×

Адвокат не должен себя рекламировать

Президент АП Свердловской области Андрей Митин – о настоящих и ложных ценностях
Материал выпуска № 7 (216) 1-15 апреля 2016 года.

АДВОКАТ НЕ ДОЛЖЕН СЕБЯ РЕКЛАМИРОВАТЬ

Президент АП Свердловской области Андрей Митин – о настоящих и ложных ценностях

26 февраля 2016 г. прошла 16-я ежегодная отчетная конференция АП Свердловской области. О ее результатах, а также о насущных проблемах палаты «АГ» рассказал президент АП Свердловской области Андрей Митин.

– Андрей Михайлович, поделитесь, пожалуйста, новостями Вашей палаты за прошедший и текущий годы.
– Основные итоги 2015 г. были подведены в феврале на конференции палаты, где обсуждались не только хозяйственные вопросы, но и профессиональные аспекты деятельности адвокатского сообщества. Как президент палаты, я представил отчетный доклад о работе Совета АП и в числе прочих вопросов осветил проблему рекламы адвокатских услуг в средствах массовой информации, а зачастую и просто в публичных, не подходящих для рекламы местах: на вокзалах, улицах, остановках. Кроме того, нередко адвокаты, информируя о своей деятельности, размещают недобросовестную рекламу, указывая «положительную практику в судах» или круглосуточный график работы.

Это и многое другое являет собой пример недопустимой рекламы. В свете публичности нашей профессии я хочу обратить всеобщее внимание на необходимость заботиться о чести и достоинстве как отдельно взятого адвоката, так и всего адвокатского сообщества. Во многих странах континентального права законодательно закреплен запрет на размещение рекламы адвокатской деятельности.

– А как, по Вашему мнению, следует бороться с недобросовестной рекламой?
– Путем привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности за ее размещение. Уверен, что дисциплинарная практика адвокатских палат накопила уже достаточно материала для обобщения имеющихся в этой сфере проблем и выработки предложений по совершенствованию регулирования. На основе таких предложений Комиссия ФПА РФ по этике и стандартам (КЭС ФПА РФ) могла бы разработать стандарты информации об адвокате и адвокатской деятельности, которые после утверждения Советом ФПА РФ станут правилами, обязательными для всех адвокатов.

К слову, в США реклама адвокатской деятельности тоже раньше была запрещена, но Верховный Суд вынес решение о ее допустимости, однако американцы продолжают проявлять сдержанность и корректность в этом отношении, чего нельзя сказать о ситуации в России. По сути, в нашей стране можно говорить только о размещении информации об адвокатских услугах, реклама в формулировке, предлагаемой нам законодателем, – «продвижение на рынке товаров и услуг» – невозможна. На мой взгляд, объявление с фразами наподобие «решу любой вопрос в суде» – это обман и подстрекательство к даче взятки.

Недавно Разъяснением КЭС ФПА РФ по вопросам применения п. 1 ст. 17 Кодекса профессиональной этики адвоката (КПЭА) было допущено «указание адвокатом в Интернете, а также в брошюрах, буклетах и иных информационных материалах сведений о наличии у адвоката положительного профессионального опыта». Однако я принадлежу к «старой гвардии» и считаю, что адвокату не следует себя рекламировать – он должен заработать, заслужить репутацию и доверие людей. Не знаю, как дальше сложится ситуация, но очевидно, что сейчас мы находимся в очень важной для адвокатуры стадии – накопления опыта.

– Расскажите о повышении квалификации адвокатов в Свердловской области.
– На конференции предлагалось сформулировать определенные вопросы, которые волнуют адвокатское сообщество. Мы их аккумулируем, а потом включаем в программу курсов и приглашаем соответствующих специалистов. Благо у нас в области прекрасная учебная база: Уральский государственный юридический университет, бывшая Уральская юридическая академия. Совсем недавно, в марте 2016 г., состоялись курсы повышения квалификации, организованные АП совместно с Уральским филиалом Российской правовой академии. Конечно, одних только курсов для совершенствования знаний адвокатов мало, поэтому мы следим за новостями на сайтах ФПА РФ, «АГ», а также выпускаем свой бюллетень, где рассматриваем вопросы дисциплинарной практики и многие другие.

