×

ВС скорректировал разъяснения по надзору за освобожденными из мест лишения свободы

Пленум ВС внес изменения в постановление, которым разъяснялись вопросы, возникающие при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы  
Один из адвокатов отметил, что в постановлении вдвое увеличен срок рассмотрения дела об административном надзоре, что отражает позицию Верховного Суда о чрезмерной нагрузке на судей и необходимости ее оптимизации. Другой посчитал, что безусловное установление административного надзора за «злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания» после их освобождения из мест лишения свободы при существующей системе «исправления» в пенитенциарных учреждениях – весьма спорный момент.

22 декабря Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда от 16 мая 2017 г. № 15 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”».

Постановление для прояснения

Адвокат АП Свердловской области Сергей Колосовский посчитал, что каких-то судьбоносных изменений не внесено. «Нельзя даже сказать, что изменения ужесточают порядок установления административного надзора. Пожалуй, это действительно тот случай, когда просто устраняются отдельные неясности», – указал он. Так, внесенными изменениями допускается возможность рассмотрения дела об установлении или прекращении административного надзора не только по месту жительства или пребывания, но и по месту фактического нахождения лица, отметил адвокат.

Читайте также
Пояснения к надзорной практике
Верховный Суд  разъяснил судам, как применять законодательство в сфере надзора за освобожденными из мест заключения лицами
16 мая 2017 Новости

Если ранее дела об установлении административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, а также о продлении, досрочном прекращении административного надзора, о дополнении или частичной отмене ранее установленных поднадзорным лицам административных ограничений рассматривались судом по месту жительства или пребывания таких лиц, то теперь и по месту фактического нахождения. При этом местом фактического нахождения является избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия – города) либо территория городского или сельского поселения.

Постановлением устанавливается, что в принятии административного иска об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, на надлежит отказывать в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 128 КАС, если в суд обращается исправительное учреждение, в котором указанное лицо отбывает наказание.

Положение, ранее являвшееся п. 3 Постановления № 15, теперь разделено на несколько пунктов. Так, согласно новому п. 3 административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений, указанных в ч. 1 ст. 3 Закона об административном надзоре, при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона.

Согласно новому п. 4 освобождаемым из мест лишения свободы лицам, в отношении которых может быть установлен административный надзор, такой надзор назначается в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В соответствии с новым п. 5 за освобожденными из мест лишения свободы лицами, в отношении которых может быть установлен административный надзор, такой надзор устанавливается в случае совершения ими после освобождения в течение одного года двух и более административных правонарушений, указанных в п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона.

Исходя из п. 6, независимо от оснований, предусмотренных в ч. 3 ст. 3 Закона об административном надзоре, административный надзор в обязательном порядке устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, указанного в ч. 2 и 2.1 ст. 3 Закона. Согласно п. 7 лица, совершившие преступление в несовершеннолетнем возрасте, подлежат административному надзору при достижении ими 18 лет к моменту обращения уполномоченного органа в суд с соответствующим административным исковым заявлением. Пункт 8 устанавливает, что административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории России на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении них решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.

Разъяснение, которое ранее было пронумеровано как четвертое, стало девятым. Также документ был дополнен п. 10, согласно которому административный надзор может быть установлен с учетом требований ст. 3 Закона в отношении лица, которому ранее назначенное наказание заменено лишением свободы.

Ранее абз. 1 п. 5 (ныне п. 11) устанавливал, что в отношении совершеннолетнего лица, имеющего на день вступления в силу Закона об административном надзоре непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего и освободившегося из мест лишения свободы до дня вступления в силу Закона, административный надзор может быть установлен по заявлению органа внутренних дел при условии совершения этим лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность. В иных случаях административный надзор за данной категорией лиц установлен быть не может.

Согласно предыдущей редакции абз. 2 этого же пункта постановления за совершеннолетним лицом, имеющим на день вступления в силу Закона непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в том числе за лицом, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, а также за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, освобожденным из мест лишения свободы до дня вступления в силу Закона, административный надзор устанавливается по заявлению органа внутренних дел независимо от оснований, указанных в ч. 3 ст. 3 Закона об административном надзоре. Теперь же административный надзор может устанавливаться в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 и 3 ст. 3, ч. 2 ст. 13 Закона.

Также указано, что за освобожденным из мест лишения свободы до дня вступления в силу Закона об административном надзоре и имеющим неснятую или непогашенную судимость на день вступления в силу Закона лицом, в отношении которого административный надзор устанавливается в обязательном порядке, такой надзор применяется по заявлению органа внутренних дел.

Ранее абз. 2 п. 6 (п. 12 в новой редакции) устанавливал, что прокурор в порядке ч. 1 ст. 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что такое лицо по состоянию здоровья, возраста либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд. Теперь же следственный изолятор вправе обратиться в суд с административным иском об установлении административного надзора за осужденным, в отношении которого он исполняет функции исправительного учреждения.

При этом постановление дополняется п. 13, который повторяет абз. 2 п. 6 предыдущей редакции этого документа.

Уточнение предыдущих положений

Кроме того, ВС конкретизировал разъяснения из п. 8 (теперь п. 15) Постановления № 15. Ранее он указывал, что с учетом того, что административное исковое заявление, связанное с административным надзором, незамедлительно принимается к производству суда, за исключением случая его неподсудности данному суду, такое административное исковое заявление не может быть оставлено без движения. Недостатки административного искового заявления могут быть устранены в процессе подготовки дела к судебному разбирательству. Вместе с тем при наличии предусмотренных законом оснований административное исковое заявление может быть возвращено либо в его принятии может быть отказано.

В новой редакции вопрос о принятии к производству суда административного искового заявления, связанного с административным надзором, разрешается судьей незамедлительно. Требование об устранении недостатков административного искового заявления об административном надзоре может быть изложено в определении о принятии его к производству суда. В случае неустранения недостатков, препятствующих рассмотрению административного дела, административный иск может быть оставлен без рассмотрения.

Изменение предыдущих разъяснений

ВС уточнил, что административное дело об административном надзоре может рассматриваться в течение двадцати дней со дня поступления в суд административного иска, а не десяти, как было установлено ранее. «Вдвое увеличен срок рассмотрения дела об административном надзоре, что отражает позицию Верховного Суда о чрезмерной нагрузке на судей и необходимости ее оптимизации», – указал Сергей Колосовский.

При этом, заметил адвокат, подход к установлению надзора при отсутствии в приговоре указания на вид рецидива полностью изменен: если раньше Верховный Суд считал, что в таких случаях суд не вправе самостоятельно устанавливать данные обстоятельства, то сейчас он занял противоположную позицию – вид рецидива суд вправе установить самостоятельно, исходя из содержания приговора.

Так, ранее указывалось, что при отсутствии в приговоре указания на наличие рецидива преступлений в действиях лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, суд в рамках дела об административном надзоре не вправе самостоятельно устанавливать данные обстоятельства. Если в приговоре имеются сведения о совершении указанным лицом преступления при рецидиве преступлений, однако вид рецидива не определен, административный надзор может быть установлен при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона. Теперь же, согласно п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона, установление административного надзора за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, является обязательным.

Отсутствие в приговоре прямого указания на вид рецидива не влияет на возможность установления административного надзора за таким лицом, поскольку закон связывает назначение такого надзора с фактом наличия у лица неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. В этом случае суд устанавливает административный надзор, исходя из вида рецидива, с учетом содержания приговора (включая сведения о сроке, о виде наказания, о виде исправительного учреждения) и (или) иных судебных решений по уголовному делу (в том числе судебных актов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций).

Согласно утвержденному п. 28, если в период рассмотрения дела административный ответчик осужден к лишению свободы, суд отказывает в удовлетворении административного иска, поскольку данное обстоятельство является основанием для прекращения административного надзора, за исключением лиц, указанных в ч. 2.1 ст. 3 Закона, – ранее на исключение не указывалось.

«Новая редакция разъяснений в п. 29 устанавливает необходимость соразмерности устанавливаемых поднадзорному ограничений с его правом на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. Строго говоря, и до этой редакции по смыслу закона было возможно обжалование чрезмерных ограничений, однако данная редакция постановления Пленума ВС, прямо указывающая на необходимость соразмерности, такое обжалование упрощает», – посчитал Сергей Колосовский.

Адвокат заметил, что вводимые п. 30 и 31 обязывают суд учитывать жизненные обстоятельства поднадзорного, его характеристики, условия проживания, график учебы или работы и т.п.

Разделение на пункты

Ранее п. 22 содержал 11 абзацев. В принятом постановлении это пункты 29–33. При этом в п. 33 дополнительно устанавливается, что при установлении административного надзора за лицом, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за лицом, не имеющим места жительства или пребывания, запрещение выезда за установленные судом пределы территории является обязательным (п. 2 и 3 ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре).

Пленум ВС дополнил постановление новым положением, согласно которому Закон содержит исчерпывающий перечень исключительных личных обстоятельств, при которых орган внутренних дел дает разрешение на пребывание поднадзорного лица вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) краткосрочный выезд этого лица за установленные судом пределы территории. При возникновении иных обстоятельств поднадзорное лицо вправе обратиться с административным иском о частичной отмене административных ограничений.

Ранее при назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчислялся со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы. Теперь срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания и в виде принудительных работ.

В п. 36 ВС отметил, что административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления при рецидиве преступлений, либо двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством для погашения судимости.

В нынешний п. 39 (ранее п. 27) добавляется положение, согласно которому, если при рассмотрении дела установлены основания для назначения административного надзора, не указанные в административном исковом заявлении, суд определяет срок административного надзора с учетом всех оснований в пределах, предусмотренных Законом.

Согласно абз. 3 п. 42 истечение срока административного надзора за лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более соответствующих административных правонарушений, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений.

Новые разъяснения

В заключение Пленум ВС дополнил постановление пятью новыми разъяснениями. В соответствии с п. 45 осуждение поднадзорного лица, указанного в ч. 2.1 ст. 3 Закона, к лишению свободы за совершение им преступления в период нахождения под административным надзором и направление его к месту отбывания наказания приостанавливают течение срока административного надзора. После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается. Вместе с тем, если в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы применение принудительных мер медицинского характера в отношении указанного лица было прекращено и истек срок судимости, ставшей основанием для установления административного надзора, административный надзор прекращается.

«Совершенно логичное дополнение про право потерпевшего обжаловать решение о прекращении административного надзора, которое вроде бы и так вытекает из смысла закона, но, вероятно, требовало отдельных разъяснений», – указал Сергей Колосовский.

Согласно п. 46 постановления осуждение лица за совершение им преступления в период нахождения под административным надзором и освобождение его от наказания в виде лишения свободы не влекут прекращения административного надзора.

Исходя из п. 47, если на момент рассмотрения апелляционных жалобы, представления лицо, в отношении которого решается вопрос об административном надзоре, не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания, ранее заявляло ходатайство о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции с его участием, освободилось из мест лишения свободы и не сообщило суду о месте своего нахождения, суд апелляционной инстанции в порядке ст. 101 КАС направляет судебное извещение по последнему известному суду месту жительства или пребывания этого лица. Такое извещение считается доставленным несмотря на то, что адресат по этому адресу более не находится. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

В п. 48 ВС отметил, что неуведомление потерпевшего о подаче административного иска о досрочном прекращении административного надзора либо его непривлечение к участию в деле в качестве заинтересованного лица при наличии соответствующего заявления является основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке по апелляционной жалобе потерпевшего.

В соответствии с п. 49 если при рассмотрении апелляционных жалобы (в том числе лица, которому назначается административный надзор), представления установлено, что судом первой инстанции неправильно определены основания, срок административного надзора, не назначены обязательные административные ограничения, суд апелляционной инстанции отменяет решение первой инстанции и принимает новое решение в соответствии с требованиями Закона.

Адвокат АП Санкт-Петербурга Александр Чангли посчитал, что безусловное установление административного надзора за «злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания» после их освобождения из мест лишения свободы при существующей системе «исправления» в пенитенциарных учреждениях – весьма спорный момент. «На мой взгляд, необходима реформа системы ФСИН, и только тогда, когда в принципе станут невозможны те нарушения прав заключенных, о которых мы знаем, можно принимать подобные правила. Тем более что, с одной стороны, эффективность административного надзора весьма сомнительна, но с другой, подобные меры можно использовать для перманентного давления на неудобных власти лиц», – указал он.

Рассказать:
Яндекс.Метрика