×

Вектор развития: запад – восток

25–26 ноября в Москве под эгидой Международной ассоциации юристов (IBA) прошла конференция «Управление юридической фирмой».
Материал выпуска № 24 (89) 16-31 декабря 2010 года.

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ: ЗАПАД – ВОСТОК

25–26 ноября в Москве под эгидой Международной ассоциации юристов (IBA) прошла конференция «Управление юридической фирмой».

 

В этом году представители бизнес-адвокатуры собрались под знаком 20-летия юридического бизнеса на постсоветском пространстве. Именно это обстоятельство побудило организаторов конференции сделать небольшой экскурс в историю и рассказать о том, как проходило становление бизнес-адвокатуры в условиях нарождающегося рынка.

Тогда, в начале 90-х, появились первые юридические фирмы, избравшие своей специализацией и направлением развития юридическое сопровождение бизнеса. В 1990 г. в России появились такие фирмы, как «Барщевский и партнеры», «Клишин и партнеры», ФБК. В 1991 – «АЛРУД», в 1992 г. – «ЮСТ» и «Юстина», в 1993 – «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». На Украине это были фирмы «САЛКОМ» (1990), «Василь Кисиль и партнеры». В Белоруссии – «Власова, Михель и партнеры» (1990). В Казахстане – «GRATA» (1992) и «Aegentas» (1993).

Они начинали буквально с чистого листа, на свой страх и риск, создавая новую практику, учась у иностранных партнеров, встраивая в свою деятельность невиданные ранее для отечественных юристов стандарты бизнес-адвокатской деятельности.

По словам выступавшего с ключевым докладом директора компании LegalStudies.RU Александра Хвощинского, они развивались как фирмы с односторонним движением в условиях двух параллельных миров – иностранной и российской юридической практики. При этом иностранные, главным образом англо-американские юридические и консалтинговые транснациональные компании (так называемые ильфы) выстраивали на рынке России и других бывших союзных республик собственную стратегию, целью которой наряду с обеспечением интересов своих клиентов являлось утверждение собственного лидирующего положения на рынке юридических услуг, они смогли утвердить свое господство в наиболее перспективных регионах и отраслях прежде всего в России. На Украине и в Казахстане, по мнению Хвощинского, этого не произошло ввиду якобы недостаточной привлекательности рынка, что и создало более комфортные условия для развития национальных юридических фирм. Однако сами представители этих фирм не согласны с данным тезисом.

Ирина Палиашвили, управляющий партнер украинско-американской юридической компании «Украинская юридическая группа», считает, что тезис о «параллельных мирах» в корне неверен. Украинские и казахстанские юридические фирмы изначально развивались по западному образцу, успешно конкурировали с иностранными компаниями и активно участвовали в формировании национальных рынков юридических услуг. В результате ильфы стали для украинских бизнес-адвокатов не конкурентами, как в России, а клиентами, как во многих европейских странах.

Оценивая перспективы развития юридического бизнеса, многие участники конференции сошлись во мнении, что у национальных юридических компаний, в том числе и в России, неплохие перспективы. Вектор экономического развития все активнее смещается на восток (Китай, Южная Корея, Сингапур, Индия), а географическое положение государств СНГ выводит их на роль ближайших партнеров новых лидеров рынка, что в свою очередь обусловливает растущий спрос на услуги национальных юристов.

Корр. "АГ"

"АГ" № 24, 2010


Яндекс.Метрика