11 октября Владимир Путин подписал поправки в ст. 5 и 10 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Новый закон устанавливает обязанность организаторов информировать граждан и орган исполнительной власти или местного самоуправления, в который подано уведомление о проведении мероприятия, об отказе от его проведения.
Как указывается в пояснительной записке, в силу требований п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона о собраниях на уполномоченный орган власти возлагается обязанность обеспечить совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении мероприятия, а также оказание при необходимости участникам неотложной медицинской помощи. Исполнение этой обязанности предполагает расходование бюджетных средств на доставку металлоискателей и металлодетекторов, оплату труда сотрудников ОВД, медработников, а в отдельных случаях может влечь за собой необходимость перекрытия движения транспортных средств.
Инициатива связана с участившимися случаями недобросовестного использования права на проведение публичных мероприятий, выражающимися в том, что уполномоченные органы на основании поступивших уведомлений принимают необходимые меры для обеспечения проведения мероприятия, которое по факту не проводится. Часто такие случаи носят провокационный характер.
Напомним, ранее «АГ» писала о внесении в Госдуму законопроекта № 468798-7 о дополнении КоАП РФ ст. 20.3, которая вводит ответственность за подачу уведомления о проведении публичного мероприятия без цели его проведения и несоблюдение требования об уведомлении уполномоченного органа об отказе от его проведения. В качестве ответственности за такое злоупотребление организатором публичного мероприятия правом на его проведение законопроектом предусматривается административный штраф – для граждан в размере от 5 до 20 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 до 30 тыс. руб., а для юрлиц – от 20 до 100 тыс. руб. На данный момент законопроект находится на рассмотрении во втором чтении.
На этапе внесения законопроектов в Госдуму руководитель КА «Комиссаров и партнеры» Андрей Комиссаров отмечал, что на первый взгляд идея ввести административную ответственность за злоупотребление правом на проведение публичных мероприятий кажется здравой. «Обеспечение общественного порядка на таких мероприятиях действительно требует расходования бюджетных средств», – согласился он.
При этом, по словам Андрея Комиссарова, если посмотреть, в каких условиях принимается данный законопроект, возникают некоторые вопросы. «Как показывает практика, нередко органы государственной власти и местного самоуправления отказывают организаторам в проведении публичных акций. В связи с этим многие организаторы вынуждены подавать уведомления сразу на несколько площадок, чтобы провести согласованное мероприятие на одной из них. Изменения, предлагаемые депутатами, вынуждают организаторов подавать заявление только на одну площадку, по которой власти могут дать отказ. Следовательно, проведение массового мероприятия в правовых рамках станет невозможным», – отметил эксперт.
Как полагает Андрей Комиссаров, подобного рода нововведения должны сопровождаться ужесточением ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления за необоснованный, неправомерный отказ в согласовании, который препятствует реализации гражданами конституционного права на мирные собрания.
Адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин отмечал, что вопреки содержащимся в пояснительной записке доводам массовые злоупотребления, выражающиеся в подаче уведомления о проведении публичного мероприятия без таковой цели, начались отнюдь не в 2017 г., а летом 2012 г., когда группы молодых людей подавали уведомления о проведении шествия, требовали обеспечить на данное «шествие» явку представителей органов правопорядка, а после того, как им предоставлялись все предусмотренные законом гарантии, совершали пешую прогулку по городу в сопровождении сотрудников правоохранительных органов. Как полагает Василий Ваюкин, право, предусмотренное ст. 31 Конституции РФ, используется ими как способ развлечения при отсутствии в законодательстве меры ответственности за совершение подобных недобросовестных поступков.
По мнению эксперта, во избежание необоснованного привлечения к ответственности добросовестных организаторов публичных мероприятий законопроект следует дополнить критериями, по которым станет возможно определить отсутствие цели проведения публичного мероприятия.