×

В госпрограмму «Юстиция» внесут новые изменения

Сроки ее реализации продлены на шесть лет – до конца 2026 г., а объем бюджетных ассигнований увеличен почти вдвое
Фото: «Адвокатская газета»
Предлагаемые Минюстом корректировки в госпрограмму не касаются мероприятий в сфере адвокатуры и адвокатской деятельности, а затрагивают сферы нотариата, принудительного исполнения судебных решений, развития уголовно-исполнительной системы.

25 декабря Минюст представил для общественного обсуждения проект постановления правительства о внесении изменений в госпрограмму «Юстиция». Обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза документа продлятся до 8 января.

Читайте также
В госпрограмму «Юстиция» внесены изменения
Корректировки, затрагивающие адвокатуру, касаются только показателей оказания адвокатами бесплатной юридической помощи
04 апреля 2018 Новости

Как следует из пояснительной записки к проекту, в первую очередь изменения касаются подпрограммы 1 «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций», однако они затрагивают не адвокатов, а нотариусов.

Так, из подпрограммы предлагается исключить показатель «Количество жалоб на действия (бездействие) нотариусов», начиная с 2019 г. Необходимость изменения обоснована тем, что с начала реализации госпрограммы в 2014 г. этот показатель ежегодно не достигается, на что Минюст никак не может повлиять. Основной причиной недостижения показателя названы изменения нотариального законодательства, приятые за последние годы.

«Невозможность спрогнозировать влияние изменений в законодательстве в сфере нотариата на рост или снижение значения показателя “Количество жалоб граждан на действия (бездействие) нотариусов” не согласуется с требованиями Методических указаний об адекватности (достижение прогресса в снижении количества жалоб граждан представляется затруднительным в связи с расширением сферы деятельности нотариусов и увеличением количества нотариальных действий), точности (жалобы граждан зачастую носят субъективный характер и не связаны с профессиональной деятельностью нотариусов) и объективности (после установления нотариальными палатами субъектов Российской Федерации с 2017 г. размеров оплаты услуг правового и технического характера жалобы граждан, связанные с оплатой нотариальных услуг, должны считаться как жалобы на действия нотариальных палат, что приведет к снижению показателя, но реальное положение дел не улучшится)», – указано в пояснительной записке.

Также, в связи с окончанием в 2020 г. ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» в подпрограмму 2 «Развитие судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации» госпрограммы «Юстиция» предлагается включить новое основное мероприятие – реконструкцию административного здания Центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ.

Изменения предложено внести в подпрограмму 4 «Повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечения установленного порядка деятельности судов».

В настоящее время она предусматривает такой показатель, как «Доля постановлений, вынесенных в форме электронного документа, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью и направленных для исполнения в кредитные организации и регистрирующие органы в целях наложения ограничений на должника и его имущество, обращения взыскания на имущество в общем количестве данных постановлений». Он рассчитывается, как отношение таких постановлений к общему количеству постановлений, вынесенных и направленных для исполнения в кредитные организации и регистрирующие органы с целью наложения ограничений на должника и его имущество, обращения взыскания на имущество.

Отмечается, что изначально были установлены высокие прогнозные значения показателя (95% в 2018 г.) в связи с темпами роста межведомственного взаимодействия с банками до 2015 г.

Однако, как указано в пояснительной записке, есть ряд объективных факторов, которые влияют на возможность приема и исполнения банками постановлений судебных приставов-исполнителей. В частности, то, что обязательность электронного обмена с ФССП России банками никак не предусмотрена; увеличение числа реорганизаций банков путем слияния, из-за чего обмен приостанавливается на несколько месяцев; отзыв большого количества лицензий на осуществление банковской деятельности у кредитных организаций.

«Значительную часть документооборота с банками составляют запросы судебного пристава о наличии счетов в банках и денежных средств на них. Именно поэтому банки в первую очередь обеспечивают на своей стороне исполнение запросов в электронном виде, что позволяет им сокращать трудозатраты на обработку запросов. Обеспечение перевода в электронный вид обработки постановлений судебного приставами гораздо сложнее, так как требует существенной переработки всего программного обеспечения банка. Тогда как существенной экономии трудозатрат не происходит. Количество постановлений в 15-20 раз меньше, чем запросов», – указано в пояснительной записке.

В связи с этим предлагается с 2019 г. изменить наименование показателя на «Доля постановлений, вынесенных на основании полученных ответов в рамках электронного документооборота и направленных для исполнения в кредитные организации и регистрирующие органы в целях наложения ограничений на должника и его имущество, обращения взыскания на имущество в общем количестве данных постановлений». Предполагается, что данное уточнение позволит более объективно оценивать вклад электронного документооборота для повышения эффективности исполнения судебных актов и актов иных органов.

Стоит отметить, что также изменения предусмотрены и в задачи подпрограммы 4, которые дополнены положением об обеспечении стабильной работы подсистем АИС ФССП России. Также в целевые индикаторы добавилась обеспеченность структурных подразделений и аппаратов управлений территориальных органов ФССП России каналами связи пропускной способностью более или равной 1 Мбит/с.

Кроме того, в структуру госпрограммы предлагается включить новое основное мероприятие «Обеспечение мер по созданию необходимых условий для исполнения судебных решений». Это обосновано тем, что в утвержденных Минфином базовых бюджетных ассигнованиях федерального бюджета на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. предусмотрено выделение ФССП России в 2021 г. бюджетных ассигнований по этому мероприятию, предусмотренному подпрограммой 4, на осуществление расходов по капитальным вложениям в строительство объектов для размещения территориальных органов ФССП России, а также расходов на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.

В подпрограмме 5 «Повышение эффективности государственного управления при реализации государственной программы Российской Федерации “Юстиция”» госпрограммы предлагается изменить показатель, касающийся объема средств, необходимого для выплаты взноса в бюджет Гаагской конференции. В настоящий момент он определяется в рублях, тогда как предложено определять его в процентах от полного объема.

Читайте также
ФСИН неэффективно использовала выделенные на информатизацию 8,9 млрд руб.
Счетная палата сообщила «АГ», что менее 2% осужденных к ограничению свободы контролируются с помощью оборудования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц
10 сентября 2018 Новости

Еще одно крупное изменение госпрограммы заключается во включении в нее ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018–2026 годы)». В рамках новой ФЦП предполагается увеличить количество СИЗО, в которых условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых соответствуют российскому законодательству и международным стандартам, с 73,4% в 2017 г. до 81,8% к концу 2021 г.; количество исправительных, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений, в которых условия отбывания наказания осужденных соответствуют законодательству, – с 69,2% в 2017 г. до 71,1% к концу 2021 г.; численность осужденных к лишению свободы, привлеченных к оплачиваемому труду, по отношению к численности осужденных, подлежащих привлечению к труду, с 40,1% в 2017 г. до 41,3% к концу 2021 г.

Интересно отметить, что пояснительная записка к проекту обходит стороной еще одно заметное изменение, которое очевидно при изучении документов. А именно то, что сроки реализации госпрограммы увеличены на 6 лет: если раньше предполагалось, что третий ее этап завершится 31 декабря 2020 г., то теперь крайним сроком стало 31 декабря 2026 г.

Соответствующим образом почти вдвое увеличивается и объем бюджетных ассигнований. Если при последней редакции паспорта госпрограммы, принятой в апреле 2018 г., предусматривалось выделение на ее реализацию 2 158 017 563,4 тыс. руб. до конца 2020 г., то теперь запланированная сумма увеличилась до 4 056 070 994,6 тыс. руб.

Рассказать:
Яндекс.Метрика