Права исполнителей и композиторов: как защитить?

Ответы на вопросы певцов, музыкантов и авторов музыки о насущном – об охране прав на родине и за границей, использовании музыкального творчества без разрешения в Интернете, заведениях и на мероприятиях, сборе вознаграждения с нарушителей и распределении доходов между несколькими авторами или исполнителями

Права исполнителей и композиторов: как защитить?

Композиторы и исполнители, особенно певцы и музыканты, часто сталкиваются с копированием своих произведений, но не всегда знают, как защитить права на них. Наша справка поможет в этом разобраться.

Какие права есть у композиторов и исполнителей?

Права композиторов на результаты творческой деятельности называют авторскими (ст. 1255 ГК РФ), а права исполнителей – смежными с авторскими (ст. 1315 ГК РФ). Эти права можно разделить на две категории.

  • Исключительное право (имущественное) – это право использовать свое произведение и запрещать другим такое использование.

    Например, никто не может без разрешения автора музыки исполнять ее на музыкальных инструментах во время концертов и записывать на ее основе песни. А когда певец и музыкант исполнили с согласия автора его произведение, эту песню нельзя просто включить в кафе или салоне красоты – на ее использование понадобится их разрешение.

  • Личные неимущественные права – это право считаться автором произведения, право автора указывать свое имя на всех копиях произведения, право запрещать другим вносить изменения в произведение.

    Например, на экземплярах фонограммы должны быть указаны имена автора музыки, певца и музыкантов.

Исключительные права авторов музыки действуют в течение всей их жизни и 70 лет после их смерти. Для исполнителей этот срок короче – исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет.

Что нужно сделать для охраны прав?

Авторские и смежные права возникают у композиторов и исполнителей с момента создания произведений и исполнений (п. 4 ст. 1259 ГК РФ, п. 2 ст. 1304 ГК РФ). Для возникновения, осуществления и защиты прав дополнительные действия не нужны.

Совет. Однако о депонировании произведений подумать все же стоит. Это их добровольная регистрация. Депонированием занимаются специальные организации, например n’RIS и IREG. Они за плату вносят в свои реестры информацию о произведении и его авторе, а затем выдают свидетельство о депонировании. Чтобы его получить, автору необходимо отправить копию произведения. Свидетельство о депонировании является весомым доказательством в суде при рассмотрении споров об авторстве и о взыскании компенсации с нарушителей авторских и смежных прав.

Если вы не готовы платить за депонирование, попробуйте более доступную альтернативу – отправьте произведение с информацией о его создании по электронной почте друзьям или коллегам. Такое письмо также можно использовать в суде как доказательство, подтверждающее авторство.

Как получить международную защиту прав?

Регистрировать музыку или текст песни для получения международной защиты прав не нужно. Произведения и исполнения охраняются с момента их создания не только в Российской Федерации, но и в других странах.

С 1995 г. для России вступила в силу Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Она предусматривает защиту авторских прав в странах, присоединившихся к конвенции. А с 2003 г. для России вступила в силу Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция). Она гарантирует охрану смежных прав в странах – участницах конвенции.

Благодаря этим конвенциям композиторы и исполнители могут рассчитывать на правовую защиту произведений независимо от места, времени их обнародования и регистрации прав на них. Это значит, что они могут запрещать использование их произведений без разрешения и взыскивать компенсацию за неправомерное использование в странах – участницах конвенции. Неважно, в какой из этих стран будут продаваться копии произведений (диски с песнями, сборники и т.д.), – автор имеет право указывать свое имя или псевдоним на всех копиях. Также он вправе запретить вносить изменения в произведение.

Пример. В 2001 г. в Санкт-Петербурге композитор Б. создал музыкальное произведение. А в 2022 г. во Франции артист Н. сочинил текст, наложил его на музыку композитора Б. и записал песню в студии. Копии аудиозаписи продавались на дисках во Франции, в Испании и Италии без указания имени композитора Б. Что он может сделать?

Композитор Б. вправе запретить распространение копий аудиозаписи. А еще он имеет право взыскать компенсацию за нарушение авторских прав и требовать указания своего авторства. Причем композитор Б. может защищать свои интересы не только на родине, но и в других странах независимо от наличия регистрации.

