9 ноября в Госдуму РФ был внесен законопроект № 583920-7, направленный на включение граждан предпенсионного возраста в перечень получателей бесплатной юридической помощи. Согласно поправкам, под таким возрастом понимается возрастной период продолжительностью до 5 лет, предшествующий назначению пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством. Соответствующие изменения вносятся в ст. 20 Закона о бесплатной юридической помощи.
Из пояснительной записки следует, что введение дополнительных гарантий обусловлено изменением пенсионного законодательства в части увеличения пенсионного возраста. Как указали авторы законопроекта, поправки продиктованы потребностью указанной категории граждан в особой социальной защите. В этой связи лица предпенсионного возраста получат необходимую квалифицированную юридическую помощь и правовую поддержку при реализации своих социально-экономических, пенсионных и трудовых прав.
Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков отметил, что Федеральная палата адвокатов последовательно занимает позицию о расширении круга лиц и перечня случаев, дающих возможность гражданам получить бесплатную помощь адвоката. «Ведь речь идет о полноте реализации конституционного положения о праве каждого на квалифицированную юридическую помощь и возможности ее бесплатного получения в случаях, указанных в законе, – пояснил Андрей Сучков. – А наличие и реальная возможность воспользоваться данным правом, в свою очередь, являются гарантиями на доступ к правосудию».
По словам исполнительного вице-президента ФПА, недавно проведенная пенсионная реформа создала новую группу населения повышенной социальной уязвимости – «предпенсионные граждане», у которых больше риск потерять работу и меньше шансов получить рабочее место. «Определенно, что эти наши сограждане нуждаются в повышенной заботе, в том числе и в получении бесплатной юридической помощи с целью защиты их прав. Особенно это актуально, если они становятся безработными, – отметил Андрей Сучков. – Однако недостаточно предоставлять БЮП данным лицам только в случае потери ими работы, такая господдержка должна предоставляться работающим гражданам этой возрастной категории, если речь идет о необходимости защиты их трудовых прав».
Юрист проекта «Открытая полиция», стажер адвоката АП Санкт-Петербурга Александр Передрук отметил, что право на БЮП является одним из механизмов реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, прямо закрепленного ст. 48 Конституции РФ.
«В этой связи расширение перечня лиц, которые имеют право на БЮП, безусловно, должно иметь под собой ясное и недвусмысленное обоснование такой необходимости», – отметил эксперт. По словам юриста, законодатель признает, что граждане предпенсионного возраста являются уязвимой категорией лиц и такая уязвимость, прежде всего, связана с обеспечением их трудовых прав.
Александр Передрук полагает, что законопроект в каком-то смысле демонстрирует оправданность опасений критиков пенсионной реформы, намекая на то, что гражданам перед выходом на пенсию чаще придется судиться с экс-работодателями либо несостоявшимися работодателями, которые будут руководствоваться дискриминационными мотивами при увольнении таких работников или отказе в их трудоустройстве.
По мнению эксперта, проблема получения бесплатной юридической помощи присутствует и в других отраслях. «Так, в настоящее время лишены права на БЮП граждане, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, хотя санкции по отдельным статьям превышают санкции некоторых уголовных преступлений, – отметил юрист. – А с момента первой редакции КоАП РФ количество статей, предусматривающих административный арест (что по своей сути есть лишение свободы) увеличилось более чем в четыре раза». Как отметил юрист, еще в 2015 г. в Определении № 236-О КС РФ «намекнул» федеральному законодателю на возможность конкретизировать условия обеспечения юридической помощью лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, однако это до сих пор не сделано.