10 февраля в первом чтении приняты два законопроекта об усилении ответственности за реабилитацию нацизма. Их автор – заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая.
Проект № 1050812-7 предполагает, что реабилитация нацизма в интернете, которая сейчас подпадает под ч. 1 ст. 354.1 УК, будет квалифицироваться по ч. 2 той же статьи и, соответственно, наказываться строже. Сейчас среди квалифицированных составов в ч. 2 ст. 354.1 УК фигурирует реабилитация нацизма при помощи СМИ. «Анализ правоприменительной практики свидетельствует, что зачастую общественно опасные деяния, связанные с пропагандой или оправданием нацизма, совершаются в сети “Интернет”. При этом используемые интернет-ресурсы чаще всего не являются с точки зрения закона средствами массовой информации», – указала в пояснительной записке Ирина Яровая.
Как следует из этого документа, новый квалифицированный состав депутат относит к мерам защиты исторической памяти. «Полнота определения форм и способов противодействия – это в том числе ответы на вопросы в общественном сознании, что государство защищает историческую правду и историческую народную память во всех сферах жизни человека», – утверждает Ирина Яровая.
Верховный Суд в официальном отзыве подтвердил, что эта инициатива «согласуется с имеющимся законодательным подходом к дифференциации уголовной ответственности за публичные действия», совершаемые с использованием СМИ и интернета. Правительство в аналогичном документе также поддержало поправки в УК.
В соответствии с законопроектом № 1050733-7 в ч. 4.1 ст. 13.15 КоАП может появиться ответственность для юрлиц за совершенные в СМИ, интернете или иным образом публичное отрицание фактов и одобрение преступлений, установленных приговором Нюрнбергского трибунала, а также публичное распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны. Это определение во многом совпадает с диспозицией ст. 354.1 УК о реабилитации нацизма. Предполагается, что нарушение ч. 4.1 ст. 13.15 КоАП повлечет штраф от 1,5 до 3 млн руб. В качестве дополнительного наказания предусмотрена конфискация предмета правонарушения.
«Учитывая, что согласно действующему законодательству привлечение к уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, предлагаемый законопроектом подход позволит обеспечить комплексную защиту исторической памяти и неотвратимость ответственности всех виновных в реабилитации нацизма лиц», – сказано в пояснительной записке.
По мнению адвоката АП г. Москвы Матвея Цзена, инициатор поправок, «образно говоря, ищет не там, где потеряла, а там, где светло». По данным судебной статистики, отметил он, в 2019 г. по всем частям ст. 354.1 УК было осуждено два человека, а за первое полугодие 2020 г. – три. «При таком количестве осужденных не приходится говорить, что у этих законопроектов есть какая-то общественная значимость. Не происходило в последнее время и каких-то ярких общеизвестных событий, которые могли бы подвести депутата к мысли о необходимости законодательных новелл в этой области. Появление этих законопроектов имеет под собой политическую причину в виде осенних выборов в Государственную Думу: публичное обсуждение и принятие поправок помогут депутату Ирине Яровой напомнить избирателям о том, кто у нас в стране главный борец с нацизом», – полагает Матвей Цзен.
С юридической точки зрения, добавил он, прежде всего обращает на себя внимание введение в КоАП нормы, идентичной по составу ст. 354.1 УК, с довольно серьезными санкциями. «При этом возможность конфискации предмета административного правонарушения выглядит несколько странной, поскольку в данном составе, на мой взгляд, предмет правонарушения, который, в отличие от объекта, является факультативным признаком состава административного правонарушения, отсутствует. А размер штрафа, способный обанкротить практически любое СМИ, кроме самых крупных, представляется излишне завышенным и не соответствующим степени общественной опасности правонарушения», – указал адвокат.
Применительно к ужесточению уголовной ответственности за реабилитацию нацизма в интернете эксперт пояснил: «Если сейчас такое деяние квалифицируется по ч. 1 ст. 354.1, предусматривающий ответственность до трех лет лишения свободы, то в случае принятия законопроекта Яровой это же деяние будет квалифицироваться по ч. 2 ст. 354.1, предусматривающий лишение свободы на срок до пяти лет». Такое ужесточение идет вразрез с общей тенденцией законодательства на смягчение ответственности «за слова», в том числе «произнесенные» в интернете, для лиц, впервые привлекаемых к ответственности, добавил Матвей Цзен: «В первую очередь для этого используется институт административной преюдиции. Подобного следовало бы ожидать и в данном случае, но Ирина Яровая требует не смягчения ответственности для впервые оступившихся, а, наоборот, ее ужесточения».
Адвокат АП Свердловской области Сергей Колосовский, напротив, считает, что законопроекты сами по себе не выглядят ни неразумными, ни политизированными. «С 2014 г. действует ст. 354.1 УК, устанавливающая уголовную ответственность за публичные действия, направленные на искажение информации о Второй мировой войне. Одним из квалифицирующих признаков данного преступления является использование СМИ. Законопроект в этой части направлен лишь на приведение буквы закона в соответствие с его духом, поскольку сеть “Интернет” сама по себе фактически является крупнейшим ретранслятором информации, однако формально не является СМИ. Таким образом, законопроект, вводя уголовную ответственность за реабилитацию нацизма в сети “Интернет”, просто восполняет очевидный пробел, допущенный законодателем в 2014 г.», – пояснил он.
Введение административной ответственности для юридических лиц, по мнению адвоката, также не является чем-то необычным: «Такая ответственность в настоящее время уже установлена по ряду составов административных правонарушений, совершение которых зачастую связано с деятельностью юридического лица. Наиболее часто адвокаты-криминалисты сталкиваются со ст. 19.28 КоАП, являющейся для юридических лиц “зеркалом” ст. 291 УК, ответственность по которой несут граждане. В свое время, при введении института административной ответственности юридических лиц, среди юристов возникла небольшая дискуссия о допустимости подобного новшества, однако большинство правоведов сошлись на том, что в целом подобный институт не лишен здравого смысла».
Вместе с тем, подчеркнул Сергей Колосовский, как дьявол кроется в деталях, так и здесь – перегибы могут возникнуть на стадии правоприменения. «В настоящее время в международных отношениях формируется достаточно нелепый тренд – возбуждение уголовных дел в отношении иностранных граждан, совершивших какие-либо недружественные действия в отношении нашей страны. Собственно, другие государства отвечают тем же. Нелепый – потому что все прекрасно понимают, что такое уголовное дело никогда не будет реализовано. Изменение, вносимое в ст. 354.1 УК, может послужить развитию этой тенденции», – указал эксперт.
Что касается рисков для граждан и организаций, которые неудачно выразились в интернете и не собирались оправдывать нацизм, то здесь, по мнению Сергея Колосовского, следует помнить: если не получается корректно излагать свои мысли, лучше воздержаться от публичных выступлений. «В нашей правовой системе и без предлагаемых новелл существуют нормы, устанавливающие и уголовную, и административную ответственность за неудачные высказывания, в том числе размещенные в интернете. И, кстати, за клевету в ст. 5.61.1 КоАП установлено наказание в виде штрафа для юридических лиц в сумме до 3 млн руб., что совпадает с предлагаемой ответственностью за реабилитацию нацизма», – пояснил он.