Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству на своем заседании 24 мая рассмотрел принятый Государственной Думой федеральный закон «О внесении изменений в статьи 55 и 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (в части уточнения положений, устанавливающих требования к лицам, которые могут быть представителями в суде).
Этим законом изменяются те нормы КАС, которые обязывали адвоката предъявлять суду документы о высшем юридическом образовании. Согласно новому закону ч. 3 ст. 55 КАС будет изложена в следующей редакции: «Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители – документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия».
Изменяется также формулировка ч. 4 ст. 57. Ее предлагается одобрить в следующей редакции: «Полномочия адвоката в качестве представителя в суде удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также доверенностью».
Комитет верхней палаты предлагает Совету Федерации одобрить данный закон на пленарном заседании 25 мая.
Также на заседании Комитета был поддержан принятый Госдумой закон о внесении изменений в ст. 5.39 и 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
В этом документе конкретизируется понятие адвокатского запроса и содержатся требования к своевременному ответу на такой запрос.
Так, Закон об адвокатуре дополняется статьей 61 следующего содержания:
«Статья 61. Адвокатский запрос
1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее – адвокатский запрос).
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса».
В законе предусмотрено, что «неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».
В ст. 17 появится п. 7: «Представление о возбуждении дисциплинарного производства, внесенное в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации территориальным органом юстиции, рассматривается квалификационной комиссией и советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Кодексом профессиональной этики адвоката».
А ст. 37 будет дополнена п. 71, согласно которому «в исключительных случаях в целях обеспечения единообразного применения норм настоящего Федерального закона, Кодекса профессиональной этики адвоката и единства дисциплинарной практики, а также соблюдения решений Федеральной палаты адвокатов и ее органов президент Федеральной палаты адвокатов по собственной инициативе или по представлению вице-президента возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката при получении сведений о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм настоящего Федерального закона, Кодекса профессиональной этики адвоката, неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей». Дисциплинарное дело президент ФПА РФ направляет в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, членом которой является адвокат, для рассмотрения квалификационной комиссией и советом в порядке, предусмотренном Кодексом профессиональной этики адвоката.
Законом также вносятся поправки в ст. 21 и 22, согласно которым учредить адвокатский кабинет вправе «адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет и принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально», а «в числе учредителей коллегии адвокатов должно быть не менее двух адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет».
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству единогласно рекомендовал верхней палате одобрить данный закон. А присутствовавший на заседании Комитета исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков заявил позже, что этот «долгожданный и долго рождавшийся в сложных дискуссиях закон стал результатом компромисса». По словам Андрея Сучкова, Федеральная палата адвокатов намерена и дальше работать над базовым для адвокатов страны законом, предлагая по мере необходимости вносить в него необходимые коррективы.
Этим законом изменяются те нормы КАС, которые обязывали адвоката предъявлять суду документы о высшем юридическом образовании. Согласно новому закону ч. 3 ст. 55 КАС будет изложена в следующей редакции: «Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители – документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия».
Изменяется также формулировка ч. 4 ст. 57. Ее предлагается одобрить в следующей редакции: «Полномочия адвоката в качестве представителя в суде удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также доверенностью».
Комитет верхней палаты предлагает Совету Федерации одобрить данный закон на пленарном заседании 25 мая.
Также на заседании Комитета был поддержан принятый Госдумой закон о внесении изменений в ст. 5.39 и 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
В этом документе конкретизируется понятие адвокатского запроса и содержатся требования к своевременному ответу на такой запрос.
Так, Закон об адвокатуре дополняется статьей 61 следующего содержания:
«Статья 61. Адвокатский запрос
1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее – адвокатский запрос).
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса».
В законе предусмотрено, что «неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».
В ст. 17 появится п. 7: «Представление о возбуждении дисциплинарного производства, внесенное в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации территориальным органом юстиции, рассматривается квалификационной комиссией и советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Кодексом профессиональной этики адвоката».
А ст. 37 будет дополнена п. 71, согласно которому «в исключительных случаях в целях обеспечения единообразного применения норм настоящего Федерального закона, Кодекса профессиональной этики адвоката и единства дисциплинарной практики, а также соблюдения решений Федеральной палаты адвокатов и ее органов президент Федеральной палаты адвокатов по собственной инициативе или по представлению вице-президента возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката при получении сведений о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм настоящего Федерального закона, Кодекса профессиональной этики адвоката, неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей». Дисциплинарное дело президент ФПА РФ направляет в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, членом которой является адвокат, для рассмотрения квалификационной комиссией и советом в порядке, предусмотренном Кодексом профессиональной этики адвоката.
Законом также вносятся поправки в ст. 21 и 22, согласно которым учредить адвокатский кабинет вправе «адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет и принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально», а «в числе учредителей коллегии адвокатов должно быть не менее двух адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет».
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству единогласно рекомендовал верхней палате одобрить данный закон. А присутствовавший на заседании Комитета исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков заявил позже, что этот «долгожданный и долго рождавшийся в сложных дискуссиях закон стал результатом компромисса». По словам Андрея Сучкова, Федеральная палата адвокатов намерена и дальше работать над базовым для адвокатов страны законом, предлагая по мере необходимости вносить в него необходимые коррективы.