×

Место действия

В Федеральной палате адвокатов составили рейтинг сайтов адвокатских палат
Материал выпуска № 24 (89) 16-31 декабря 2010 года.

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

В Федеральной палате адвокатов составили рейтинг сайтов адвокатских палат

«АГ» не раз писала об адвокатуре в современном российском интернет-пространстве. И если наши предыдущие статьи должны были заставить членов корпорации задуматься над расстановкой сил на интернет-поле, то сегодняшний материал в буквальном смысле расставляет всех по местам.

Посчитали

Пресс-служба ФПА РФ провела исследование, цель которого – характеристика коммуникационной деятельности адвокатских палат и их участия в формировании информационного пространства, а результат – рейтинг сайтов адвокатских палат. Отчет о проделанной работе был представлен руководителям адвокатских палат на расширенном заседании Совета ФПА, состоявшемся 30 ноября. Читатели «АГ» могут ознакомиться с ним на сайте www.fparf.ru.

По замыслу составителей рейтинг не делит сайты адвокатских палат на хорошие и плохие. Его смысл – очертить информационное пространство, занимаемое официальными источниками информации об адвокатуре, на общем правовом поле. А главное, определить тот содержательный минимум, который станет стандартом оформления сайта адвокатской палаты.

Два к одному

В рамках исследования было проанализировано 38 сайтов адвокатских палат (у остальных 45 палат интернет-ресурсов нет), в результате получился не один, а два рейтинга – рейтинг содержания и рейтинг продвижения. Характеристики первого касаются исключительно содержательного наполнения сайтов, характеристики второго – популярности ресурса в глобальной сети.

Так, в рейтинге содержания учитывалось, какая информация о деятельности и структуре палаты, а также функционировании адвокатуры в целом представлена на сайте, насколько детально проработана информация об адвокатах и для адвокатов палаты. Баллы присуждались также за основные элементы позиционирования адвокатской палаты в информационном пространстве своего региона.

Определение позиции сайта палаты в рейтинге «Продвижения» складывалось из таких параметров, как видимость сайта в поисковых системах, индекс цитирования Яндекс и Google, посещаемость ресурса.
Великолепная шестерка

Проведенное исследование определило шесть несомненных лидеров среди адвокатских палат, которые не только наиболее активно формируют внутрикорпоративную культуру, но и стремятся составить корректный образ адвокатуры в современном информационном пространстве. Этими лидерами стали АП г. Москвы, АП г. Санкт-Петербурга, АП Чувашской Республики, ПА Самарской области, АП Красноярского края и АП Удмуртской Республики. Сайты названных палат заняли первые десять мест в обоих рейтингах.

В своем отчете пресс-служба ФПА отмечает, что лидирующие строчки рейтинга не означают «идеального» сайта, они лишь показывают близость ресурса к стандарту официальной информационной площадки палаты. Стандарт же подразумевает, что сайт содержит информацию для адвокатов и претендентов на статус адвоката, выполняет презентационные функции, формирует у граждан четкое понимание статуса адвоката, а также способствует формированию положительного имиджа корпорации.

Результаты исследования пресс-службы наглядно продемонстрировали уязвимую информационную политику руководства адвокатской корпорации на фоне информационно активного судейского и прокурорского сообщества. В ходе заседания Совета руководителю пресс-службы ФПА Александру Крохмалюку было предложено к следующему заседанию подготовить предложения по модернизации информационной деятельности адвокатских палат.


Первые 10 мест рейтинга содержания
  Первые 10 мест рейтинга продвижения
1. Адвокатская палата г. Москвы
   1. Адвокатская палата г. Москвы
2. Адвокатская палата Удмуртской Республики
   2. Адвокатская палата г. Санкт-Петербурга
3. Палата адвокатов Нижегородской области
   3. Адвокатская палата Волгоградской области
4. Адвокатская палата Республики Татарстан
   4. Адвокатская палата Ставропольского края
5. Адвокатская палата Калининградской области
   5. Адвокатская палата Чувашской Республики
6. Адвокатская палата Красноярского края
   6. Адвокатская палата Кемеровской области
7. Адвокатская палата Челябинской области
7. Адвокатская палата г. Санкт-Петербурга
7. Адвокатская палата Чувашской Республики
   7. Адвокатская палата Московской области
8. Адвокатская палата Ульяновской области
   8. Адвокатская палата Красноярского края
9. Адвокатская палата Ростовской области
9. Палата адвокатов Самарской области
   9. Палата адвокатов Самарской области
10. Адвокатская палата Курганской области
10. Адвокатская палата Приморского края
  10. Адвокатская палата Удмуртской Республики
10. Адвокатская палата Воронежской области


Яркая страница лидера

«АГ» побеседовала с кураторами двух сайтов (АП г. Москвы и АП Республики Удмуртия), занявших первые строчки в рейтинге ФПА. И выяснила, что для создания хорошего сайта не обязательно располагать внушительным бюджетом и нанимать десяток программистов, но непременно нужно желание заставить информационные технологии работать на адвокатуру.

