×

Усилить правовые гарантии адвокатской деятельности

В Совете Федерации ФС РФ обсудили пути развития законодательства, направленного на обеспечение профессиональных прав адвокатов
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова 27 мая провела круглый стол «Гарантии осуществления адвокатской деятельности: перспективы развития законодательства». В работе круглого стола участвовали представители Министерства юстиции РФ, Общественной палаты РФ, региональных органов государственной власти, адвокатского сообщества, эксперты. На мероприятии выступили президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, а также вице-президенты ФПА РФ Светлана Володина, Елена Авакян и Олег Баулин.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова напомнила, что 20 лет назад был принят Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который служит правовой основой реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Сенатор поблагодарила адвокатов за бескорыстную работу по оказанию юридической помощи жителям Донецкой и Луганской народных республик, прибывших на территорию Российской Федерации.

Она отметила, что благодаря инициативной позиции адвокатского сообщества укрепляются правовые и организационные механизмы реализации принципов доступности и социальной ориентированности бесплатной юридической помощи на федеральном и региональном уровнях. По предложениям адвокатского сообщества расширяется состав категорий граждан, обладающих правом на ее получение, и перечень случаев оказания.

«Вопросы совершенствования действующего законодательства в сфере бесплатной юридической помощи и цифровизация процессов ее оказания на сегодняшний день являются приоритетами деятельности нашего комитета», – сказала Ирина Рукавишникова.

Сенатор также сообщила, что повсеместно совершенствуются и организационные основы бесплатной правовой помощи. Появляются новые проекты и форматы, которые делают ее получение для граждан более доступным и оперативным. По словам Ирины Рукавишниковой, наличие в регионах таких ресурсов и сервисов и имеющийся практический опыт являются свидетельствами цифровой зрелости участников системы бесплатной юридической помощи, а в будущем – и готовности к интеграции в единый общероссийский цифровой ресурс. В фокусе внимания парламентариев находятся вопросы разработки информационной системы «Правовая помощь», сказала она.

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко начал свое выступление с темы независимости адвокатуры как комплекса отношений между государством и адвокатской корпорацией. Он подчеркнул ценность как невмешательства государства в деятельность адвокатуры, так и поддержки, оказываемой государством адвокатуре в различных сферах.

Также Юрий Пилипенко привлек внимание к неравенству адвокатов и частнопрактикующих юристов в плане налогообложения их доходов от профессиональной деятельности. Хотя и те и другие ведут деятельность по оказанию юридической помощи, налогообложение адвокатов существенно выше (13% против 6% для индивидуальных предпринимателей и 4–6% для самозанятых граждан. – Прим. ред.), что несправедливо.

Вице-президент ФПА РФ Светлана Володина отметила, что применительно к статусному праву адвокатов на получение информации с помощью адвокатских запросов настоятельно требуется основательная ревизия законодательных положений, касающихся сведений ограниченного доступа, для предоставления возможности раскрытия их адвокатам по официальному запросу. В целом для развития института адвокатского запроса необходимо не только внести в нормативные правовые акты, регулирующие сведения ограниченного доступа (врачебная тайна, банковская тайна, тайна переписки и пр.), возможность предоставления этих сведений по запросу адвоката, но и сократить срок ответа адресата на адвокатский запрос с 30 дней до 15 дней, а также вывести информацию, запрашиваемую адвокатом с помощью адвокатского запроса, из-под действия положений Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Также вице-президент ФПА РФ обратила внимание на то, что Уголовный кодекс РФ содержит ряд норм, предусматривающих ответственность за посягательства на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство адвоката как участника процесса отправления правосудия (ст. 295, 296, 297 УК РФ), однако не содержит нормы об ответственности за вмешательство в адвокатскую деятельность и нарушение профессиональных прав адвоката.

Введение уголовной ответственности за воспрепятствование адвокатской деятельности будет являться одним из направлений совершенствования российского законодательства в направлении усиления правовых гарантий деятельности адвоката, подчеркнула Светлана Володина. Поскольку адвокаты являются равноправными участниками уголовного судопроизводства наряду со следователями, дознавателями, то должны иметь равные с этими лицами гарантии неприкосновенности и личной безопасности, а значит, на таком же уровне должна быть обеспечена и уголовно-правовая охрана профессиональных прав адвоката от преступных посягательств со стороны кого бы то ни было, заключила она.

Член Совета ФПА РФ Елена Авакян сообщила, что синхронизация Комплексной информационной системы адвокатуры России (КИС АР) с системой ГАС «Правосудие» и направление уведомлений о назначении адвокатов с ее использованием станут возможными после получения адвокатурой доступа в систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Данный вопрос, отметила она, в настоящее время прорабатывается на основе специального поручения Правительства РФ.

Как рассказала Елена Авакян, интеграция КИС АР и систем правоохранительных органов и судов (ГАС «Правосудие», система ФСИН и др.), в частности, позволит исключить назначение в уголовные, гражданские и административные дела «карманных адвокатов» и обеспечить: право на защиту при соблюдении принципов справедливого и равномерного распределения нагрузки среди адвокатов; прозрачность и контроль оплаты работы по назначению со стороны государственных органов; возможность согласования времени проведения совместных мероприятий, планирования, записи для посещения и т.д. для более эффективной организации участия адвокатов в процессуальных действиях и снижения бюджетных затрат на возмещение адвокатам расходов из-за состоявшихся по организационным причинам на стороне правоохранителей и судов мероприятий.

Елена Авакян также отметила, что интеграция КИС АР и портала «Государственные услуги» позволит адвокатам официально подтвердить свой статус в целях обеспечения эффективного представительства интересов граждан, в том числе при использовании суперсервисов «Правосудие онлайн», «Цифровое исполнительное производство», «Подача заявлений в правоохранительные органы» и др.

Кроме того, интеграция КИС АР, ФНС России и других государственных органов, по ее словам, позволит исключить информационные потери и нарушение сроков подачи отчетности, внесения и актуализации сведений об адвокатах в государственные реестры данных, дублированное предоставление имеющихся у других госорганов сведений и т.д.

Вице-президент ФПА РФ Олег Баулин сообщил, что всегда в центре внимания адвокатуры оставалась работа по оказанию бесплатной юридической помощи. Российские адвокаты самостоятельно и системно проводят дни оказания бесплатной помощи, реализуют целевые программы, среди которых, к примеру, «Адвокатура в школе», программа помощи беженцам.

Вместе с тем активное участие адвокатуры в государственной системе оказания бесплатной юридической помощи связано с определенными проблемами. Так, ставки оплаты за оказанную помощь существенно и даже кратно различаются применительно к различным регионам. Поскольку функция оказания бесплатной помощи является общегосударственной, возможно определение в федеральном законе единых минимальных размеров оплаты, считает Олег Баулин. В законодательстве отсутствует порядок индексации ставок, в связи с чем в некоторых регионах они не менялись уже десять лет.

По словам вице-президента ФПА РФ, существенной является проблема оснований оплаты оказанной помощи. Фактически в каждом регионе действует собственная, обычно излишне бюрократизированная схема представления подтверждающих документов, что определяет необходимость унификации отчетности в федеральном законодательстве и ее упрощения.

Не индексируются, в отличие от ставок оплаты за защиту по назначению, размеры оплаты представительства по назначению суда, которые по-прежнему определены в виде диапазона, что предполагает, что оплата всегда будет производиться в минимальном размере.

Эти и другие вопросы, подчеркнул Олег Баулин, должны быть разрешены, с тем чтобы обеспечить нормальное функционирование системы оказания бесплатной юридической помощи.

Рассказать:
Яндекс.Метрика