×

Статью о возбуждении ненависти предлагают частично декриминализовать

В Думу внесен пакет поправок, которыми предлагается исключить преступность предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ деяния
Адвокаты неоднозначно оценили законодательную инициативу. Один считает, что проектом исключается излишняя репрессивность применения ст. 282 УК и повышается степень защищенности российских граждан. Другой полагает, что изменения приведут существующую практику к плачевному результату, скрещиванию идентичных составов и путанице, – по его мнению, в изменении нуждается правоприменительная практика, а не кодексы.

На рассмотрение в Госдуму внесен пакет поправок в законодательство, направленных на частичную декриминализацию деяний, предусмотренных ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Документы подготовлены депутатами Алексеем Журавлёвым и Сергеем Шаргуновым.

Первым законопроектом № 495566-7 предлагается исключить преступность деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ, и установить, что уголовная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства наступает лишь в том случае, если данное деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения и (или) лицом с использованием своего служебного положения либо организованной группой.

Второй законопроект № 495611-7 предусматривает введение в КоАП РФ нового состава административного правонарушения, предусматривающего ответственность за пропаганду ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, – ст. 20.3.1.

Пакет поправок выделяется детальной аргументацией в пользу их принятия. Так, авторы законопроектов привели статистику привлечения к уголовной ответственности по ст. 282 УК, согласно которой число осужденных по ее первой части выросло за последние 5 лет в 4 раза, тогда как по второй – сократилось в 12 раз (с 12 человек в 2012 г. до 1 в 2017 г.).  При этом указано, что в период 2014–2016 гг. оправдательные приговоры по данным составам преступлений отсутствовали. «Наблюдаемая тенденция вызывает тревогу, поскольку может говорить о нарастании диссонанса между обществом и государством, а также об увеличении карательного уклона правоохранительной системы по отношению к гражданам, активно выражающим свою гражданскую, подчас патриотическую, позицию», – отмечается в связи с этим в пояснительной записке.

Читайте также
Статью 282 УК РФ предлагают признать утратившей силу
По мнению авторов поправок, статья о возбуждении ненависти или вражды сформулирована так, что любой бытовой проступок может быть квалифицирован как преступление
11 января 2018 Новости

При этом авторы поправок признают, что в рамках действующей конституционной модели российского общества рассуждения о правомерности существования ответственности за действия, направленные на возбуждение между людьми ненависти либо вражды по какому-либо признаку, следует признать беспочвенными, поскольку запрет на их проявление прямо установлен ч. 2 ст. 29 Конституции РФ. Ранее схожее мнение высказывал советник ФПА РФ Нвер Гаспарян, комментируя законопроект, которым предлагается признать ст. 282 утратившей силу.

Однако, как отмечается в пояснительной записке, это не означает, что наказание за нарушение такого запрета должно быть именно уголовным. При этом указано, что степень общественной опасности деяний, предусмотренных ст. 282 УК РФ, вообще не может быть объективно определена, поскольку существующие диспозиции статьи вызывают многочисленные претензии, как теоретического, так и практического плана, со стороны научного сообщества, законодателей и общества в целом. В частности, авторы поправок указали на законодательную неопределенность уголовно-правового запрета ст. 282 УК РФ, а также на размытость описательной диспозиции ее первой части: «Одно лишь наличие признаков “публичности”, “использования СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей” представляется недостаточным для обоснованности уголовного преследования».

Говоря о практике применения, авторы поправок также указали на правовую неопределенность формы действий, которые должны быть осуществлены для возбуждения ненависти либо вражды. При этом они указали, что перечень, приведенный в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», невозможно считать исчерпывающим.

Также они обратили внимание на субъективность экспертов при определении того, является ли та или иная информации или действия возбуждающими ненависть или вражду, а также на сложность определения понятия «социальная группа» и научную нерешенность вопроса о мотивах ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Все это ведет к неоднородности и произволу при применении закона, указали авторы законопроектов. 

Говоря об изменениях в КоАП, авторы поправок указали, что целью законопроекта является установление справедливой ответственности за совершение действий, незначительных по степени общественной опасности и потому не могущих считаться уголовным преступлением, например «репосты» новостей и сообщений в социальных сетях и других ресурсах интернета.

Принятие поправок, по мнению их авторов, «позволит снизить излишнюю неоправданную нагрузку на уголовно-исполнительную систему Российской Федерации, экспертное и судейское сообщество России, а также повысить доверие общества к российскому правосудию».

Адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов отметил, что позиция авторов законодательной инициативы изложена максимально аргументировано и полно и с ней нельзя не согласиться.

«Действительно, “несовершенство” ст. 282 УК РФ с каждым годом позволяет все более и более превращать ее в так называемую “палочную” для правоохранителей и в “стопроцентно обвинительную” – для судов. При этом неопределенность диспозиции самой уголовной нормы, множественная субъективность привлекаемых в такие дела “псевдоэкспертов” породили различное, иногда диаметрально противоположное, применение данной нормы. Вспоминаются вопиющие случаи, когда за репосты в социальных сетях граждане приговаривались к реальным срокам, и только лишь общественный резонанс позволял смягчать назначенное судами наказание (например, уголовные дела в отношении воспитательницы детского сада Евгении Чудновец и студента Александра Крузе)», – прокомментировал эксперт. 

Игорь Бушманов добавил, что в сложившихся сегодня условиях меры уголовной ответственности, предусмотренные ст. 282 УК, зачастую срабатывают в отрицательную сторону – против тех, кого они призваны защищать: «Такое положение в принципе недопустимо, как с точки зрения теории права, так и во избежание излишней “карательности” правоприменения в целом, ведет к произволу и многочисленным судебным ошибкам при применении закона и проявлениям недоверия граждан к судебной и исполнительной властям».

Читайте также
Владимир Путин согласился с критикой правоприменения статьи УК о возбуждении ненависти
В ходе прямой линии Президент РФ заявил, что данный вопрос будет проанализирован, а судебная практика должна находиться в поле зрения общественности и корректироваться
08 июня 2018 Новости

По мнению адвоката, предлагаемыми поправками «весьма удачно исключается излишняя репрессивность применения ст. 282 УК РФ и, безусловно, повышается степень защищенности российских граждан». «С учетом того, что к данной проблематике не так давно привлечено внимание Президента РФ, а также при наличии положительного заключения Верховного Суда РФ, полагаю, что предлагаемые инициативы в самое ближайшее время повлекут положительные изменения в данный уголовный закон в сторону его декриминализации и либерализации», – заключил Игорь Бушманов.

Адвокат АП г. Москвы Евгений Москаленко в свою очередь считает, что исключение признаков «публичности» приведет и без того печальную практику к плачевному результату, скрещиванию идентичных составов и вовсе к путанице. «Всегда повторял и писал: требуется не кодексы менять, а добиваться верной правоприменительной практики. Формулировки в кодексах и постановлениях Пленума ВС РФ достаточно выверенны, и если и требуют корректировки, то не такой радикальной. Необходимо направить усилие на соблюдение буквы закона именно судами. Именно в судах формируется порочная практика: нижестоящие суды не принимают очевидные факты во внимание, слишком вольно трактуют положения кодексов, не учитывают разъяснения Пленума ВС РФ. Да и сам Верховный Суд в подавляющем большинстве случаев не учитывает собственные же пленумы», – прокомментировал он. 

В качестве примера адвокат привел то же Постановление Пленума ВС РФ от 28 июня 2011 г. № 11, о котором говорится в законопроекте: под формой действий, направленных на возбуждение ненависти или вражды, следует понимать высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц. «Чем оно плохо? Здесь перечислены действительно опасные явления и нет ни слова о “лайках”. Но тот же Верховный Суд “засиливает” абсурдные решения нижестоящих инстанций. Поэтому спрашивать необходимо с судебной системы и прекратить создавать видимость работы», – аргументировал Евгений Москаленко.

Он добавил, что данные разъяснения Пленума необходимо соблюдать, но беда в том, что «0,2 процента оправдательных приговоров в случае, если некий амбициозный следователь решил вас наказать по данной статье, не оставят шанса на справедливое решение никому». «Суд уже давно превратился в ту собаку, которой виляет хвост», – констатировал адвокат.

Стоит отметить, что сегодня же был опубликован перечень поручений Владимира Путина по итогам прямой линии, в числе которых имеется и указание на необходимость проанализировать использование в правоприменительной практике понятий «экстремистское сообщество» и «преступление экстремистской направленности». С вопросом по этому поводу к Президенту как раз обратился один из авторов данного пакета поправок Сергей Шаргунов.

Рассказать:
Дискуссии
Нужна ли ст. 282 УК РФ?
Нужна ли ст. 282 УК РФ?
Уголовное право и процесс
20 декабря 2018
Яндекс.Метрика