Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Конкурент копирует упаковку вашего товара?

Если это уменьшает прибыль и вы не получаете ожидаемую отдачу от затрат на продвижение своего бренда, так как из-за похожести упаковок покупатели путают вашу продукцию и товары другого производителя, – вы можете привлечь его к ответственности за недобросовестную конкуренцию

Конкурент копирует упаковку вашего товара?

Получит ли упаковка товара правовую охрану как объект интеллектуальной собственности?

В ст. 1225 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. Но упаковка продукции в этом списке отсутствует. Получается, она не будет защищаться как объект интеллектуальной собственности? Нет, такой однозначный вывод неверен. Поясним.

Интеллектуальная собственность – это совокупность неимущественных прав на результаты творческой деятельности, принадлежащих автору либо его наследникам, юрлицам по закону или на основании договора. В ст. 1259 ГК РФ сказано, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения произведения и способа его выражения. В числе прочего такими объектами являются произведения дизайна, к которым можно отнести и упаковку товара. И поскольку объекты авторских прав подлежат правовой охране, распространяться она должна и на упаковку. Этот вывод находит подтверждение в апрельском постановлении Пленума Верховного Суда РФ 2019 г.

Так, Пленум ВС РФ указал, что перечень объектов авторского права, содержащийся в п. 1 ст. 1259 ГК РФ, не является исчерпывающим. Судам при разрешении вопроса об отнесении результата интеллектуальной деятельности к объектам авторского права следует учитывать, что по смыслу ст. 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только результат, созданный творческим трудом. При этом предполагается, что он создан творческим трудом, пока не доказано иное. Творческий характер не зависит от того, создано произведение автором собственноручно или с использованием технических средств. А отсутствие новизны и оригинальности не может свидетельствовать о том, что произведение создано не творческим трудом и не является объектом авторского права1.

Таким образом, этикетка упаковки товара может считаться объектом авторского права и будет защищаться как произведение дизайна. 

Как защититься от конкурентов, использующих похожую упаковку для своих товаров?

Согласно Закону о защите конкуренции2 не допускается совершение действий, способных вызвать смешение с деятельностью конкурента, с его продукцией или услугами. В том числе запрещаются копирование и имитация внешнего вида товара, его упаковки, этикетки, наименования, фирменного стиля (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала и витрины). Такие действия будут расцениваться как недобросовестная конкуренция (п. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции). 

Под имитацией внешнего вида товара понимается подражание с целью создания у покупателей впечатления о принадлежности продукции линейке имитируемых товаров. 

Для привлечения конкурента к ответственности за имитацию упаковки необходимо установить несколько обстоятельств:

  • Направлены ли его действия на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; способны ли они привести к смешению его и вашей продукции, могут ли они повлечь ошибочный выбор потребителя при покупке из-за того, что он принял товар конкурента за ваш или полагал, что оба товара принадлежат одному производителю.
  • Противоречат ли действия конкурента ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. Эта статья запрещает всякий акт конкуренции, не соответствующий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, недопустимы действия, способные вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента.
  • Способны ли действия конкурента причинить вам убытки. Ведь создание смешения на рынке влечет отток потребительского спроса от одних товаров к другим и может привести к уменьшению прибыли, на которую рассчитывала компания, разработавшая стилистику упаковки. 
  • Получаете ли вы ожидаемую отдачу от затрат на развитие и продвижение своего бренда. Тут учитывается, что за счет вложенных вами средств осуществляется также продвижение товара конкурента, имитирующего упаковку вашей продукции.

И главное: чтобы защитить свое право на дизайн упаковки и добиться запрета на его использование конкурентом, достаточно доказать, что товар с такой упаковкой ввели в гражданский оборот именно вы и у потребителя сформировалась стойкая ассоциативная связь между производителем данной продукции и упаковкой. 

Как рассматриваются споры об имитации дизайна упаковки?

The Procter & Gаmble Company и ООО «Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская компания» обратились в ФАС с заявлением о недобросовестной конкуренции ООО «Стокист», которое ввело в гражданский оборот на территории России средство для мытья посуды Fasty и средства личной гигиены для женщин DaySpa Natural Soft, DaySpa Ultra и DaySpa Ultra Super. Заявители настаивали на том, что эти товары имитируют их продукцию – средство для мытья посуды Fairy и средства личной гигиены для женщин Always Ultra и Naturella Classic. 

Комиссия ФАС пришла к выводу, что использование компанией «Стокист» дизайнерских решений заявителей привело к смешению их продукции. При этом компания могла продавать свои товары по более низким ценам, так как ей не приходилось тратиться на их продвижение. Она использовала сложившуюся за долгие годы присутствия на российском рынке репутацию заявителей и высокую степень узнаваемости их продукции, сформированную за счет широкомасштабной рекламной кампании3.

Всегда ли копирование упаковки признают недобросовестной конкуренцией?

Как показывает судебная практика, вовсе нет. В августе прошлого года в Иркутской области один из производителей лиственничной серы обратился в УФАС с жалобой на конкурента, использующего сходную, по его мнению, упаковку аналогичного товара. В обоснование своего требования о признании факта недобросовестной конкуренции заявитель представил акт экспертного исследования на сходство обозначений, проведенного патентным поверенным. Из акта следовало, что упаковки похожи до степени смешения и производят сходное зрительное впечатление. А вот в заключении патентоведа, представленном оппонентом, содержался противоположный вывод: тождественностью и не пахнет. 

Комиссия антимонопольного органа предложила сторонам провести независимую экспертизу. В итоге она показала, что упаковки товаров не являются сходными до степени смешения: изобразительные и словесные элементы не похожи. УФАС пришло к выводу, что антимонопольное законодательство нарушено не было. С таким решением согласились арбитражный суд и Суд по интеллектуальным правам4.

Упаковка товара является объектом интеллектуальной собственности, требующим правовой защиты. И с усилением конкуренции предприниматели будут все чаще испытывать необходимость в такой защите. При этом практика рассмотрения подобных споров противоречива, а значит, подход судов будет зависеть от действий спорящих сторон. Это нужно иметь в виду, если вы планируете привлечь к ответственности конкурента, который копирует упаковку вашего товара, или, напротив, создаете для своей продукции упаковку, похожую на ту, что используется другим производителем.


1 Пункт 80 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

2 Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3 Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 июля 2018 г. № 1-14-74/00-08-17.

4 Постановление Суда по интеллектуальным правам от 3 сентября 2019 г. № С01-738/2019 по делу № А19-27052/2018.

Читайте также: