Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Защитить право на интернет-мем и получать доход – вполне реально

«Как тебе такое, Илон Маск?» – этот российский мем о странных изобретениях известен даже за пределами нашей страны. Фраза стала популярной после того, как в Twitter ее прокомментировал сам американский миллиардер. Мем попытались зарегистрировать в качестве товарного знака в Роспатенте, но не вышло. Почему? И как защитить свое право на интернет-мем?

Защитить право на интернет-мем и получать доход – вполне реально

Популярный мем можно коммерциализировать

Сергей Скавронский, адвокат РОКА им. Д.П. Баранова

Чтобы получать прибыть от использования узнаваемого образа или фразы, их регистрируют в Роспатенте в качестве товарных знаков. С момента регистрации у заявителя возникает исключительное право. Оно дает возможность распоряжаться товарным знаком любым не противоречащим закону способом, разрешать или запрещать другим его использование. Причем отсутствие запрета на использование товарного знака не считается разрешением (ст. 1229 ГК РФ).

Как монетизируют зарегистрированные мемы? Делают сувенирную продукцию, игрушки, аксессуары, одежду либо требуют компенсацию от тех, кто использует мем в коммерческой деятельности (читайте об этом в материале «Интернет-мемы: юмор по закону»)1.

Регистрация товарного знака доступна не только автору мема. Если автор узнал, что его произведение зарегистрировали, и хочет это исправить – ему придется обжаловать решение Роспатента и добиваться аннулирования товарного знака. Обжаловать такое решение можно в административном порядке в Палату по патентным спорам при Роспатенте. Если Палата отказала, надо обратиться в Суд по интеллектуальным правам. Исходя из практики, вероятность добиться успеха есть. Товарный знак будет аннулирован, если автор мема докажет свои авторские права на него и использование мема без его согласия.

Мемы как творчество, товарные знаки и промышленные образцы

Андрей Алексейчук, старший юрист практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»

Ни в России, ни в других странах идея вне связи с ее реализацией не охраняется. Например, нельзя запретить другим использовать идею смешной фразы о «сердитом мануле». В то же время фотография манула или фраза может быть признана творческим произведением.

Екатерина Тиллинг, адвокат Адвокатской палаты Московской области, партнер и глава практики интеллектуальной собственности юридической фирмы BIRCH LEGAL, старший преподаватель департамента права цифровых технологий и биоправа факультета права НИУ ВШЭ

Дарья Билык, младший юрист юридической фирмы BIRCH LEGAL

Интернет-мемы, будучи продуктами творческого труда, подлежат охране как объекты авторского права на неограниченной территории. По общему правилу авторские права действуют в течение жизни автора (или последнего из соавторов) и 70 лет после его смерти.

Дополнительным эффективным механизмом защиты считается регистрация мема в качестве товарного знака. Если товарный знак зарегистрирован, то доказывать исключительное право на него в случае неправомерного использования другими лицами не нужно. Помните известный мем grumpy cat («сердитая кошка»)? Правообладатели этого товарного знака неоднократно выигрывали процессы против производителей, незаконно использовавших изображение сердитой кошки в своей продукции.

Мем можно зарегистрировать как общеизвестный товарный знак – допустим, когда потребители связывают его с товаром заявителя (ст. 1508 ГК РФ). Это дает бессрочную защиту, но на определенной территории – скажем, в России.

Также интернет-мем можно зарегистрировать в Роспатенте в качестве промышленного образца. В этом случае мем становится объектом патентного права, представляющим собой внешний вид какого-либо изделия. Промышленный образец получит защиту, если он новый и оригинальный. Как и товарный знак, промышленный образец охраняется на ограниченной территории. В России его охрана длится 5 лет с даты подачи заявки на выдачу патента. Этот срок продлевается на 5 лет по заявлению патентообладателя и в целом не должен превышать 25 лет (ст. 1363 ГК РФ).

Мем «Ждун» был зарегистрирован и как товарный знак, и как промышленный образец. Желая пресечь производство контрафактных игрушек, правообладатель неоднократно обращался в суд за защитой своих прав, и небезуспешно.

Антонина Шишанова, старший юрист практики интеллектуальной собственности Capital Legal Services

В 2021 г. товарным знаком стал популярный мем с котиками: «Наташ, ты спишь? Наташ, вставай, мы тут все уронили». Мем был зарегистрирован в виде фразы, без фотографии котов.

Роспатент решил, что Илон принадлежит пользователям

Андрей Алексейчук, старший юрист практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»

Большинство известных споров о мемах связаны с попытками сделать их товарными знаками. По закону не допускается регистрация обозначений (в том числе мемов), не обладающих различительной способностью. По этой причине Роспатент нередко отказывает заявителям.

Например, ведомство не зарегистрировало в качестве товарного знака выражение «Как тебе такое, Илон?». 21 марта 2023 г. Суд по интеллектуальным правам согласился с Роспатентом2. Рассмотрев дело, суд отметил, что россияне используют мем для высмеивания нелепых изобретений. Если потребитель увидит товар с такой фразой, он не будет воспринимать ее как указание на производителя. Данное выражение станет способом привлечения внимания к товару, а не средством его индивидуализации.

В обоснование своих доводов Роспатент сослался на зарубежную практику – решения американского Ведомства по патентам и товарным знакам США. В одном из решений было отказано в регистрации известного мема «100% THAT BITCH». Эксперты пришли к выводу, что это обозначение является общеупотребимым термином, идеей или выражением, которое широко используется во многих источниках, и всего лишь отражает узнаваемый концепт. Такой мем не может выполнять функции товарного знака.

Суд защитил Rossiano

Ирина Озолина, патентный поверенный России, евразийский патентный поверенный, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, старший партнер адвокатского бюро «А. Залесов и партнеры»

В ноябре 2016 г. ООО «Россиано» попыталось зарегистрировать товарный знак Rossiano для сети кофеен и фирменного кофе. Но Роспатент отказал, сославшись на то, что слово rossiano стало интернет-мемом, который обозначает альтернативный способ приготовления кофе американо. По мнению ведомства, потребители не будут воспринимать это слово как товарный знак компании. Rossiano не обладает различительной способностью. Кроме того, это слово переводится с португальского на русский язык как «российский», «россиянин» и указывает на национальную принадлежность продукта.

Однако Суд по интеллектуальным правам не согласился с Роспатентом и обязал ведомство повторно рассмотреть требование ООО «Россиано» о регистрации товарного знака3. В декабре 2022 г. Роспатент вновь отказал компании, а суд в очередной раз встал на ее сторону.


1 Дело № А40-28138/2021.

2 Дело № СИП-1109/2022.

3 Дело № СИП-763/2021.


Фото: фотобанк Freepik/@pch.vector

Читайте также: