×

Адвокаты и юристы европы

Законодательство, регулирующее отношения на юридическом рынке Европы, претерпевает постоянные изменения
Материал выпуска № 24 (89) 16-31 декабря 2010 года.

АДВОКАТЫ И ЮРИСТЫ ЕВРОПЫ

Законодательство, регулирующее отношения на юридическом рынке Европы, претерпевает постоянные изменения

26 ноября адвокаты, банкиры и предприниматели России и Швейцарии собрались в Федеральной палате адвокатов для обсуждения проблем юридического сектора и тенденций в сфере международного налогообложения.

Дискуссия прошла в рамках ежегодного Московского форума, проводимого совместно ФПА и фондом «Швейцарско-российский форум». Российские и швейцарские эксперты в своих докладах отразили коренные изменения в юридическом и налоговом ландшафте как в России, так и в Швейцарии.

Рынок юридических услуг, как национальный, так и международный, претерпел серьезные изменения, особенно за последние два года. Существенно возросла конкуренция, на рынке появились новые игроки: так называемые сервисные компании, иностранные юристы, а также лица, не являющиеся юристами, но имеющие доступ к оказанию юридических услуг. Это служит мотивацией для юридических фирм к более строгой организации своей деятельности посредством борьбы за качество оказываемых услуг, развития новых технологий (см., например, legalzoom.com, legalonramp.com), брэндинга. С целью повышения конкурентоспособности юридические фирмы прибегают к слиянию – в мае этого года произошло объединение фирм Hogan & Hartson и Lovells, а в июне – Sonnenschein и Dentons. Одной из тенденций является также расширение сотрудничества юридических фирм друг с другом посредством создания расширенной сети контактов (например, фирмами Allen & Overy’s, Linklaters). В некоторых странах, таких как Германия и Швейцария, идет процесс инкорпорации юридических фирм, появляются новые адвокатские образования в форме акционерных обществ.

Акционерное общество позволяет адвокатам и лицам, не имеющим статуса адвоката, приобретать акции, однако не менее пятидесяти одного процента акций должно принадлежать адвокатам, адвокатское большинство должно постоянно поддерживаться в правлении АО и на общем собрании акционеров. Однако в некоторых странах процент адвокатского участия существенно снижен, связано это с критикой адвокатского самоуправления и адвокатской монополии. Критика системы адвокатского самоуправления вынудила законодателей Англии и Уэльса ввести новую форму адвокатского образования, руководящим органом которого стали так называемые советы юридических услуг (Legal Service Board). Адвокаты в таких советах составляют меньшинство. В ближайшее время у английских коллег появится предусмотренная законом возможность организовывать адвокатские бюро, капитал которых будет на сто процентов состоять из иностранных инвестиций.

Со 2 июля 2007 г. адвокаты Швейцарии получили право объединяться в акционерные общества. Согласно существующему порядку адвокаты объединяются в партнерство, основанное на договоре, где четко прописывается порядок обновления состава партнеров и их обязанности. Партнерство обладает семьюдесятью пятью процентами акций. Решения на собрании акционеров принимаются простым большинством. Адвокат в новом образовании получает фиксированную зарплату. По словам партнера адвокатского бюро Homburger AG Бальца Гросса, новая форма адвокатского образования имеет следующие преимущества: адвокатское акционерное общество является самостоятельным субъектом права, ответственность адвоката за деятельность своих коллег, имеющих иную специализацию, ограничена, уменьшено налоговое бремя (адвокат акционерного общества платит налоги по месту жительства, а не по месту осуществления адвокатской деятельности), имеется больше возможностей регулировать обновление состава партнеров. Единственный недостаток такой формы организации адвокатской деятельности – это сложная система бухгалтерского учета.

Важным в условиях стремительного изменения рынка юридических услуг является сохранение адвокатской монополии на представительство в суде. На сегодняшний день в Швейцарии институт адвокатской монополии на представительство в суде находится в ведении кантонов. В 2002 г. кантон Базель последним ввел данный институт в свой гражданско-процессуальный и уголовно-процессуальный кодексы. Границы распространения монополии варьируется от кантона к кантону.

В Швейцарии с 1 января 2011 г. вступают в силу Федеральный уголовно-процессуальный кодекс и Федеральный гражданско-процессуальный кодекс, заменяющие собой кантональное процессуальное законодательство, которые устанавливают единую адвокатскую монополию на представительство в судах на уровне федерации. Согласно новому порядку адвокатская монополия распространяется только на государственные суды, но не на арбитраж и оказание юридической помощи в целом.

Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает следующие положения: только адвокат, зарегистрированный в кантональной надзорной комиссии, может выступать в суде в качестве защитника; любое дееспособное лицо с хорошей репутацией может помогать адвокату. Гражданско-процессуальный кодекс устанавливает обязательное участие адвоката в качестве представителя, за исключением так называемых упрощенных процедур, в которых допускаются иные профессионалы (например, патентные поверенные). Любое дееспособное лицо имеет право представлять стороны в гражданских судах на нерегулярной основе.

В административных судах у адвокатов нет монополии на представительство сторон. Однако законодательство отдельных кантонов рекомендует участие адвокатов в административных судах. Адвокатская монополия не распространяется также на процедуру банкротства и несостоятельности, на консультирование по налоговому праву и на административное производство. В Швейцарии действует принцип, согласно которому необязательно представительство через адвоката в делах, вытекающих из обязательственного права.

Павел МАГУТА,
руководитель международного отдела ФПА

"АГ" № 24, 2010

Яндекс.Метрика