×

Этика vs коммерция

Может ли коммерциализация адвокатской деятельности компрометировать основные ценности и этические нормы профессионального поведения солиситоров?
Материал выпуска № 11 (172) 1-15 июня 2014 года.

ЭТИКА VS КОММЕРЦИЯ

Может ли коммерциализация адвокатской деятельности компрометировать основные ценности и этические нормы профессионального поведения солиситоров?

В Англии в 2011 г. введен новый порядок регулирования деятельности солиситоров, в связи с чемсистематически высказываются опасения, что адвокатура из института отправления правосудия, превращается в «отрасль добывания денег»1 и что коммерческий подход разрушает традиционные ценности профессии. Попробуем разобраться, что к чему.

Исторический экскурс в проблему
Исторически в английских юридической и экономической науках четко различали понятия «профессия» и «бизнес», где первое характеризуется такими ценностями, как защита общественных интересов и моральных стандартов, независимость, профессиональная этика и др. Однако сейчас восприятие юридической деятельности, как нечто глубоко отличное от понятия «бизнес», представляется несколько идеалистическим. В конце концов простой факт получения платы за предоставляемые услуги делает ее коммерческим предприятием2.

В нынешних условиях глобализации, конкуренции, развития технологий и максимальной рационализации любой деятельности юристы, как и другие специалисты, желают реструктурировать свою работу, чтобы отвечать современным требованиям и, что немаловажно, процветать, какими бы «патриотическими или альтруистическими ни были их профессиональные цели»3. Хотя некоторые комментаторы не считают неизбежным4 при такой реорганизации изменение самих профессиональных ценностей, ясно, что сегодня в профессии адвоката можно наблюдать тенденции, сходные с чисто предпринимательской деятельностью, и «некогда четкое различие между двумя отраслями сейчас размыто»5.

Действительно, и практикующие юристы, и исследователи6 справедливо замечают, что юридические фирмы, преследуя цель достичь самого высокого уровня оказания услуг, сейчас функционируют как предприятия, а именно: имеют современные офисы, используют новейшие технологии, облегчающие обработку данных, нанимают в штат специалистов различного профиля. Усложняются и управленческие методы, где основной упор делается на кадровое и финансовое планирование, а также маркетинг.

В профессиональной среде нередко звучат утверждения, что такая тенденция к применению в адвокатской деятельности традиционных моделей бизнеса отражает глубокий кризис в профессии7 и является «сущим злом, сводящим на нет благородное сердце юридической практики»8. Очевидно, что в центре дискуссии вокруг коммерциализации адвокатской деятельности стоит вопрос о том, может ли такая коммерциализация компрометировать основные ценности и этические нормы профессионального поведения солиситоров9.

Исторически юридическая профессия в Великобритании существовала вне государственного контроля, тем самым защищая себя от потери так называемой «профессиональной души»10 и обеспечивая себе высокую степень независимости11. При этом деятельность солиситоров была саморегулируемой, т.е. основанной на соблюдении кодекса профессиональных этических норм и стандартов12.

Эта модель регулирования изначально базировалась исключительно на контроле со стороны самих солиситоров и принципе поддержания профессиональной репутации13. Тем не менее рост числа практикующих юристов и юридических фирм, а также увеличение масштаба последних14, жалобы на то, что Юридическое общество Англии и Уэльса не обеспечивало адекватной защиты клиентов, защищая своих собственных членов, заявления об общей неэффективности дисциплинарного процесса и контроля за непрофессиональным поведением солиситоров15 привели к установлению более формального механизма регулирования.

Дарья АДДИСОН,
Solicitor, Associate, Charles Russell LLP

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 11 за 2014 г.
Окончание статьи читайте в печатной версии
«АГ» № 12 за 2014 г.
 

1 Mullerat R.M. Satisfaction Matters Too. European Lawyer. 2000. 1(1). P. 68–69.
2 Bathurst T.F. Commercialisation of Legal Practice: Conflict Ab Initio; Conflict De Futuro, Com. Lawyer. 2012. 21(2). P. 35–39.
3 Mullerat R.M. Ibid.
4 Greenwood R. Is Commerce Killing Values? Legal Week. 2007. 9(8). P. 21.
5 Mullerat R.M. Ibid.
6 Mullerat R.M. Ibid; Greenwood R. Ibid.
7 Davies M. The Demise of Professional Self-Regulation? Evidence from the "Ideal Type" Professions of Medicine and Law. Professional Negligence. 2010. 26(1). P. 38.
8 Bathurst T.F. Commercialisation of Legal Practice: Conflict Ab Initio; Conflict De Futuro, Com. Lawyer. 2012. 21(2). P. 35–39.
9 Ibid.
10 Davies M. Op. cit. P. 6.
11 Davies M. Op. cit. P. 7.
12 Davies M. Solicitors – the Last 20 Years of Self-Regulation? Professional Negligence. 2005. 21(1). P. 13.
13 Davies M. The Demise of Professional Self-Regulation? Evidence from the "Ideal Type" Professions of Medicine and Law. Professional Negligence. 2010. 26(1). P. 7–8.
14 Davies M. Ibid. P. 8.
15 Davies M. Solicitors – the Last 20 Years of Self-Regulation? Professional Negligence. 2005. 21(1). P. 8–9.

Яндекс.Метрика