Адвокатура в городе, который никогда не спит

 
Рассказывает куратор проекта www.advokatymoscow.ru Кирилл Хрусталёв, адвокат АП г. Москвы

– Кирилл, сейчас сайт палаты – большая информационная площадка, с объемной структурой, а ведь изначально было пять статичных страниц с периодически обновляемыми новостями. Почему решили изменить концепцию? Расскажите о первых шагах в разработке, с чего начинали?

– Просто сайт с пятью статичными страницами не соответствует объемам деятельности адвокатской палаты, а начали с того, что полностью стерли старый сайт (смеется).

Концепция разрабатывалась с чистого листа. Исходили из того, что адвокатская палата – это не только совет, комиссии и штат, а в первую очередь адвокаты – члены адвокатской палаты. Поэтому и сайт должен служить московскому адвокатскому сообществу.

Около четырех месяцев ушло на подготовку – на консультации с вице-президентами Валерием Яковлевичем Залмановым и Игорем Алексеевичем Поляковым, работу с архивом и отделом кадров палаты, предварительные консультации с программистом, наброски дизайнера, общее структурирование информации. Нужно было понять, каким должен быть результат, – хотелось сделать что-то действительно стоящее. Буквально не спали ночами, ведь днем – основная работа.

– Часто возникает вопрос: а зачем вообще палате сайт? До создания www.advokatymoscow.ru у АП г. Москвы был, по сути, сайт-визитка, который не требовал таких затрат времени и внимания, которые требует теперешний ресурс. Какую практическую пользу приносит сайт сегодня?

– Сайт несет очень большую функциональную нагрузку, так как служит интересам палаты, адвокатов и общества. Для адвокатов это единая информационная площадка.

Мы все прекрасно знаем, какова сегодня ситуация в стране в области защиты прав человека, гражданина. А адвокатура всегда в гуще событий, на острие. Поэтому очень важно, чтобы голос адвокатской палаты и просто адвоката был услышан общественностью, учтен органами государственной власти. И мы здесь добились ощутимых результатов: сегодня посещаемость сайта впечатляет, его мониторят информационные агентства. Размещение на сайте новости является для нее отличным стартапом. Так, например, заявление Генри Марковича Резника и Роберта Юрьевича Зиновьева о фактах неправомерного противодействия профессиональной деятельности адвокатов – участников уголовного судопроизводства, размещенное на сайте палаты, процитировали в течение суток около 150 средств массовой информации.

Не секрет, что для многих адвокатов является проблемой оперативное размещение новости о своей деятельности в СМИ. На сайте нашей палаты действует сервис «Персональный пресс-релиз адвоката». При помощи этого сервиса адвокаты размещают свои пресс-релизы в специальном разделе, анонсы которого выводятся на главную страницу сайта. Чтобы облегчить для информагентств считывание информации, этот сервис мы оснастили RSS-каналом передачи информации.

Важное место на сайте занимает раздел «Вакансии» – это, пожалуй, единственное место, где собрана «живая» информация о вакансиях в адвокатских образованиях г. Москвы. Да и где ей быть, как не на сайте палаты? Сервис автоматизирован – адвокаты сами размещают в нем информацию.

До момента создания сайта казалось невозможным оперативно собрать и обработать информацию о стажерах и помощниках адвокатов, сейчас адвокаты сами наполняют базу данных помощников и стажеров, и любой посетитель сайта теперь может проверить, является ли то или иное лицо помощником или стажером адвоката – члена АП г. Москвы.

Еще на сайте ведется кодификация нормативных актов в области адвокатской деятельности, содержится важная информация о работе комиссий. Так, всегда можно узнать о дисциплинарной практике из последних заключений квалификационной комиссии или о ходе работы Комиссии по защите профессиональных и социальных прав адвокатов. Также размещается и информация о повышении квалификации. И это далеко не всё.

– Важное место на сайте занимает интерактивный реестр адвокатов – расскажите о нем, пожалуйста.

– Реестр адвокатов на сайте палаты тоже автоматизирован. Это сделано для того, чтобы любой посетитель сайта мог оперативно сориентироваться среди восьми тысяч московских адвокатов.

Так, реестр – это не просто список. За каждой фамилией мы закрепили личную страничку, которую адвокат может сам настраивать и редактировать. Например, на странице можно разместить информацию о специализации, владении иностранными языками, опыте работы, научной и преподавательской деятельности, опубликовать статью и многое другое. Очень важно, что с этой страницы и посетитель может отправить письмо, которое придет на личную почту адвоката, таким образом, адвокат никогда не потеряет связь со своими доверителями, независимо, например, от потери телефона или смены адвокатского образования. Важно сказать, что Адвокатская палата выделяет адвокатам электронные почтовые адреса на домене www.advokatymoscow.ru, которыми можно пользоваться для работы. Это имеет имиджевое значение для адвокатов, ведь последнее время указание на визитке адреса электронной почты, расположенного на почтовом сервере общего пользования, по меньшей мере не солидно.

