Нетрадиционный товарный знак сделает ваш бренд заметнее

Хотите выделиться на фоне конкурентов – зарегистрируйте звуковой, цветовой, обонятельный или объемный товарный знак. Ваш бренд будет ассоциироваться у потребителей с мелодией или цветом, ароматом или формой

Нетрадиционный товарный знак сделает ваш бренд заметнее

Секрет непопулярности нетрадиционных товарных знаков

Помните, какое определение товарному знаку дает Гражданский кодекс? Это обозначение, которое служит для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. А с 29 июня 2023 г. товарные знаки для индивидуализации своих товаров смогут использовать и граждане – читайте об этом в статье «Теперь каждый сможет зарегистрировать товарный знак и знак обслуживания».

Теперь разберемся, какими могут быть товарные знаки. Привычные варианты – словесные и графические обозначения. Но ведь напоминать о бренде может также мелодия или цвет. Потому российское законодательство позволяет регистрировать нетрадиционные товарные знаки – звуковые, цветовые, световые, обонятельные и объемные.

Между тем регистрируют их редко – такой вывод позволяет сделать анализ практики Роспатента и Ведомства по интеллектуальной собственности Европейского союза. Обычно используют классические товарные знаки. И неудивительно.

Обозначение должно обладать различительной способностью, иначе его не зарегистрируют в качестве товарного знака. То есть оно должно позволять отличить товары одного производителя от товаров другого. А теперь представим, что товарный знак различительной способностью не обладает. Тогда правообладатель получит монополию на широко используемое обозначение и сможет ограничивать конкурентов в осуществлении ими своей деятельности.

Это и объясняет, почему нетрадиционные товарные знаки непопулярны. Доказать наличие различительной способности у вкуса, цвета или запаха не так-то просто.

Объемные товарные знаки

Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского союза зарегистрировало в качестве объемного товарного знака футляр для помады Rouge G de Guerlain. Правда, сначала патентный орган отказал в его регистрации. Поэтому компании Guerlain пришлось обратиться в Европейский суд общей юрисдикции. Суд отметил, что футляр для помады напоминает корпус лодки или детскую коляску, поэтому «может создавать необычный визуальный эффект» и отличать товар от других. После долгих споров суд обязал патентное ведомство зарегистрировать футляр в качестве товарного знака.

Однако не всем повезло так, как Guerlain. LVMH так не удалось зарегистрировать канву Damier Azur, представляющую собой известную клетку Louis Vuitton. Причиной неудачи стало отсутствие различительной способности у канвы.

Компания Tecnica долго пыталась добиться правовой охраны дизайна ботинок Moon Boots, предназначенных для горнолыжного спорта. Но патентное ведомство Евросоюза отказалось регистрировать его в качестве объемного товарного знака. Ведомство решило, что дизайн ботинок не обладает различительной способностью, так как часто горнолыжная обувь имеет L-образную форму.

Зато патентное ведомство положительно реагирует на регистрацию объемных товарных знаков, представляющих собой интерьер магазинов. Один из примеров – внутреннее убранство магазинов Apple (свидетельство № 1060321). А вот компания Kiko не смогла убедить патентное ведомство в том, что внешний вид ее витрин обладает достаточной различительной способностью, чтобы получить правовую охрану в качестве товарного знака.

В России объемные товарные знаки регистрируются реже. И все-таки прецеденты есть. Chanel удалось зарегистрировать в качестве товарного знака упаковку и флакон для духов (свидетельства № 20332 и № 583497).

Обонятельные товарные знаки

Аромат духов не может быть зарегистрирован в качестве обонятельного товарного знака, служащего для индивидуализации духов. Компания Chanel хотела, чтобы правовую охрану получил аромат «Шанель № 5», – не вышло. Патентное ведомство Великобритании допускает возможность регистрации обонятельных товарных знаков. Но в данном случае оно заявило, что товарный знак не должен представлять собой товар.

В других случаях запахи правовую охрану получают. В 2011 г. в России было выдано первое свидетельство на обонятельный товарный знак № 470375 – кожаный аромат. Правообладатель – известный натуропарфюмер Наталья Коляго – сообщила, что аромат используется в целях аромамаркетинга и аромадизайна. По ее словам, потребители могут ассоциировать магазин с определенным запахом, что принесет дополнительную популярность бренду.

Цветовые товарные знаки

В России более популярны цветовые товарные знаки: зеленый цвет Сбербанка (свидетельство № 556088), розовый цвет Vanish (свидетельство № 310048), мятный цвет Tiffany&Co (свидетельство № 560852) и др.

Как думаете, просто зарегистрировать цвет в качестве товарного знака? Правильный ответ – нет. Ведь нужно доказать, что цвет обладает различительной способностью. Это почти невозможно, но шанс все же есть. Тут поможет подп. 1 п. 1 ст. 1483 ГК РФ: допускается регистрация обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования. Данная норма может пригодиться крупным компаниям, которые смогли создать ассоциативную связь своих брендов с определенными цветами.

В руководстве1 Роспатента установлен открытый перечень документов, которые могут служить доказательством приобретения обозначением различительной способности. Решение о государственной регистрации товарного знака принимается только в том случае, если представленные доказательства подтверждают, что обозначение до даты подачи заявки ассоциировалось с брендом.

Звуковые товарные знаки

Может показаться, что зарегистрировать звуковой товарный знак сложнее, чем обонятельный или цветовой. Однако многим компаниям это удалось. В руководстве Роспатента указано, что в качестве таких товарных знаков могут регистрироваться музыкальные произведения, фрагменты песен, созвучия, хорошо известные звуки, встречающиеся в природе редкие звуки и электронные синтезированные звуки, которые не встречаются в природе.

Правовую охрану получила известная мелодия со словами «Радио Шансон» (свидетельство № 213565). Звуковые товарные знаки зарегистрировали ВГТРК (свидетельство № 142023) и Московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково» (свидетельство № 302608).

У регистрации звукового товарного знака есть свои особенности. К заявке прикладывается нотный текст со словесным описанием звука или мелодии. Звуковые обозначения представляются в виде фонограммы на цифровом носителе. Длительность мелодии (музыкального произведения) не должна превышать музыкальной фразы или 10 тактов. А звук, источником которого являются живые существа или предметы, может длиться не больше 30 секунд.

***

Зарегистрировать нетрадиционный товарный знак не так просто, как классический – графический или словесный. Важно сделать все правильно и подойти к процессу творчески. Скорее потребуется помощь юристов, занимающихся подготовкой документов. Но, как бы там ни было, нет ничего невозможного.


1 Приказ ФГБУ ФИПС от 20 января 2020 г. № 12 «Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов».


Фото: фотобанк Freepik/@freepik

Читайте также: