Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Творческий квартет: какими правами наделены авторы аудиовизуального произведения

В Сети только и разговоров, что о режиссерах. Квентин Тарантино судится с Miramax за право продавать «Криминальное чтиво» в форме NFT, оскароносного Асгара Фархади признали виновным в плагиате... Но за созданием бестселлера стоит не только режиссерский талант. Сегодня в центре нашего внимания будут права всех авторов аудиовизуальных произведений – режиссера, сценариста, композитора и художника-постановщика

Творческий квартет: какими правами наделены авторы аудиовизуального произведения

Кинофильм, мультик, клип, реклама и даже гифка – все это аудиовизуальные произведения. Закон определяет их как объекты авторского права, состоящие из серии изображений со звуком или без него (ст. 1263 Гражданского кодекса).

Авторами аудиовизуального произведения считаются режиссер, сценарист и композитор. А с 25 июля 2022 г. в этот перечень включили еще и художника-постановщика анимационного (мультипликационного) фильма1.

Повезло оказаться в числе этих креаторов или только планируете им стать? Тогда хорошо бы как следует разобраться в своих правах.

Права авторов – личные неимущественные

Режиссер, сценарист, композитор и мультипликатор обладают авторскими правами. К ним относятся личные неимущественные права и исключительное право (имущественное).

Начнем с личных неимущественных. У них есть особенность – эти права нельзя передавать и отчуждать. И они распространяются на аудиовизуальное произведение целиком, а не только на творческий вклад автора. Что дают такие права?

При каждом использовании произведения автор указывается на его оригинале или экземпляре. Именно поэтому о режиссере-постановщике, сценаристе и композиторе мы всегда можем узнать из начальных титров фильма.

Авторство гарантирует право на неприкосновенность произведения. Это значит, что никто не может вносить в него изменения без согласования со всеми авторами. Причем с каждым из креаторов обсуждаются любые изменения – не только в части их вклада. Ведь корректировка, например, сценария может повлечь за собой иное восприятие музыкального сопровождения или художественной линии картины.

Также за авторами закреплено право на обнародование – возможность довести произведение до всеобщего сведения, сделать его доступным для публики. Но есть одна оговорка: обнародовать аудиовизуальное произведение можно только с согласия всех авторов. Если же, например, фильм окажется в Сети без разрешения композитора, его права будут нарушены.

Исключительное право креаторов

Авторы наделены исключительным правом, т.е. возможностью распоряжаться своим творением, использовать его и запрещать другим его использование. Обычно исключительное право передается изготовителю – лицу, которое организовало создание аудиовизуального произведения.

Вспомним нашумевший спор Тарантино и киностудии Miramax. Они все никак не решат, можно ли преобразовывать сцены из фильма «Криминальное чтиво» во невзаимозаменяемый токен (NFT) и продавать их. Студия обладает исключительным правом. И если в договоре с режиссером не указан такой способ использования фильма, как продажа его частей в формате токенов, то Miramax вправе запретить Тарантино продавать фрагменты кинокартины.

Чтобы использовать результаты творческой деятельности креаторов в составе аудиовизуального произведения, продюсер заключает с ними договоры – лицензионные или об отчуждении исключительного права (ст. 1240 Гражданского кодекса). Иначе строятся отношения только между организатором и режиссером. Помимо создания интеллектуальной собственности режиссер выполняет работы и оказывает услуги: составляет постановочный проект, пишет технический сценарий, участвует в монтаже кинокартины и принимает на себя прочие обязательства. Поэтому с режиссерами-постановщиками чаще заключают договоры смешанного типа, включающие положения об отчуждении исключительных прав, выполнении работ и оказании услуг.

О тонкостях договорных отношений и грамотном управлении своей интеллектуальной собственностью бесплатно рассказывают в школе «Креатус». Здесь с креативными предпринимателями и авторами делятся знаниями и профессиональными секретами квалифицированные юристы и опытные игроки рынка.

Награда за творчество

Авторы обладают правом на получение вознаграждения за свободное воспроизведение и создание копий аудиовизуальных произведений в личных целях (ст. 1245 Гражданского кодекса). Такая выплата обычно включается в стоимость оборудования, на котором будет воспроизводиться произведение. Например, вы купили ноутбук. В его цену уже заложено отчисление авторам за то, что вы будете смотреть их фильмы дома. Собирает вознаграждение с изготовителей оборудования в нашей стране аккредитованная государством организация по коллективному управлению авторскими и смежными правами – Российский союз правообладателей (РСП).

Креаторам могут принадлежать и другие права на основании закона или договора, заключенного с изготовителем аудиовизуального произведения. Так, авторы музыки, включенной в состав кинокартин, сохраняют право на получение вознаграждения за публичный показ фильмов (в кинотеатрах и на открытых площадках), их сообщение в эфир и по кабелю (посредством телевидения).

(Полезную информацию о защите прав авторов и иных правообладателей вы найдете в подборке материалов на тему «Интеллектуальная собственность».)


1 Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 354-ФЗ «О внесении изменения в статью 1263 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».


Фото: фотобанк Freepik/@gstudioimagen

Читайте также: