×

Наследственное право: новации и претензии

В АЮР обсудили изменения в законодательстве о наследстве, предложенные депутатом Павлом Крашенинниковым
Обсуждение соответствующих поправок в Гражданский кодекс состоялось 21 августа 2015 г. в МГЮА им. Кутафина на заседании Правления Ассоциации юристов России.

Обсуждение соответствующих поправок в Гражданский кодекс состоялось 21 августа 2015 г. в МГЮА им. Кутафина на заседании Правления Ассоциации юристов России.


Напомним, что документ был внесен в Госдуму председателем Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павлом Крашенинниковым еще в мае этого года. Законопроект предусматривает кардинальные изменения в правовом регулировании практически всех институтов наследственного права: пересматривается устоявшийся взгляд на правовую природу завещания как односторонней сделки; устанавливаются новые основания наследования, такие как наследственный фонд, совместное завещание, наследственный договор; корректируется порядок управления и охраны наследственной массы, а также порядок выдачи свидетельства о праве на наследство; нотариальные палаты признаются в качестве отдельной организационно-правовой формы некоммерческой организации и др.

Однако Минюст и Правительство высказались против предложенных поправок. В Министерстве юстиции отметили, что к документу имеется много замечаний и сначала необходимо обсудить его на уровне концепции. «…Предусматриваемые законопроектом правила существенно затруднят процесс раздела наследственного имущества, распоряжения участником долевой собственности своей долей, а также создадут почву для многочисленных злоупотреблений. Такое правовое регулирование вынудит наследников обращаться в суд за защитой своих прав, что не только создаст для них необоснованные затруднения, но и увеличит нагрузку на судебную систему», – объяснило свою позицию Правительство.

Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства также отказался поддержать проект. В частности, заместитель председателя Совета по кодификации Евгений Суханов указал на то, что работа над реформой гражданского законодательства идет давно и кропотливо, и появление этого законопроекта никак не согласуется с той концепцией, которая неоднократно выверялась и уточнялась научным сообществом.

Несмотря на последовавшую негативную реакцию, Павел Крашенинников на заседании Правления АЮР настаивал на актуальности предложенных им изменений.

Он напомнил, что в свое время при разработке третьей части Гражданского кодекса законодатель не пошел по пути расширения возможностей распоряжения на случай смерти. Сейчас это стало актуальным и возможным. В законопроекте, наряду с традиционным способом – завещанием, предлагается три дополнительных возможности. Это совместное завещание, наследственный договор и возможность учреждения фонда по управлению активами и занятиям благотворительной деятельностью после смерти учредителя этого фонда. Также в законопроекте предлагается изменить подход к выдаче свидетельства о праве на наследство – предлагается свидетельство о наследовании.

По мнению Павла Крашенинникова, это – наиболее дискуссионный вопрос, поскольку здесь меняется не только название, но и суть. «Смысл в том, – отметил он, – что на сегодняшний день нотариус признает или не признает надлежащего наследника, а наследник самостоятельно выясняет наследственную массу, предоставляет документы по поводу состава наследственной массы и ее стоимости. При этом существующий тариф берется с суммы наследственной массы. Но выдаваемое нотариусом свидетельство о праве на наследство правоустанавливающим документом не является, а только правоподтверждающим. Кроме того, свидетельство, подтверждающее наследственную массу, не всегда является точным и может не учитывать наследуемое имущество в других городах, субъектах, за рубежом. И еще: наследственная масса – это пассивы и активы, но пассивы – кредиты в 90% случаев в этом документе не указываются». С этой точки зрения, по мнению Крашенинникова, говорить об актуальности и правоустанавливающем воздействии данного документа очень сложно. Поэтому предлагается ввести вместо свидетельства о праве на наследство, по примеру европейских государств, свидетельство о наследовании, в котором нотариус подтверждает, что наследник является надлежащим и обладает правом наследовать определенную часть наследственной массы. Здесь вопрос экономики для нотариусов, конечно, есть. Одно дело брать тариф со всей наследственной массы, другое дело – фиксированный тариф. Но размер этого тарифа – вопрос обсуждаемый, подытожил докладчик.

При рассмотрении других новаций законопроекта – совместного завещания, наследственного договора – Крашенинников напомнил, что еще с ХIХ в. они существуют в европейском законодательстве в качестве подинститутов наследственного права и нормально себя зарекомендовали. «Что дает совместное завещание? Совместно проживающие супруги имеют совместную собственность. Ее раздел возможен в двух случаях: при смерти и при разводе. Этот раздел часто конфликтен – ведь помимо жены у мужа могут быть другие родственники, претендующие на наследство. Совместное завещание позволяет достаточно подробно урегулировать способ раздела тех или иных объектов в случае смерти одного или другого супруга», – уверен он.

«Что касается наследственного договора, то это договор потенциальных наследников и наследодателей при жизни. В нем подробно указывается, кто что наследует, у кого есть определенные возложения, кто что должен делать. Если при жизни договорились, то при вскрытии завещания не будет никаких неожиданностей. При этом завещания, составленные после или до заключения наследственного договора, будут недействительны», – считает Крашенинников.

«Что касается третьей предлагаемой новации – фондов по управлению активами, то за рубежом они также давно существуют и влияют на экономику и социальную жизнь в мире. Мы знаем о фонде Нобеля, Боша, Форда, в музыкальной сфере – фонд Майкла Джексона, Фредди Меркьюри и т.д. Помимо благотворительности самое главное в этих фондах – это, конечно, управление бизнесом, которое остается. И при учреждении соответствующего фонда все оговаривается. Такие фонды у нас создаются. Но не под нашей юрисдикцией. Поэтому наше предложение – это еще и антиоффшорная мера», – резюмировал Сопредседатель АЮР.

Члены Правления АЮР поддержали законопроект, отметив, что предложенные в нем изменения своевременны. Несмотря на общую солидарность, председатель Правления АЮР Игорь Манылов отметил, что текст законопроекта требует доработки и развития набора инструментов.

Рассказать:
Яндекс.Метрика