных проявлений, подчеркнули в ФНП.


Рассказать:
Яндекс.Метрика