Теперь каждый сможет зарегистрировать товарный знак и знак обслуживания
Это поможет предприимчивым гражданам развивать личный бренд для продвижения собственных товаров и услуг, а также упростит жизнь наследникам правообладателей
28 июня 2022 г. был официально опубликован закон1, который «уравнял» граждан с предпринимателями – теперь каждый сможет зарегистрировать на свое имя товарный знак и знак обслуживания. Закон вступит в силу 29 июня 2023 г. Именно с этой даты физические лица смогут регистрировать товарные знаки и знаки обслуживания для индивидуализации своих товаров и услуг. Что это значит? Давайте разбираться.
Товарные знаки и знаки обслуживания – это что?
Ford или Ferrari? А может, Rolls-Royce? Автомобильные предпочтения – яркая демонстрация влияния брендов на жизнь, культуру, систему ценностей и поведение потребителей. Бренды формируют группы целевой аудитории по многочисленным объединяющим признакам: равно как болельщики ЦСКА отделяют себя от фанатов «Локомотива», поклонники Apple отличают себя от любителей Samsung.
Ford, Ferrari, Rolls-Royce, Apple, Samsung, ЦСКА, «Локомотив», White rabbit, кафе «Пушкинъ» – все эти обозначения зарегистрированы в качестве товарных знаков или знаков обслуживания. Товарные знаки служат для индивидуализации товаров, а знаки обслуживания – для индивидуализации услуг. Так, Apple является товарным знаком, а кафе «Пушкинъ» – знаком обслуживания.
Зарегистрировать в качестве товарного знака можно не только слово или картинку. Допускается регистрация цветовых, обонятельных и звуковых знаков. Например, ПАО «Сбербанк» зарегистрировал в качестве товарного знака зеленый цвет (Pantone 349, номер свидетельства 556088), натуропарфюмер Наталья Коляго – кожаный аромат (номер свидетельства 470375), радиостанция «Радио шансон» – аудиозаставку (номер свидетельства 213565).
Далее речь пойдет о товарных знаках, но подразумевать мы будем и знаки обслуживания.
Что дает регистрация товарного знака?
Свидетельство о регистрации товарного знака является подтверждением наличия у правообладателя исключительного права на обозначение.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (п. 3 ст. 1484 ГК РФ). То есть правообладатель может запрещать третьим лицам использовать товарный знак. Например, никто не может производить машины с названием Rolls-Royce без разрешения Rolls-Royce Motor Cars.
Правообладатель может предоставить третьему лицу право использования товарного знака, заключив с ним лицензионный договор. Он также может произвести отчуждение товарного знака третьему лицу, если в результате такого отчуждения не возникнет вероятность смешения. Таким образом, правообладатель может использовать товарный знак и распоряжаться исключительным правом на него по своему усмотрению.
Что изменит новый закон?
1. Зарегистрировать товарный знак сможет каждый.
В России регистрировать обозначения в качестве товарных знаков могут только юридические лица и индивидуальные предприниматели. После вступления нового закона в силу такая возможность появится и у физических лиц независимо от наличия у них статуса ИП.
В первую очередь эти изменения ввели для самозанятых граждан. По заявлению Сергея Собянина, число самозанятых в Москве превысило 1 млн человек. Все они смогут зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания для защиты своего бренда. Например, такая возможность пригодится, если человек продает дизайнерские товары или оказывает услуги репетитора. Предполагается, что нововведения будут стимулировать малый бизнес и помогут гражданам развивать личные бренды для продвижения собственных товаров и услуг.
При этом, вопреки новостям в СМИ, регистрировать товарные знаки смогут не только самозанятые, но и любые дееспособные физические лица, в том числе иностранцы. По общему правилу иностранные граждане не могут зарегистрироваться в качестве ИП, потому до вступления закона в силу регистрация товарных знаков не представляется для них возможной.
2. Наследникам правообладателей на придется регистрироваться в качестве ИП.
Предоставление физическим лицам возможности обладать исключительными правами на товарные знаки упрощает регулирование вопроса о наследовании таких прав. Сейчас наследник обладателя исключительного права на товарный знак должен в течение года зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или произвести отчуждение исключительного права2. В следующем году такая необходимость отпадет.
При этом могут возникнуть проблемы, связанные с неиспользованием товарных знаков. Законодательством допускается досрочное прекращение правовой охраны товарного знака в случае, если он не используется три года (п. 1 ст. 1486 ГК РФ). Значит, если наследник станет обладателем права на товарный знак без намерения его использовать и добровольно от него не откажется, третьим лицам, желающим использовать этот товарный знак, придется три года ждать досрочного прекращения его правовой охраны вследствие неиспользования.
Предполагается, что наследование товарных знаков может стать причиной введения потребителей в заблуждение. Ведь наследник может использовать товарный знак для производства товаров иного качества, нежели наследодатель.
Похожая ситуация возникает при классическом отчуждении исключительного права на товарный знак. Согласно п. 2 ст. 1488 ГК РФ такое отчуждение не допускается, если оно может стать причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. За исполнением этой нормы следит Роспатент. Например, ведомство не допускает отчуждение исключительного права на товарный знак без отчуждения исключительного права на промышленный образец, если при производстве товаров указанные средство индивидуализации и результат интеллектуальной деятельности используются совместно. Представляется, что при наследовании исключительных прав на товарные знаки Роспатенту следует осуществлять аналогичные проверки.
Как зарегистрировать товарный знак?
Процедура регистрации выглядит следующим образом.
1. Проверка возможности регистрации товарного знака (выбор классов товаров, в отношении которых планируется регистрация; поиск других товарных знаков, которые могут препятствовать регистрации обозначения).
2. Подготовка пакета документов для регистрации товарного знака и уплата государственной пошлины.
3. Формальная экспертиза Роспатента – проверка наличия предусмотренных документов и соблюдения требований, предъявляемых к этим документам законодательством.
4. Экспертиза Роспатента по существу – проверка на соответствие требованиям законодательства обозначения, заявленного на регистрацию в качестве товарного знака.
5. Получение свидетельства о регистрации товарного знака.
1 Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации».
2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании».
Фотобанк Freepik/@freepik