Совет. В некоторых странах есть свои особенности защиты исключительных прав. Например, в США гораздо проще это сделать, если права зарегистрированы в Библиотеке Конгресса США. Хотя такая регистрация и не является обязательной. Она аналогична российской процедуре депонирования и позволяет получить свидетельство, подтверждающее авторство. Поэтому, если беспокоитесь о защите прав в иностранном государстве, ознакомьтесь с его правовой системой.

Когда можно использовать произведение без разрешения автора?

Законодательство РФ предусматривает случаи, когда произведение можно воспроизводить без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Посмотрим на такие случаи свободного использования произведения.

  • Использование произведения в личных целях, т.е. для удовлетворения гражданином своих потребностей. Например, исполнение молодым человеком в компании родителей песни на гитаре.
  • Использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях. Например, преподаватель во время лекции дает студентам прослушать музыкальное произведение для достижения учебной цели.
  • Исполнение произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон.
  • Использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями.
  • Использование произведения для целей правоприменения, т.е. для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью. Например, спор о плагиате дошел до суда. При проведении судебной экспертизы получать разрешение автора на использование музыкального произведения эксперт не должен.
  • Запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования. Поскольку в базах вещательных организаций записи произведений могут храниться непродолжительное время (это связано со спецификой их работы), такое их право закреплено во избежание спорных ситуаций.

Перечень случаев свободного использования произведений в России изложен в Гражданском кодексе РФ. В остальных случаях их использование возможно только с согласия правообладателей, если срок действия исключительных прав не истек.

Можно ли включать музыку для записи видеороликов в Интернете?

Музыку часто используют при создании видеозаписей на таких платформах, как Instagram, TikTok и YouTube. Но эти случаи не подпадают под нормы о свободном использовании произведений. А значит, по общему правилу это запрещено.

Онлайн-площадки по-разному регулируют вопрос использования музыкальных произведений. Правила обычно отражаются на их сайтах, указываются в пользовательских соглашениях. Например, Twitch разрешает использовать музыкальные композиции во время трансляций только в одном из следующих случаев:

  • стримеру принадлежит исключительное право на произведение;
  • произведение находится в общественном достоянии (срок защиты авторских/смежных прав истек) и не охраняется нормами авторского права;
  • произведение находится в музыкальной библиотеке Soundtrack by Twitch.

Создание встроенной музыкальной библиотеки – популярная нынче тенденция. Instagram заключает лицензионные договоры с правообладателями и сам платит за использование их музыкальных произведений в соцсети – при создании видео в Instagram Live и Reels.

В России судебная практика по взысканию компенсаций с блогеров и стримеров за использование музыкальных произведений при создании трансляций и видеороликов пока не сформировалась. Но известны случаи, когда владельцы аккаунтов получали сообщения о нарушении ими исключительных прав с просьбой удалить спорный контент.

Например, стример Jake'n'Bake получил сообщение от площадки Twitch о необходимости удалить видеоролик, сделанный много лет назад, поскольку в нем без разрешения была использована песня Канье Уэста1. О получении подобного сообщения высказывалась Fuslie. Она должна была удалить два видеоролика, нарушающих исключительные права2.

О развитии систем пресечения нарушений сообщал YouTube. На платформе внедрена автоматическая система Content ID для проверки авторских прав в загружаемых видеозаписях3.

Совет блогерам и стримерам. Если для записи видеоролика нужна чужая музыка, но не нужны негативные последствия, желательно ознакомиться на платформе с Положением об использовании интеллектуальной собственности.

Совет правообладателям. Заподозрили нарушение – направьте на платформу вопрос о наличии права на использование ваших музыкальных произведений. Возможно, его за плату предоставила организация по коллективному управлению правами.

Как организации по коллективному управлению правами собирают с нарушителей авторское вознаграждение?

Организации по коллективному управлению правами – это некоммерческие организации, которые отслеживают нарушения авторских и смежных прав. Они представляют интересы авторов и исполнителей – могут потребовать прекращения нарушений и выплаты компенсации правообладателям.