Интерактивный реестр адвокатов оснащен системой поиска. При поиске адвоката посетитель может задавать массу параметров: регион, где адвокат имел опыт работы, специализацию адвоката, наличие ученой степени, даже поиск по метро. В ближайшее время будет внедрен и поиск по публикациям: посетитель сможет задавать конкретную тему, например «налог на добавленную стоимость», и получать в результатах поиска имена адвокатов, которые имеют публикации по заданной тематике. Реализовать такую возможность нам позволят уже внедренные сервисы «Публикации», «Точка зрения» и «Мониторинг СМИ», которые логически связаны со страницами адвокатов в реестре.

Кроме того, реестр адвокатов постоянно пополняется данными со стороны Адвокатской палаты: в него в режиме реального времени вносятся изменения о статусе адвокатов, наградах, ученых степенях и т.д.

– Насколько оправданно создание сайта подобного уровня, и всем ли палатам нужно делать что-то подобное?

– Я думаю, что для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга (у них, кстати, тоже хороший ресурс) и ряда других регионов – безусловно, оправданно. Сайт палаты – это рабочий инструмент. Палатам с небольшим количеством адвокатов, может быть, и не нужен интернет-портал, но сайт, на котором можно было бы выразить ту или иную позицию палаты, должен быть обязательно. Сегодня зайти в Интернет и найти необходимую информацию по интересующей теме значительно проще и дешевле, чем покупать периодику. Интернет-аудитория растет – не хотелось бы оказаться в хвосте прогресса. Достаточно посмотреть на сайты СКП РФ, Верховного Суда РФ, арбитражных судов, чтобы понять, что времена меняются.

– Какие проекты при создании сайта палаты были для Вас образцом для подражания? Удалось ли воплотить все идеи, которые изначально закладывались в проект сайта?

– Вообще идея с сайтом палаты у меня в голове сидела давно. Лет 10 тому назад мне в руки попала книга «Российская адвокатура на рубеже веков» под редакцией Александра Крохмалюка. В этой книге каждая страничка была посвящена известному адвокату. Отличное издание. Так вот, скажу по секрету, сайт палаты – это развитие именно этой идеи. Что же касается идей, то воплотить удалось пока не все. Впереди еще много работы. В процессе модернизации сайта мы потихоньку подбираемся к вариации профессиональной социальной сети.

– С какими сложностями, о которых на стадии идеи Вы не задумывались, пришлось столкнуться в процессе работы? А что далось неожиданно легко?

– Сложность одна – катастрофическая нехватка времени. А из приятного – это одобрительная реакция коллег, заинтересованность в происходящем.

– От каких ошибок Вы можете предостеречь тех, кто захочет повторить Ваш опыт? Что обязательно стоит сделать, а от чего лучше отказаться?

– Мне кажется, что если об этом рассказывать, то не хватит и всего выпуска газеты. Что же касается ошибок – их набралось достаточное количество. Но, если кому-то из коллег будет нужна в этом помощь, то всегда охотно помогу советом.

– Сколько времени и денег Вы потратили на создание сайта?

– К настоящему времени прошло уже полтора года с того момента, когда было принято решение о создании нового сайта. Сайт занимает почти все свободное время, но это интересное дело.

О финансовой стороне, скажем так, благодаря тому, что к проекту создания сайта неожиданно с интересом отнеслись Александр Назарук (арт-директор известного дизайнерского бутика) и программист Виталий Антошин – специалисты очень высокого класса, на создание сайта была потрачена символическая сумма, которая в 7–10 раз меньше стоимости портала подобного уровня на рынке. Без их помощи у нас вряд ли бы так получилось.

– Хороший сайт – живой сайт, как Вы планирует развивать проект? Что нового хотите добавить?

– Сайт мы развиваем постоянно. Ну а из проектов впереди большая работа над блоком статистики, будем дальше совершенствовать систему поиска по реестру, еще хотим посотрудничать с различными юридическими изданиями, которые готовы размещать у нас свои анонсы; в планах также форум и внутренняя почта… остальное пока секрет, но будет интересно, обещаю.

Смысл в оранжевом цвете

Рассказывают куратор проекта www.apur.ru Александр Красильников, вице-президент Адвокатской палаты Удмуртской Республики, и администратор сайта Николай Талантов, адвокат АП Удмуртской Республики

 
 Александр Красильников
 
 Николай Талантов
– Когда и как родилась идея создания сайта адвокатской палаты?

– Web-сайт Адвокатской палаты Удмуртии появился в 2007 г., вскоре после выхода в свет первого номера нашего печатного издания – «Вестника Адвокатской палаты Удмуртской Республики». Идеи реализации этих проектов были поддержаны адвокатским сообществом «родникового края» на ежегодной конференции. Впрочем, будем откровенны, скептических высказываний, вызванных включением в расходную часть сметы дополнительной позиции, хватало. 150 тысяч рублей в год на издание «Вестника АП УР», а также на создание и поддержку сайта частью консервативно настроенных адвокатов расценивались как «деньги на ветер». Когда же участники конференции получили пилотный номер корпоративного журнала, сомнения в пользе информационного ресурса рассеялись.

– С чего началась разработка ресурса, и кто ей занимался?

– Первым шагом стала проработка карты или дерева сайта с детализацией его разделов и веток. Здесь мы обратились к опыту нашего коллеги Андрея Захарова – он с 2002 г. курирует свой проект (www.urka.ru), забавное название которого является аббревиатурой от Удмуртской республиканской коллегии адвокатов. На этом этапе мы постарались учесть те идеи, которые уже были воплощены на сайтах адвокатских палат Санкт-Петербурга и Москвы, Красноярского края, Самарской, Московской и Воронежской областей, а также рекомендации ФПА РФ.

От ряда предложений студий веб-дизайна мы отказались из-за «тонкого кошелька» при «толстых» запросах профессионалов. Учитывая скромные финансовые возможности, мы воспользовались услугами на тот момент студента юрфака Удмуртского госуниверситета, а ныне аспиранта Константина Баева, который вел сайт своего вуза. Он, используя готовые шаблоны, организовал всю техническую поддержку и программное обеспечение, графический ряд, а также разместил и проиндексировал сайт в сети Интернет, постепенно наполняя его информацией. Многие удивятся «цене вопроса», но с учетом обязательных расходов на доменное имя и хостинг нам удалось уложиться в 20 тысяч рублей. Палата с численностью в 600 адвокатов не может позволить себе портал стоимостью в нескольких миллионов рублей, как это сделало судейское сообщество «маленькой Удмуртии моей» в рамках ГАС РФ «Правосудие».

– Ваша палата, одна из немногих, обладает собственным логотипом. Как вырабатывался фирменный стиль?

– Любопытно, как вариант эмблемы и цветовую гамму Web-сайта «обсудили и утвердили» на заседании Совета палаты, согласившись с предложением президента АП УР Дмитрия Талантова. Он ратовал за оранжевый цвет, который, если верить специалистам, излучает энергию, радость, теплоту и смелость. Художник Борис Бусоргин в тех же тонах исполнил нам и обложку «Вестника АП УР».

При минимизации расходов, с которой вынуждены считаться все региональные адвокатские палаты численностью менее тысячи человек, мы стремились максимально наполнить наш интернет-ресурс полезной информацией. Стараясь обеспечить максимальную доступность нашего сайта, мы учитывали также и то, что далеко не у всех интернет-трафик без ограничений – этим обусловлен аскетизм главной страницы. Мы не гнались за внешней красотой, отдавая приоритет содержанию.

– С какими сложностями, о которых на стадии идеи Вы не задумывались, пришлось столкнуться в процессе работы?

– Далеко не все знают, что загрузка на сайт готовых материалов – дело считанных секунд, а вот подбор и редактирование материалов, правка и корректура текста отнимает массу времени. С этой проблемой столкнется каждый, кто отвечает за содержание интернет-ресурса. Ведь сайт по своим целям близок к газете или журналу, где есть редактор (зачастую на общественных началах, если мы говорим об адвокатской палате), но нет журналистов.

– За чем пользователи идут на Ваш сайт? Что нового принесет www.apur.ru удмуртским адвокатам в следующем году?

– Информацию, размещаемую на нашем сайте, мы адресуем не только адвокатам, их стажерам или помощникам, но также соискателям, готовящимся к сдаче квалификационного экзамена. Что-то полезное для себя на нашем сайте сможет найти судья, следователь и дознаватель, ну и конечно, обычный гражданин. В последнее время появились новые разделы об учебе адвокатов, о проводимых конкурсах юристов, о дежурствах адвокатов по уголовным делам по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда в порядке ст. 50–51 УПК РФ.

Сейчас мы готовимся к реализации проекта по обеспечению адвокатов персональными почтовыми ящиками на сайте АП Удмуртии, как это делается в адвокатских палатах Москвы и Самары. Проект «Интернет-П@СО», правда, предусматривает полный отказ от бумажной корреспонденции, мы же пока к таким решительным мерам не готовы в силу технической отсталости некоторых регионов, где работают наши адвокаты.

Марина СИЛАНОВА,
спец. корр. «АГ»

"АГ" № 24, 2010

Яндекс.Метрика