Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Юридическая экспресс-экскурсия для любителей кино

Права SVoD, TVoD и AVoD – не знакомы с этими понятиями? Это права доступа к видеоконтенту, и вы точно ими пользуетесь, если смотрите фильмы через интернет

Юридическая экспресс-экскурсия для любителей кино

Путь кино

В киноиндустрии исторически сложилось так: фильм катают в кинотеатрах, затем выпускают на платных телеканалах, после – на DVD, и в конце – на бесплатных каналах. Но сегодня многие картины показывают зрителям, минуя перечисленные этапы.

C цифровизацией кинодистрибуция – движение кинопродукции от производителя к зрителю – вышла на новый уровень: все популярнее становятся стриминговые сервисы. Зрители получают доступ к кино через VOD-площадки, такие как Megogo, IVI, Okko и др.

Однако наиболее распространенной моделью кинодистрибуции стала гибридная: вначале от 2 до 4 недель длится кинотеатральный релиз, после чего фильм выпускают на VoD-площадках.

Конечно, фильмы не оказываются на этих площадках просто так – прежде оформляются закупочные договоры.

В закупочном договоре могут быть указаны следующие виды прав:

  • кинематографические права;
  • бесплатные или платные телевизионные права;
  • видеоправа;
  • платные просмотровые права;
  • права «видео по запросу» (Video-on-Demand, VoD), самые распространенные из которых:   
  • SVoD (Subscription Video-on-Demand, где subscription – «подписка») – доступ зрителей к фильму после покупки подписки;
  • TVoD (Transactional Video-on-Demand) – доступ зрителей к конкретному фильму за деньги с ограничением по времени просмотра или по количеству просмотров;
  • AVoD (Advertising Video-on-Demand) – бесплатный доступ к фильму предоставляется зрителям вместе с рекламой, которая демонстрируется в видео с определенной периодичностью.

VoD используется повсеместно, потому на особенностях этого способа доставки фильмов зрителю мы и остановимся. 

VoD: кино по запросу

SVoD – кино по подписке. Пользователи со SVoD-правами получают доступ к видеоконтенту за фиксированную ежемесячную плату (ежемесячная подписка).

При этом у правообладателя есть возможность накладывать ограничения – например, на количество устройств, на которых одновременно можно просматривать контент, либо на доступность контента в определенных географических зонах.

Впрочем, географические ограничения могут быть установлены для всех VoD-прав – так правообладатели защищают свои интересы на определенных территориях.

Например, правообладатель может ограничить доступность контента для пользователей из конкретной страны из-за культурных или религиозных особенностей, из-за различий в законодательстве, которое регулирует охрану авторских прав. Правообладатель может ограничить использование контента для предотвращения его незаконного распространения или защиты своих эксклюзивных прав на трансляцию.

Географические ограничения VoD-прав либо определяют в договоре между правообладателем и пользователем, либо устанавливают на уровне технических решений, таких как геоблокировка.

AVoD – кино с рекламой. Пользователи с AVoD-правами просматривают видеоконтент бесплатно, но он содержит рекламу.

Как правило, правообладатель получает доход от рекламы, а потому не требует от пользователей платы за просмотр. Это выгодно и онлайн-платформам: больше бесплатного контента – больше посетителей и выше популярность. Правда, обычно правообладатели получают меньший доход, чем при использовании других моделей дистрибуции кино, таких как подписка и покупка фильмов.

TVoD – покупка фильмов. Пользователь с TVoD-правами после оплаты доступа к фильму может смотреть его в любое время. Но обычно в рамках определенного периода, который зависит от платформы и фильма.

Для всех, кто интересуется кинодистрибуцией и ее юридическими аспектами

В Москве 2 июня 2023 г. пройдет встреча в рамках цикла бесед «А как оно в кино?». Эксперты будут обсуждать этапы кинодистрибуции. Ответят на вопрос: «Почему независимые дистрибьюторы все еще закупают кино у зарубежных лицензиаров, а не идут по пути “Аватара”?» Расскажут о закупочных договорах, пиратстве и других проблемах, с которыми сталкиваются дистрибьюторы.


Фото: фотобанк Freepik/@freepik

Читайте также: