×

Диалог начался

14 мая состоялась встреча руководства ФПА РФ с представителями юридического консалтинга «Адвокатура и юридический бизнес: начало диалога»
Материал выпуска № 10 (195) 16-31 мая 2015 года.

ДИАЛОГ НАЧАЛСЯ

14 мая состоялась встреча руководства ФПА РФ с представителями юридического консалтинга «Адвокатура и юридический бизнес: начало диалога»

Дискуссия показала, что «белый» юридический бизнес в большинстве поддерживает предложение ФПА РФ об объединении профессии на основе адвокатского статуса. Результат встречи – договоренность руководства Федеральной палаты адвокатов РФ и представителей юридического консалтинга о сотрудничестве в подготовке предложений относительно предусмотренного Государственной программой «Юстиция» проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи.

Во встрече приняли участие президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко, вице-президенты ФПА РФ Геннадий Шаров и Николай Рогачёв, члены Совета ФПА РФ Виктор Буробин и Андрей Сучков, член Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам Василий Рудомино, руководитель Департамента ФПА РФ по адвокатуре Юрий Самков, советник ФПА РФ Ольга Бинда, а также представители юридических фирм: Сергей Алимирзоев («АТ Юридическая фирма», старший партнер), Алексей Головченко («ЭНСО», управляющий партнер), Александр Долгобородов («Объединенные консультанты ФДП», директор департамента налогового и правового консалтинга), Александр Ермоленко («ФБК-Право», партнер, руководитель корпоративной практики), Владислав Забродин («Capital Legal Services», управляющий партнер), Вероника Казакевич («КЛИФФ», руководитель гражданско-правового департамента), Екатерина Костромина («НАФКО-Консультанты», генеральный директор, управляющий партнер), Дмитрий Магоня («ART DE LEX», управляющий партнер), Максим Лабзин (Группа правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С», руководитель московского офиса), Андрей Лунёв («Princeps CG», управляющий партнер), Степан Матаев («Аспект», управляющий партнер); Роман Образцов («ЮРВЕСТ», директор по региональному развитию), Ирина Оникиенко («Capital Legal Services», партнер), Виктор Пастернак («Пастернак, Мартынюк и партнеры», управляющий партнер), Николай Скворцов (Центр правовых технологий «ЮРКОМ», директор), Кирилл Ступаченко («КЛИФФ», управляющий партнер), Владимир Хвалей («Baker & McKenzie», партнер), Александра Шкарупа («Шкарупа, Корнейчук и партнеры», управляющий партнер), Евгений Шестаков (Группа правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С», управляющий партнер).

Предложения ФПА РФ
Напомним, что в 2014 г. Федеральная палата адвокатов РФ, которую ответственный исполнитель программы «Юстиция» – Минюст России привлек к разработке проекта Концепции, внесла предложения по регулированию сферы квалифицированной (профессиональной) юридической помощи. Под руководством Минюста России межведомственная рабочая группа, куда входят в том числе представители ФПА РФ, продолжает подготовку этого документа.

Открывая встречу, президент ФПА РФ Юрий Пилипенко перечислил основные предложения Федеральной палаты адвокатов: урегулирование сферы квалифицированной юридической помощи в целом путем создания единой профессиональной корпорации практикующих юристов на основе адвокатского статуса; установление переходного периода, в течение которого юридические консультанты со стажем не менее пяти лет смогут вступить в адвокатуру на льготных условиях (сдав тест на знание Закона об адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката); введение исключительного права адвокатов на судебное представительство на профессиональной основе в отношении неопределенного круга лиц. Объединение профессии позволит обеспечить гарантированное каждому Конституцией РФ право на получение квалифицированной юридической помощи путем установления единых для всех практикующих юристов квалификационных требований, профессиональных и этических стандартов, дисциплинарной ответственности.

Юрий Пилипенко привел данные исследования «Пределы адвокатской монополии» в современном мире, в ходе которого были проанализированы правовые системы 88 стран. Согласно полученным данным, абсолютная адвокатская монополия (исключительное право адвокатов на оказание всех видов юридической помощи) de jure установлена в 54% этих стран плюс de facto – в 21%, адвокатская монополия на судебное представительство – в 14%, монополия на представительство в уголовном судопроизводстве, Верховном Суде, Конституционном Суде – в 11% стран. Монополия адвокатов на представительство только в уголовном судопроизводстве установлена в Азербайджане, Албании, Грузии, Конго, Казахстане, Киргизии, Молдове, Украине, Эстонии и России. Очевидно, что предпочтительным для России является тот путь, по которому идет большинство стран мира.

По мнению Федеральной палаты адвокатов РФ, в рамках общей концепции должен быть решен и вопрос о деятельности иностранных юридических фирм на российском рынке юридических услуг: не следует устанавливать запреты или ограничения «по национальному признаку» – необходимо поставить всех участников рынка, в том числе иностранных, в равные правовые условия, исключив искусственно созданные конкурентные преимущества.

Юрий Пилипенко предложил обсудить пути создания для представителей юридического бизнеса благоприятных условий для вступления в адвокатуру.

Позиция представителей юридического консалтинга
Во время дискуссии отчетливо прозвучала мысль, что общая цель – создание единого профессионального рынка юридических услуг, основой для чего должно быть объединение в рамках адвокатуры, поскольку она представляет собой самоуправляемую корпорацию, имеющую единые квалификационные требования, профессиональные и этические правила, а также поддерживаемые в течение многих десятилетий традиции.

Было высказано и мнение о том, что при объединении следует не ограничиваться введением адвокатской монополии на судебное представительство во всех видах судопроизводства, предусмотренной международными обязательствами России (Протоколом о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г., ратифицированным Федеральным законом от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ), а распространять ее и на другие сферы оказания юридической помощи, как принято в развитых правовых системах.

В среде юридических консультантов понимание необходимости объединения в самоуправляемую организацию и принятия профессиональных правил возникло несколько лет назад, о чем свидетельствует создание таких объединений юридических фирм, как, например, Уральская правовая палата, где выработаны стандарты деятельности, проводятся семинары и тренинги для повышения квалификации, организуются конференции и т.д. Но идея объединения с адвокатурой и урегулирования сферы профессиональной юридической помощи в целом, предложенная Федеральной палатой адвокатов, на рубеже 2010-х гг. не находила поддержки.

Сейчас она имеет уже большое число сторонников, причем 14 руководителей юридических фирм из разных регионов сформулировали конкретные предложения, о которых сообщил Евгений Шестаков.

«Мы настроены на сотрудничество с адвокатурой, – сказал он. – Мы никак не отделяем себя от этой профессии и считаем, что мы и адвокаты занимаемся одним и тем же делом и должны объединиться, но при объединении хотим защитить собственные интересы. По нашим подсчетам и по данным Федеральной палаты адвокатов, свободно практикующих юристов примерно столько же, сколько адвокатов, то есть силы примерно равные, в том числе, скорее всего, и по экономическим показателям, а следовательно, мы должны принимать равное участие в процессе объединения. Мы видим все положительные моменты объединения, в частности, мы так же недовольны тем, что у нас есть недобросовестные конкуренты на рынке юридических услуг, и заинтересованы в достаточно жестком регулировании этого рынка, чтобы все работали по единым стандартам».

Евгений Шестаков и его коллеги предлагают следующие принципы объединения: 1) постепенность, необходимая в интересах юристов, их клиентов и правосудия; 2) простота интеграции в адвокатское сообщество «белого» юридического бизнеса; 3) разумность, необходимая для реформирования на тех началах, которые приняты во всем цивилизованном мире и в практике российского юридического бизнеса, то есть использование инструментария коммерческой деятельности; 4) равноправное участие в процессе объединения.

Есть и основанные на этих принципах конкретные предложения: 1) адвокатам должно быть разрешено принимать участие в деятельности хозяйственных обществ, правоспособность которых ограничена коммерческой деятельностью в области права; 2) адвокатам должно быть разрешено вступать в трудовые отношения с такими обществами; 3) трудовая, управленческая деятельность адвокатов в таких обществах должна быть признана одной из форм осуществления адвокатской деятельности, предусмотренных законом; 4) таким обществам должна быть предоставлена возможность заключать от своего имени договоры на оказание юридических услуг (правовой помощи).

Эти предложения служат отправными пунктами для создания представителям юридического консалтинга тех условий для вступления в адвокатуру, о которых говорили практически все участники дискуссии. В частности, необходимо изменить в соответствии с потребностями практики юридического консалтинга систему налогообложения адвокатов, а также предусмотреть в законодательстве: новую организационно-правовую форму осуществления адвокатской деятельности, позволяющую вести практику юридического консалтинга в соответствии с мировыми стандартами; институт адвокатов-ассоциаторов, работающих по договору трудового найма, благодаря чему на них распространяются трудовые и социальные права, которых лишены адвокаты как самозанятые граждане.

Концептуальный момент
Многие участники встречи, в том числе Евгений Шестаков, высказали мнение, что для выполнения перечисленных условий необходимо законодательно признать адвокатскую деятельность коммерческой.

Евгений Семеняко опроверг эту точку зрения, сославшись на правовую позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой адвокатская деятельность ни при каких обстоятельствах не может быть признана предпринимательской, так как адвокаты выполняют важнейшую публично-правовую функцию по обеспечению правосудия и реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи.

Первый вице-президент ФПА РФ подчеркнул, что некоммерческий характер адвокатской деятельности не служит препятствием для создания новой организационно-правовой формы адвокатского образования (адвокатской фирмы), в рамках которой будут использоваться все необходимые инструменты предпринимательства. Согласно закону адвокатская деятельность – это квалифицированная юридическая помощь, тогда как понятие профессиональной деятельности адвоката шире по содержанию и включает в том числе формы осуществления адвокатской деятельности, куда могут быть введены элементы предпринимательства.

Договоренность о сотрудничестве
Николай Рогачёв, обращаясь к представителям юридического консалтинга, сказал, что, поскольку необходимость объединения вытекает в том числе из международных обязательств России, предусматривающих введение адвокатской монополии на представительство во всех видах судопроизводства, Федеральная палата адвокатов ждет от них предложений по совершенствованию законодательства об адвокатуре и процессуального законодательства.

Юрий Пилипенко поблагодарил гостей за интересную беседу и предложил им делегировать представителей для совместной с ФПА РФ работы над некоторыми аспектами Концепции, в частности положениями об адвокатской фирме, где немало сложных моментов. Это предложение принято – диалог адвокатуры и юридического бизнеса начался.

Мария ПЕТЕЛИНА,
зам. главного редактора «АГ»


Яндекс.Метрика