Госдума приняла в первом чтении законопроект № 982396-7 о внесении изменений в ст. 7 Закона об федеральной службе безопасности.
Эта статья дополняется частями 5–7, согласно которым военнослужащие, госслужащие, работники, а также лица, уволенные из органов ФСБ, будут обязаны соблюдать конфиденциальность информации о деятельности вышеуказанных органов, составляющей профессиональную тайну. К профессиональной тайне органов ФСБ будет отнесена информация, не содержащая составляющие государственную тайну сведения или данные, отнесенные к служебной информации ограниченного распространения, разглашение (распространение) которой может создать угрозу собственной безопасности органов такой Службы и/или нанести ущерб их репутации.
Отмечено, что подготовленные вышеуказанными лицами для открытого опубликования материалы, касающиеся деятельности органов ФСБ (за исключением информационных сообщений, пресс-релизов, иных сообщений и материалов для СМИ и общественности), будут проходить экспертную оценку в органах Службы, которые должны установить в них наличие (отсутствие) информации о собственной деятельности, составляющей профессиональную тайну, и представить автору соответствующее заключение.
Перечень такой информации, а также порядок проведения вышеуказанной оценки подготовленных для открытого опубликования информационных материалов, касающихся деятельности органов ФСБ, будет определяться руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Не допускается опубликование (размещение, распространение) информационных материалов, касающихся деятельности органов ФСБ, без соответствующего заключения ее органа.
Управляющий партнер АБ «ОПОРА» Приморского края, адвокат Алексей Ананьев отметил, что в случае принятия законопроект никаким образом не повлияет на действующее уголовно-процессуальное законодательство (к примеру, в плане допроса в судах бывших сотрудников Службы) без соответствующего изменения последнего. По его мнению, раскрываемое в законопроекте понятие профессиональной тайны распространяется, исходя из его текста, только лишь на ситуации, связанные с открытым опубликованием (размещением, распространением) информационных материалов, касающихся деятельности органов федеральной службы безопасности, и только.
«В случае если подобный законопроект будет принят, перечисленные в нем лица все равно будут нести равные со всеми обязанности, предусмотренные уголовным судопроизводством, например по даче показаний, предоставлению запрашиваемых судом, стороной обвинения или стороной защиты сведений», – подчеркнул адвокат.
В то же время Алексей Ананьев нашел странным, что в поправках не разъясняется о том, какая информация о деятельности органов федеральной службы безопасности, составляющая профессиональную тайну, является конфиденциальной, а какая нет. «Текст о конфиденциальности в таком виде дает разгул фантазии и повлечет массу злоупотреблений при реализации закона. В любом случае данный законопроект явно не направлен на открытость и гласность деятельности соответствующих структур и может затронуть конституционные права граждан, в том числе и перечисленных в нем (например, ст. 29 Конституции РФ, гарантирующая каждому свободу мысли и слова), и организаций. При его рассмотрении, на мой взгляд, нужно уделить особое внимание соответствию поправок положениям российской Конституции», – подчеркнул он.
Старший партнер АК «Бородин и партнеры», адвокат Михаил Чечеткин полагает, что рассматриваемый законопроект предлагает ограничить распространение сведений о деятельности ФСБ, которые, по экспертной оценке органов Службы, могут нанести ущерб их репутации. «Таким образом, фактически можно говорить о запрете распространять сведения, “бросающие тень” на деятельность ФСБ России. Относительно риска невозможности допросить сотрудников ФСБ по интересующим обстоятельствам данный законопроект не вводит новых ограничений, так как проведение допроса и сведения, не подлежащие разглашению в ходе допроса, регулируются процессуальным законодательством, Законом об ОРД и др.», – отметил он.