– Как обстоит дело в Вашей палате с выделением адвокатским образованиям помещений и средств связи?
– Этот пункт федерального закона у нас не выполняется – мы вынуждены покупать либо арендовать помещения по самым высоким рыночным ценам. А если стоимость аренды растет, то должны увеличиваться и ставки вознаграждения адвоката, а каким образом? Вообще, помещения должны выделяться бесплатно, ведь мы выполняем на бесконтрактной основе работу по оказанию юридической помощи населению.

Но это не самая главная проблема. Адвокатские образования должны располагаться ближе к судам. Со времен СССР сложилась практика, когда адвокатура находилась в зданиях судов, но сейчас нас стали выгонять из таких помещений, мотивируя это тем, что в судах не должно быть посторонних. По решению Европейского суда мы причастны к осуществлению правосудия, мы его спутники, а между тем нас считают посторонними… В результате суды, понимая необходимость соседства с адвокатурой, позволяют ей нелегально размещаться на своей территории. В основном это касается отдаленных населенных пунктов, ситуация в столице немного лучше.

Справедливости ради следует сказать, что в нашей области в отдаленных районах созданы юридические консультации, которые финансируются региональной властью, им также выделяют помещения. У нас всего 10 таких образований, и им выплачивается по 30 000 рублей из регионального бюджета. Правда, сейчас мы вынуждены сокращать количество людей, которые работают в таких консультациях, поскольку наше региональное Министерство финансов сокращает отчисления на их финансирование: в 2015 г. – на 10%, в 2016 г. – на 20%. Нам уже пришлось исключить из этой системы 7 человек, в результате чего простые люди остались без адвокатской помощи и теперь вынуждены платить за свои обращения.

У нас много пунктов оказания бесплатной юридической помощи в рамках негосударственной системы. Это так называемые правовые клиники, которые у нас существуют при Уральском государственном юридическом университете, Гуманитарном университете, где практикуют студенты старших курсов, а также юридические бюро, оказывающие бесплатную помощь.

В связи с очень сложной процедурой заполнения документов по факту проведения бесплатных консультаций многие адвокаты предпочитают не фиксировать эту работу и фактически выполняют ее бесплатно, занимаются благотворительностью. Ведь большинство адвокатов не откажут обратившемуся человеку и в любом случае помогут ему – в этом и заключаются адвокатская этика, честь и достоинство нашей профессии.

– С какими проблемами сталкивается АП Свердловской области при распределении дел по назначению?
– 80% (а то и более) людей, которым назначается защита, относятся к неимущим либо скрывающим свои доходы, следовательно, адвокат получает только свою ставку – 550 руб. Но это не самая большая проблема: дело в том, что задача многих адвокатов – получить как можно больше таких дел, взять количеством, а не качеством, и это не может не сказаться на результате. Получается так: вы делаете вид, что платите деньги, мы делаем вид, что работаем.

Сейчас мы руководствуемся Положением, разработанным палатой в 2014 г. Адвокаты внесены в график распределения дел, поскольку некоторые борются за такие дела неправедными путями, а мы боремся с ними – так называемыми карманными адвокатами, теми, кто вступает в сговор со следователями, обходит наше Положение, сотнями проводит эти дела и зарабатывает не в пример своим более честным коллегам.

Считается, что адвокаты – не самая бедствующая категория населения, поэтому им не хотят повышать ставки: берите деньги с людей, а здесь работайте за копейки. Получается, что квалифицированную юридическую помощь оценивают, как у неквалифицированного работника. Дела по назначению должны оплачиваться достойно, чтобы в них участвовали не только новички, стажеры, но и солидные адвокаты, а туда ходят в основном адвокатская молодежь или пенсионеры, которые так и не смогли приспособиться к новым условиям, локтями всех не расталкивали.

Поскольку количество адвокатов значительно увеличилось в последнее время, выросла и конкуренция между ними, адвокатура постепенно приближается к коммерции. Молодежь стала умнее, прогрессивнее нас, но идеалы адвокатуры не все приемлют, они пришли только зарабатывать. А тех, для кого профессия адвоката – в первую очередь нравственность, честь, достоинство, призвание, долг, все меньше. Но я считаю, что это проблемы нынешнего этапа адвокатуры, которые будут преодолены. Мы стараемся и молодежи внушить настоящие ценности, сопутствующие адвокатской профессии.

Беседовала Оксана НЕКРИТОВА,
корр. «АГ»

Яндекс.Метрика