11 октября Росфинмониторинг вынес на общественное обсуждение законопроект, которым предлагается предусмотреть внесудебный механизм принятия решения о приостановлении списания денег с банковских счетов или электронного кошелька, если имеется информация о том, что ими финансируется террористическая или экстремистская деятельность, деятельность, направленная на организацию и (или) проведение публичных мероприятий с нарушением установленного порядка, а также незаконный оборот наркотиков.
Это уже вторая попытка ведомства по разработке таких поправок. Как ранее сообщала «АГ», в апреле 2019 г. на обсуждение уже выносился аналогичный законопроект, который был раскритикован по нескольким направлениям. В частности, Российский союз промышленников и предпринимателей отмечал, что внесудебный порядок представляет собой существенное сужение конституционных гарантий собственности и в этом контексте рассматривается как аномальный и недопустимый. Большая часть участников обсуждения указывала на то, что рассматриваемые поправки имеют коррупционные риски, и решение о блокировке счетов может быть принято неправомерным способом, в том числе с учетом интереса третьих заинтересованных лиц в их пользу, например для решения споров хозяйствующих субъектов неправомерным способом.
Ранее адвокаты в комментариях «АГ» также критически оценивали предложения Росфинмониторинга. Так, адвокат АП г. Москвы, управляющий партнер Компании TAXMANAGER Василий Ваюкин отмечал, что предлагаемые меры представляются излишними и дублирующими уже имеющиеся механизмы блокировки счетов, которые в настоящее время вполне эффективно применяются. Он подчеркнул, что имеются соответствующие инструменты и в рамках УПК РФ, а поправки в случае их принятия будут нарушать права законопослушных граждан, которые не смогут оперативно обжаловать решение о блокировке счета.
Юрист, к.ю.н. Юлия Севастьянова указывала, что меры, направленные на противодействие терроризму, экстремистской деятельности и незаконному обороту наркотических средств, обоснованны, но выразила принципиальное несогласие с возможностью приостановления движения средств в связи с организацией и (или) проведением публичных мероприятий, поскольку в числе «пострадавших» могут оказаться не только те, кто принимает личное участие в публичных мероприятиях, но и те, кто, например, исходя из своей гражданской позиции, перечисляет денежные средства, однако сам лично не организует мероприятия и не участвует в них.
Новая версия поправок по большей части соответствует тому, что предлагалось 2 года назад. Как и ранее, в пояснительной записке указано, что решение о приостановлении операций, связанных со списанием денежных средств, может быть принято только в не терпящих отлагательства случаях, а сведения, являющиеся основанием для принятия решения, должны быть «достаточными, предварительно подтвержденными и задокументированными». Решение о блокировке операций будет приниматься руководителями МВД России, ФСБ России и Росфинмониторинга и их заместителями, а также отдельными руководителями их территориальных органов.
В проекте отмечается, что приостановление будет носить временный характер, а именно приниматься на срок до 10 рабочих дней. Информировать об этом клиента будут кредитные организации, обязанные незамедлительно прерывать операции. Предусматривается обязательное уведомление о принятом решении в течение 24 часов Генерального прокурора, его заместителя или иного подчиненного ему соответствующего прокурора. При этом у Генпрокуратуры появятся дополнительные полномочия о направлении протеста, если она сочтет приостановление движения средств незаконным, в таком случае срок рассмотрения протеста составляет 48 часов.
В целях обеспечения неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования лица, в отношении которого действуют ограничения по его банковскому счету, законопроектом предлагается назначение ежемесячной выплаты такому лицу. Выплата будет назначаться судом и определяться в размере, не превышающем прожиточный минимум для соответствующей категории граждан, осуществляться она будет за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах лица, в отношении которых судом принято решение о приостановлении операций.
По сравнению с прежним проектом в новой редакции поправок указано, что решение о приостановлении операций не будет распространяться на заработную плату и осуществление денежных выплат, связанных с предоставлением предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций работникам юридического лица; уплату налогов, сборов, штрафов и иных обязательных платежей по обязательствам физического или юридического лица; расходы физического или юридического лица по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Главным изменением новой версии проекта являются положения, согласно которым после окончания срока приостановления операций по счетам дальнейшее сохранение ограничений возможно только по судебному решению. В связи с этим предлагается дополнить КАС РФ новой главой 27.3, посвященной производству по административным делам о приостановлении операций, связанных со списанием денежных средств с банковского счета или электронного кошелька в указанных случаях. В данной главе предложено осветить требования к административному исковому заявлению о приостановлении операций, особенности подготовки к рассмотрению административного дела, его срок и порядок рассмотрения.
Авторы законодательной инициативы предполагают, что в день по всей территории РФ уполномоченными должностными лицами правоохранительных органов будет приниматься порядка 17 решений о приостановлении операций, а в неделю – около 120. Как отмечено в пояснительной записке, при расчете данного значения учитывались официальные статистические данные за 2019 и 2020 гг. о количестве выявленных (зарегистрированных) преступлений по ст. 205.1, 212, 212.1, 228.1, 228.4, 229.1 и 282.3 УК РФ, возможность использования в рамках одного деяния до трех банковских счетов или электронных средств платежа либо их неприменение при совершении преступлений, а также вероятность практической реализации института приостановления операций исходя из устанавливаемых условий его применения. «Исходя из количества кредитных организаций (по состоянию на 14 сентября 2021 г. – 757), в год в каждую такую организацию будет поступать до десяти решений уполномоченных должностных лиц о приостановлении операций. С учетом масштаба деятельности отдельных кредитных организаций приведенная цифра может варьироваться», – разъяснено в пояснительной записке.
Адвокат, руководитель практик разрешения споров и международного арбитража ART DE LEX Артур Зурабян считает, что содержащиеся в законопроекте изменения соответствуют мировому опыту и современному развитию средств электронных платежей. «И если 10–15 лет назад для финансирования той противоправной деятельности, на борьбу с которой направлен законопроект, использовались в подавляющем большинстве наличные денежные средства, то сейчас это именно электронные средства платежа или вклады, открытые на небольшой промежуток времени на подставных лиц или с использованием процедур, не требующих идентификации владельцев таких счетов, что делает неэффективным их первоначальное блокирование путем получения судебного решения», – разъяснил адвокат.
Артур Зурабян полагает, что использование злоумышленниками передовых технологий требует оперативного реагирования, что предполагает именно внесудебный механизм принятия решения о приостановлении операций по таким счетам и вкладам. Он отметил, что, учитывая существенность прав, которые затрагивает мера, ее применение должно быть мотивированным. При этом он позитивно оценил, что круг лиц, имеющих право на принятие такой меры, будет ограничен и при этом о каждом случае применения такой меры будет уведомляться Генеральный прокурор РФ, его заместитель или иной подчиненный ему прокурор.
По мнению адвоката, разумен и предельный срок административной блокировки – до 10 рабочих дней. Он заметил, что граждане, в отношении которых введена блокировка средств, получат возможность назначения судом ежемесячной выплаты минимума, необходимого для существования их семьи. Артур Зурабян считает обоснованным, что будет установлен перечень операций, на которые не распространяется решение суда о приостановлении расходных операций.
В свою очередь, адвокат АБ «ЗКС» Кирилл Махов отметил, что законопроект затрагивает существенные стороны жизнедеятельности как физических лиц, так и организаций. Он подчеркнул, что в законопроекте указано, что решение о приостановлении операций, связанных со списанием денежных средств с банковских счетов (вкладов), может быть принято в случаях, не терпящих отлагательства, а основание такого приостановления – наличие достаточных сведений, предварительно подтвержденных и задокументированных. «Дальше это понятие не расшифровывается, что подразумевается под “достаточностью” – неясно. В действительности это очень просто может свестись к простому рапорту оперативного сотрудника», – поделился Кирилл Махов.
Как отметил адвокат, подобные рапорты можно встретить при изучении материалов, поступивших в суд в обоснование проведения обыска в жилище в случаях, не терпящих отлагательства, в которых отражено, что имеются «достаточные сведения о том, что в жилище могут находиться предметы и документы, имеющие значение для уголовного дела», без разъяснения, откуда подобные сведения получены, каким образом, в ходе каких оперативно-разыскных мероприятий, какие именно предметы и документы могут находиться, почему именно в этом жилище, и так далее.
Кирилл Махов обратил внимание, что, согласно проекту, решения о приостановлении операций будут приниматься в отношении лиц, которые будут заподозрены в совершении противоправных действий, но фактически на стадии проверки их причастности, то есть в отсутствие достаточных данных для принятия решения о наличии в их действиях состава преступления. «По моему мнению, подобные решения, ограничивающие конституционные права, должны приниматься исключительно судебным органом, после изучения им всех материалов и выслушивания мнения всех сторон с обязательным привлечением к участию в процессе лица, чьи права ограничиваются, или его представителя», –прокомментировал адвокат.