В России для управления авторскими правами создано Российское авторское общество, а для управления смежными правами – Всероссийская организация интеллектуальной собственности. На основании свидетельств о государственной аккредитации РАО и ВОИС уполномочены собирать авторское вознаграждение в пользу всех правообладателей. Как это работает?

1. Представитель РАО или ВОИС посещает мероприятие или заведение – концерт, выставку, ресторан и т.д.

2. Путем видеосъемки фиксирует использование музыкальных произведений.

3. С помощью программы Shazam расшифровывает произведение и по реестрам РАО или ВОИС определяет автора и исполнителя.

4. Направляет организатору мероприятия или владельцу заведения запрос с вопросом о согласии правообладателя на использование его музыкального произведения.

5. Если такого разрешения нет, организатор или владелец обязан заключить договор с правообладателем либо перечислить компенсацию в организацию по коллективному управлению правами. Получив компенсацию, РАО или ВОИС перечисляет вознаграждение автору и исполнителю.

Как сотрудничать с РАО и ВОИС, чтобы использовать чужое музыкальное творчество?

Организации по коллективному управлению правами могут заключать договоры об использовании произведений с организаторами мероприятий, владельцами кафе, ресторанов и т.д. Для этого организатор или владелец передает список произведений, которые будут слушать участники мероприятия или посетители заведения. Затем РАО или ВОИС разделит полученное вознаграждение между названными композиторами и исполнителями.

Организации по коллективному управлению правами упрощают процесс выплаты вознаграждения правообладателям. Организатор мероприятия заключает договоры с РАО и ВОИС, и ему не нужно получать разрешение на использование произведения у каждого композитора и исполнителя.

Можно ли включать для посетителей музыку, если есть платная подписка на музыкальный сервис?

Нельзя. Музыкальные сервисы вроде Boom и Spotify можно использовать только в личных, некоммерческих целях. Об этом говорится в их пользовательских соглашениях. Правило логичное: подписка на эти сервисы стоит около 150–200 руб. В то время как коммерческое использование музыкальных произведений значительно дороже.

Чтобы посетители кафе, ресторана или мероприятия могли наслаждаться приятным звуковым сопровождением, необходимо заключить договоры с правообладателями или организацией по коллективному управлению правами (РАО, ВОИС).

Можно ли отказаться от охраны прав со стороны РАО и ВОИС?

Некоторые композиторы и исполнители дают возможность своим слушателям использовать их музыкальные произведения без разрешения. В таком случае нужно обратиться в РАО и ВОИС с заявлением об отказе от защиты своих прав. После этого организации оставят без внимания использование указанных произведений. Списки таких произведений опубликованы на сайтах РАО и ВОИС.

Как нескольким авторам одного произведения получать дифференцированное вознаграждение?

Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами. Причем неважно, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (п. 1 ст. 1258 ГК РФ). То есть у произведения может быть несколько авторов, которые считаются соавторами.

Когда исключительное право на произведение принадлежит нескольким лицам, доходы от его совместного использования распределяются между правообладателями в равных долях, если соглашением между ними не предусмотрено иное (п. 3 ст. 1229 ГК РФ). Следовательно, либо доходы делятся между соавторами поровну, либо в соглашении предусматривается распределение доходов в процентном соотношении – 30/70, 40/60 и т.п.

В таком случае возникает вопрос: как дистрибьюторам учитывать соглашение соавторов при распределении прибыли? На некоторых платформах есть кнопки, фиксирующие распределение доходов. Но дистрибьютор может и вручную рассчитать причитающиеся авторам доли. Поэтому, даже если на сайте нет специальной кнопки, соавтор может требовать от дистрибьютора выплаты той доли, которая предусмотрена соглашением между правообладателями, с момента его заключения.

(Больше полезных советов о защите прав на результаты творческой деятельности – в подборке материалов на тему «Интеллектуальная собственность»)


1 JakeNBake hit with DMCA strike for Kanye song in two-year-old Twitch clip.

2 Fuslie Has been issued two copyright strikes on her twitch channel.

3 YouTube is using AI to police copyright – to the tune of $2 billion in payouts.


Фото: фотобанк Freepik/@freepik

Читайте также: