Эксперты по-разному отнеслись к инициативе СК России: одни считают, что он будет способствовать защите граждан, другие не усмотрели пользы для проведения расследований преступлений. Кроме того, они объяснили, какие могли быть причины создания центра и как это может сказаться на практике.
По информации, обозначенной на официальном
сайте Следственного комитета РФ, Криминалистический центр СК России будет создан на базе Главного управления криминалистики.
Центр будет заниматься разработкой, апробацией и внедрением в следственную практику новой техники, работать над методиками расследования преступлений, укреплять мобильные группы оперативного выезда на места происшествий, оказывать помощь следствию, предоставлять психологическое сопровождение расследования преступлений. Также центр будет осуществлять формирование и ведение ведомственных криминалистических и экспертных учетов, баз данных криминалистической информации в пределах установленной компетенции.
Управляющий партнер КА «Жуков и партнеры» Андрей Жуков отметил, что Главное управление криминалистики СК России и ранее обладало полномочиями, которые указаны для Криминалистического центра. Он рассказал о том, что несколько лет назад в системе Следственного комитета РФ появились экспертные учреждения. Они начали проводить разного рода экспертизы, которые находились в прямом подчинении областных управлений СК России. Штат сотрудников этих учреждений, как правило, наполнялся перешедшими сотрудниками экспертно-криминалистических центров (ЭКЦ) ГУ МВД России по субъектам Федерации. «Довольно часто адвокатами нашего субъекта и мною лично предпринимались попытки оспаривания заключений таких экспертов. Были вопросы соответствия их деятельности Федеральному закону
“О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”. Также на заключениях отсутствовала печать экспертного учреждения, что не соответствует закону», – пояснил он.
Причины создания Криминалистического центра эксперт видит в следующем: во-первых, это объединение Главного управления криминалистики СК России с экспертными учреждениями Следственного комитета РФ и прямое подчинение их ГУС. Во-вторых, это продолжение давно наметившейся тенденции органов ведомства к созданию собственных экспертных учреждений для снижения зависимости от экспертных учреждений МВД России и созданию самостоятельной правоохранительной структуры наравне с МВД и ФСБ, которые, в отличие от Следственного комитета РФ, имеют свой оперативный, следственный и экспертный аппараты.
Андрей Жуков пояснил, что СК России в расследовании уголовных дел во многом зависит от оперативных и экспертных подразделений, которые ему по закону прямо не подчиняются. «Даже названия схожи – “Криминалистический центр СК” и “Экспертно-криминалистический центр МВД”. По моим наблюдениям, эту идею давно продвигает председатель СК России», – отметил он.
Старший партнер АБ «ЗКС» Андрей Гривцов также уверен, что перечисленными направлениями деятельности занимались управления криминалистики еще во времена прокуратуры: «Следственный комитет и вообще все правоохранительные органы полюбили в последнее время громко пиарить собственную деятельность, называть ее инновационной и основанной на последних достижениях науки. Видимо, силовые ведомства таким способом ведут борьбу за дополнительное финансирование и расширение собственных полномочий».
Кроме того, адвокат считает неправильным соединение в одном ведомстве и следственных, и экспертных, и оперативных полномочий, поскольку он уверен, что это негативным образом отразится на соблюдении прав граждан.
Адвокат АП Амурской области Шерстнев Дмитрий тоже заметил, что новый Криминалистический центр не является независимым органом, а входит в структуру органа, производящего расследование. «Я все-таки являюсь сторонником независимости таких учреждений», – констатировал эксперт и добавил, что «идея создания центра хорошая, и было бы неплохо, если бы указанный орган действовал в соответствии с теми целями, для которых он создается».
В то же время адвокат КА «Полковников, Тарасюк и партнеры» Светлана Тарасюк считает создание центра целесообразным, так как, по ее мнению, адвокаты в уголовном судопроизводстве часто сталкиваются со следователями, выполняющими свою работу непрофессионально. «Многие следователи слабо владеют методикой расследования преступлений и закрепления доказательств, от чего страдает качество расследования», – объяснила она возможную причину создания Криминалистического центра.