![Банки обязали возвращать клиентам похищенные деньги](/upload/iblock/b1b/bhbjezwwlo404dosi96mc6mfkfh2mzmg/banki_obyazali_vozvrashchat_klientam_pokhishchennye_dengi_.jpg)
Нетрадиционный товарный знак сделает ваш бренд заметнее
Хотите выделиться на фоне конкурентов – зарегистрируйте звуковой, цветовой, обонятельный или объемный товарный знак. Ваш бренд будет ассоциироваться у потребителей с мелодией или цветом, ароматом или формой
![Нетрадиционный товарный знак сделает ваш бренд заметнее](/upload/iblock/b45/netraditsionnyy_tovarnyy_znak_sdelaet_vash_brend_zametnee_1.jpg)
Секрет непопулярности нетрадиционных товарных знаков
Помните, какое определение товарному знаку дает Гражданский кодекс? Это обозначение, которое служит для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. А с 29 июня 2023 г. товарные знаки для индивидуализации своих товаров смогут использовать и граждане – читайте об этом в статье «Теперь каждый сможет зарегистрировать товарный знак и знак обслуживания».
Теперь разберемся, какими могут быть товарные знаки. Привычные варианты – словесные и графические обозначения. Но ведь напоминать о бренде может также мелодия или цвет. Потому российское законодательство позволяет регистрировать нетрадиционные товарные знаки – звуковые, цветовые, световые, обонятельные и объемные.
Между тем регистрируют их редко – такой вывод позволяет сделать анализ практики Роспатента и Ведомства по интеллектуальной собственности Европейского союза. Обычно используют классические товарные знаки. И неудивительно.
Обозначение должно обладать различительной способностью, иначе его не зарегистрируют в качестве товарного знака. То есть оно должно позволять отличить товары одного производителя от товаров другого. А теперь представим, что товарный знак различительной способностью не обладает. Тогда правообладатель получит монополию на широко используемое обозначение и сможет ограничивать конкурентов в осуществлении ими своей деятельности.
Это и объясняет, почему нетрадиционные товарные знаки непопулярны. Доказать наличие различительной способности у вкуса, цвета или запаха не так-то просто.
Объемные товарные знаки
Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского союза зарегистрировало в качестве объемного товарного знака футляр для помады Rouge G de Guerlain. Правда, сначала патентный орган отказал в его регистрации. Поэтому компании Guerlain пришлось обратиться в Европейский суд общей юрисдикции. Суд отметил, что футляр для помады напоминает корпус лодки или детскую коляску, поэтому «может создавать необычный визуальный эффект» и отличать товар от других. После долгих споров суд обязал патентное ведомство зарегистрировать футляр в качестве товарного знака.
Однако не всем повезло так, как Guerlain. LVMH так не удалось зарегистрировать канву Damier Azur, представляющую собой известную клетку Louis Vuitton. Причиной неудачи стало отсутствие различительной способности у канвы.
Компания Tecnica долго пыталась добиться правовой охраны дизайна ботинок Moon Boots, предназначенных для горнолыжного спорта. Но патентное ведомство Евросоюза отказалось регистрировать его в качестве объемного товарного знака. Ведомство решило, что дизайн ботинок не обладает различительной способностью, так как часто горнолыжная обувь имеет L-образную форму.
Зато патентное ведомство положительно реагирует на регистрацию объемных товарных знаков, представляющих собой интерьер магазинов. Один из примеров – внутреннее убранство магазинов Apple (свидетельство № 1060321). А вот компания Kiko не смогла убедить патентное ведомство в том, что внешний вид ее витрин обладает достаточной различительной способностью, чтобы получить правовую охрану в качестве товарного знака.
В России объемные товарные знаки регистрируются реже. И все-таки прецеденты есть. Chanel удалось зарегистрировать в качестве товарного знака упаковку и флакон для духов (свидетельства № 20332 и № 583497).
Обонятельные товарные знаки
Аромат духов не может быть зарегистрирован в качестве обонятельного товарного знака, служащего для индивидуализации духов. Компания Chanel хотела, чтобы правовую охрану получил аромат «Шанель № 5», – не вышло. Патентное ведомство Великобритании допускает возможность регистрации обонятельных товарных знаков. Но в данном случае оно заявило, что товарный знак не должен представлять собой товар.
В других случаях запахи правовую охрану получают. В 2011 г. в России было выдано первое свидетельство на обонятельный товарный знак № 470375 – кожаный аромат. Правообладатель – известный натуропарфюмер Наталья Коляго – сообщила, что аромат используется в целях аромамаркетинга и аромадизайна. По ее словам, потребители могут ассоциировать магазин с определенным запахом, что принесет дополнительную популярность бренду.
Цветовые товарные знаки
В России более популярны цветовые товарные знаки: зеленый цвет Сбербанка (свидетельство № 556088), розовый цвет Vanish (свидетельство № 310048), мятный цвет Tiffany&Co (свидетельство № 560852) и др.
Как думаете, просто зарегистрировать цвет в качестве товарного знака? Правильный ответ – нет. Ведь нужно доказать, что цвет обладает различительной способностью. Это почти невозможно, но шанс все же есть. Тут поможет подп. 1 п. 1 ст. 1483 ГК РФ: допускается регистрация обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования. Данная норма может пригодиться крупным компаниям, которые смогли создать ассоциативную связь своих брендов с определенными цветами.
В руководстве1 Роспатента установлен открытый перечень документов, которые могут служить доказательством приобретения обозначением различительной способности. Решение о государственной регистрации товарного знака принимается только в том случае, если представленные доказательства подтверждают, что обозначение до даты подачи заявки ассоциировалось с брендом.
Звуковые товарные знаки
Может показаться, что зарегистрировать звуковой товарный знак сложнее, чем обонятельный или цветовой. Однако многим компаниям это удалось. В руководстве Роспатента указано, что в качестве таких товарных знаков могут регистрироваться музыкальные произведения, фрагменты песен, созвучия, хорошо известные звуки, встречающиеся в природе редкие звуки и электронные синтезированные звуки, которые не встречаются в природе.
Правовую охрану получила известная мелодия со словами «Радио Шансон» (свидетельство № 213565). Звуковые товарные знаки зарегистрировали ВГТРК (свидетельство № 142023) и Московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково» (свидетельство № 302608).
У регистрации звукового товарного знака есть свои особенности. К заявке прикладывается нотный текст со словесным описанием звука или мелодии. Звуковые обозначения представляются в виде фонограммы на цифровом носителе. Длительность мелодии (музыкального произведения) не должна превышать музыкальной фразы или 10 тактов. А звук, источником которого являются живые существа или предметы, может длиться не больше 30 секунд.
***
Зарегистрировать нетрадиционный товарный знак не так просто, как классический – графический или словесный. Важно сделать все правильно и подойти к процессу творчески. Скорее потребуется помощь юристов, занимающихся подготовкой документов. Но, как бы там ни было, нет ничего невозможного.
1 Приказ ФГБУ ФИПС от 20 января 2020 г. № 12 «Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов».
Фото: фотобанк Freepik/@freepik