×

Запущен сервис для помощи гражданам в составлении обращений в полицию

Комитет гражданских инициатив создал онлайн-конструктор для подготовки грамотных жалоб и заявлений в правоохранительные органы
Адвокаты неоднозначно оценили инициативу. По мнению одного из них, это нововведение облегчит для граждан доступ к правосудию и возможность восстановления нарушенных прав. Другие отметили, что содержащиеся в нем формы документов доступны во всех отделениях полиции, тогда как сложности у граждан возникают именно с правовым обоснованием их обращений. Кроме того, когда речь идет об уголовном праве и процессе, отказ от общения с адвокатом, имеющим соответствующий опыт и специализацию, может обернуться для заявителя плачевно.

Комитет гражданских инициатив запустил онлайн-проект «Открытая полиция», цель которого состоит в том, чтобы помочь гражданам в составлении грамотных обращений в правоохранительные органы. «Мы решили упростить жизнь людям и составить онлайн-конструктор, чтобы не допустить отказов в приеме заявлений граждан сотрудниками полиции по формальным причинам, чтобы заявления принимались и по ним проводились проверки», – рассказала «АГ» координатор проекта Татьяна Романова.

Она пояснила, что Комитет уже продолжительное время занимается созданием инструкций для граждан по взаимодействию с полицией, в основном в формате инфографики. В них доступным и понятным языком объясняется, как грамотно составить заявление, как сделать так, чтобы заявление было принято дежурным сотрудником полиции, как обжаловать отказ в принятии заявления, какие права и обязанности имеет полицейский, если он пришел в квартиру к гражданину. Интернет-сервис – это следующий шаг.

По словам Татьяны Романовой, в настоящее время в онлайн-конструкторе есть готовая форма заявления в полицию, куда нужно внести фактическое описание событий преступления и указать свои фамилию, имя, отчество и адрес, после чего конструктор сам предложит ближайшие отделения полиции, куда можно направить заявление.

Онлайн-конструктор содержит и образцы заявлений о побоях, жалоб на отказ в возбуждении уголовного дела, на постановление по делу об административном правонарушении, заявление об обжаловании действий (бездействия) сотрудников полиции. «Мы рассчитываем на обратную связь от наших пользователей, и если будут поступать просьбы дополнить конструктор новыми образцами, мы с удовольствием это сделаем», – сказала Татьяна Романова.

Адвокат, старший партнер АБ «ЗКС» Андрей Гривцов отметил, что приветствует нововведение, облегчающее для граждан доступ к правосудию и возможность восстановления нарушенных прав. По его мнению, предлагаемый КГИ конструктор заявлений еще необходимо протестировать на практике, но даже если он будет содержать лишь общий шаблон заявления, это уже может облегчить гражданам составление документа.

При этом Андрей Гривцов заметил, что предлагаемый конструктор в любом случае не станет конкурентом адвокатам. «Ни одна шаблонная система не сможет подготовить документ лучше профессионального юриста, для составления заявления изучающего все обстоятельства дела, владеющего юридической техникой подготовки документов и способного подстроить стилистику под психологические особенности адресата. Вместе с тем не все граждане имеют возможность обратиться за помощью к адвокату, поэтому подобный шаблонный конструктор уж точно лишним не будет», – добавил он.

По мнению партнера АБ «Бартолиус», адвоката Сергея Гревцова доступно составленное обращение, наполненное грамотным обоснованием и доказательствами, – секрет успеха документа в уголовном процессе. В связи с этим он высказал сомнение в том, как конструктор будет формировать формы заявлений и жалоб. «Если форма будет содержать три раздела: от кого, кому и суть обращения (как это уже сейчас сделано на сайте МВД), то это не окажет помощи гражданам, поскольку не создает ничего нового. Проблемы при составлении обращения обычно возникают по вопросам территориальной подследственности и квалификации произошедшего, а в этом компьютер не помощник – только опытный и грамотный адвокат сможет проконсультировать по этим вопросам», – считает Сергей Гревцов.

Он добавил, что не видит практического смысла в подобных онлайн-формах, поскольку таким образом продолжается содействие подмене понятия «сообщение о преступлении» «мотивированным заявлением». «УПК подразумевает лишь подачу короткого сообщения о событии, которое, по мнению заявителя, является правонарушением. А уже правоохранительные органы проверяют данное сообщение и собирают необходимый материал для принятия решения в порядке ст. 144–145 УПК», – пояснил Сергей Гревцов.

Кроме того, он заметил, что как бы ни было написано заявление или жалоба (по форме или нет), если основания есть – их удовлетворят. А если нет, то откажут. В остальных случаях он рекомендовал гражданам обращаться за квалифицированной юридической помощью к адвокатам.

Критическое отношение к онлайн-сервисам, позволяющим составлять процессуальные документы и подавать их в электронном виде, выразил и адвокат Даниил Берман. «С одной стороны, то, что гражданин будет иметь возможность оперативно составить, распечатать и обменять составленное программой заявление в окошке дежурной части ОВД на заветный талончик из КУСП, – замечательно», – указал он. Однако адвокат добавил, что при этом необходимо помнить, что заявление о преступлении или неправомерных действиях должно быть не только грамотно и правильно составлено, но и подано в необходимый орган: полицию, Следственный комитет, дознание, ФСБ – в зависимости от подследственности. Также необходимо правильно выбрать адрес такого органа. В противном случае, отметил Даниил Берман, заявление может очень долго «отфутболиваться», пока не попадет туда, куда следует.

«С другой стороны, когда мы говорим об уголовном праве, о преступлениях и о защите своих прав в уголовном процессе – нельзя отказываться от общения с адвокатом с соответствующим опытом и специализацией, иначе это может обернуться очень плачевными последствиями», – уверен Даниил Берман.

Рассказать:
Яндекс.Метрика