НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ: НОВЫЙ УРОВЕНЬ
Обзор предполагаемых изменений и нововведений в Налоговый кодекс РФ
Современная налоговая политика Российской Федерации ориентирована на создание эффективной и стабильной налоговой системы. Анализируя свежие нормативные акты и внесенные законопроекты, можно сделать вывод о том, что добиться поставленных целей предполагается, в том числе, за счет улучшения качества налогового администрирования. В центре внимания – законопроект о расширенном информационном взаимодействии, его плюсы и минусы.Вопросы совершенствования налогового администрирования находят свое отражение в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015–2016 гг. (одобрены Правительством РФ 30 мая 2013 г.) и в утвержденном Правительством РФ Плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование налогового администрирования» (Распоряжение Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. № 162-р). Среди основных целей «дорожной карты» ее составители обозначили улучшение взаимоотношений между налогоплательщиками в лице предпринимательского сообщества и налоговыми органами с учетом лучших международных практик путем создания комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти.
Одним из последних событий в рамках реализации «дорожной карты» по совершенствованию налогового администрирования стало внесение 23 мая 2014 г. в Госдуму законопроекта № 529630-6 (в виде изменений в НК РФ) о расширенном информационном взаимодействии. Как указывают авторы законопроекта, законодательное закрепление института налогового мониторинга позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве. Особо отмечается, что внедрение налогового мониторинга на постоянной основе будет способствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов.
Напомним, что еще в 2012 г. ФНС России начала применять систему «горизонтального мониторинга» – расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиками: компания раскрывает налоговому органу информацию о финансово-хозяйственной деятельности, а взамен имеет возможность получить предварительное согласование по сложным вопросам налогообложения. Однако законодательное регулирование «горизонтального мониторинга» до сих пор отсутствует. Восполнить такой пробел смогут предложенные изменения в НК РФ.
Законопроект предусматривает внесение изменений в ч. 1 НК РФ, в том числе путем включения нового раздела V2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга». При этом нужно отметить, что понятие «горизонтальный мониторинг» заменено понятием «налоговый мониторинг».
По мнению специалистов юридической компании «НАФКО-Консультанты», предложенное изменение налогового законодательства будет иметь существенное значение для развития крупного российского бизнеса. Налоговый мониторинг позволяет выстраивать отношения с налоговыми органами на совершенно ином уровне, быстро и взаимовыгодно разрешать сложные вопросы в области налогообложения.
Рассмотрим основные изменения и нововведения, которые инициаторы законопроекта предполагают включить в ч. 1 НК РФ.
Ирина МОСТОВАЯ,
главный юрист по налогообложению ООО «НАФКО-Консультанты»
Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 13 за 2014 г.
главный юрист по налогообложению ООО «НАФКО-Консультанты»
Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 13 за 2014 г.