×

Новые приоритеты и прежние проблемы

Приоритеты, определенные в ходе саммита G20, и обязательства, которые взяла на себя наша страна, позволяют выделить основные направления развития правового регулирования в сфере экономики на ближайшую перспективу.
Материал выпуска № 18 (155) 16-30 сентября 2013 года.

НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И ПРЕЖНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Приоритеты, определенные в ходе саммита G20, и обязательства, которые взяла на себя наша страна, позволяют выделить основные направления развития правового регулирования в сфере экономики на ближайшую перспективу.

G20

5–6 сентября в Санкт-Петербурге состоялся саммит лидеров «Группы двадцати». Они утвердили план действий, направленных на возврат к устойчивому и сбалансированному экономическому росту. Этот план был предложен Россией, которая в текущем году председательствует в G20.

9 сентября эксперты, собравшиеся в РИА Новости, прокомментировали итоги саммита.

G20 создавалась для борьбы с экономическим кризисом, и приглашенные в РИА Новости эксперты проанализировали решения, принятые «Большой двадцаткой», с учетом тех процессов в экономике, которые могут послужить причинами новых кризисных явлений.

Инвестиции для роста
На саммите констатировалось изменение ситуации в мире: в последнее время наибольшими ресурсами капитала обладают развивающиеся страны, тогда как развитые испытывают недостаток средств и дефицит инвестиционных идей, необходимых для экономического роста. В связи с этим тема «инвестиции для роста» стала приоритетной для государств «Большой двадцатки» и они приняли ряд предложенных Россией решений, определяющих новые «правила игры», которые позволяют создать условия для того, чтобы движение капитала, оставаясь достаточно свободным, был направлено на решение задач, стоящих перед их экономиками.

Общее содержание этих решений сводится к тому, что, поскольку основной движущей силой инвестиций является частный капитал, государства должны создавать условия для долгосрочных частных вложений в экономику, ограничивая свое присутствие в этой сфере инвестированием преимущественно в инфраструктуру и проводя политику, направленную на уменьшение рисков для бизнеса (сокращение дефицита бюджета и государственного долга, развитие рынков национальных валют, разработка новых инструментов для привлечения инвестиций).

Налоговая реформа
Наиболее конкретными и конструктивными были решения в области налогообложения, что вполне закономерно, поскольку проблемы в этой сфере (уклонение от уплаты налогов, вывод капитала в другие юрисдикции, минимизация налогообложения в ущерб интересам государства) могут быть решены только скоординированными усилиями всех стран G20.

Эти решения, во-первых, направлены на то, чтобы изыскать дополнительные резервы доходов в бюджет, которые смогут обеспечить государственные инвестиции в инфраструктуру и капитализацию институтов развития, создаваемых альянсом (таких как Банк развития и Пул валютных резервов). Во-вторых, они призваны стимулировать государства к тому, чтобы поддерживать и развивать бизнес с целью увеличить совокупную налоговую базу.

Общее содержание решений сводится к следующему:

– ввод в действие правила об автоматическом обмене информацией по уплате налогов многонациональными компаниями (т.е. такими, которые либо ведут деятельность во многих странах, либо ведут деятельность в одной стране, но находятся, например, в собственности холдинга, зарегистрированного в другой стране, что дает основания для перемещения уплачиваемых налогов между этими странами, и в итоге уплата налогов отрывается от экономической деятельности). Это непростая проблема, так как в подобных ситуациях наряду с противозаконными действиями, направленными на уклонение от уплаты налогов, ущерб бюджету государства наносит и налоговая оптимизация, формально не противоречащая закону и произведенная путем использования пробелов и различий в законодательстве разных стран (причем провести четкую грань между законными и незаконными действиями нередко бывает очень сложно);

– стандартизация налогового законодательства разных стран, призванная устранить возможности для законного ухода от уплаты налогов, минимизации налогов (этот пункт договоренностей поможет если не решить, то по крайней мере частично облегчить решение указанной выше проблемы);

– совершенствование правил, регулирующих перемещение налогов многонациональными компаниями (практику и содержание договоров об избежании двойного налогообложения, которые заключены Россией со многими странами), а также правил трансфертного ценообразования.

Примечательно, что установлены конкретные сроки выполнения этих решений: система автоматического обмена информацией начнет действовать в 2015 г., а совершенствование и стандартизация законодательства должны быть произведены в течение ближайших полутора-двух лет.

Структурные реформы
Повысить эффективность экономической деятельности, улучшить инвестиционный климат призваны и структурные реформы, проведение которых является одной из самых сложных задач. Если вопросы налогообложения решаются, как правило, высшими органами власти, то инвестиционный климат зависит от решений властей всех уровней, а также от деятельности регулирующих и контролирующих организаций.

В связи с этим структурным реформам было уделено значительное внимание на саммите, причем возможность их проведения рассматривалась с учетом специфики отдельных государств, для каждого из которых были названы «узкие места», нуждающиеся в преобразованиях. В итоге наряду с обшими для всех стран задачами по улучшению делового климата и развитию инфраструктуры, созданию налоговых стимулов и решению других проблем определены также индивидуальные планы.

Так, Россия взяла на себя обязательство снизить административные барьеры, облегчить бремя государственного регулирования, в частности упростить лицензирование и к 2018 г. увеличить число видов деятельности, не требующих получения разрешения, с 36 до 50. Результатом применения этих мер должно стать повышение уровня инвестиций до 25% к 2015 г. и до 27% к 2018 г.

Финансовое регулирование
В центре внимания встречи лидеров стран G20 находилось финансовое регулирование – сфера, значение которой очевидно, если учесть, что мировой экономический кризис начинался с кризиса финансового. В связи с этим особенно важны договоренности, направленные на достижение стабильности и обеспечение устойчивого развития мировой финансовой системы. Действия, предусмотренные достигнутыми на саммите договоренностями, потребуют координации и соответствующих изменений в национальных законодательных и регулятивных механизмах.

Одним из наиболее важных среди принятых на саммите документов, касающихся финансовой сферы, является Дорожная карта по усилению надзора и регулирования теневой банковской системы. В этом ключевом документе определены четкие сроки и порядок работы с ценными бумагами, правила залога под кредитование, прописаны нормы и стандарты, в том числе базельские, а также элементы надзора, рынка деривативов и другие вопросы.

Дорожная карта предусматривает порядок действий по всем этим вопросам со стороны конкретных органов (Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board) — международная организация, созданная странами Большой индустриальной двадцатки на Лондонском саммите в апреле 2009 г.; Международная организация комиссий по ценным бумагам и биржам).

Напомним, что под теневым банкингом (shadow banking) понимается посредническая деятельность финансовых институтов, которые не являются кредитными организациями (хеджевые фонды, специальные паевые фонды, вкладывающие средства в рынки ликвидности и госбумаги, структурные инвестфонды, занимающие на рынке средства путем выпуска краткосрочных облигаций и покупающие на эти деньги более доходные долгосрочные бонды).

Базельские стандарты – это принимаемые Базельским комитетом по банковскому надзору своды норм и стандартов структуры и качества банковских активов. Соответствующий документ, принятый 12 сентября 2010 г. и получивший название «Базель III», создает условия для значительного повышения устойчивости банков и их способности противостоять новым финансовым потрясениям. Предусматривается, в частности, что основной защитой банков в случае новых финансовых потрясений должны быть ликвидный резерв основного капитала первого уровня и буферный резерв, составляющие в совокупности 7% банковского капитала.

Российская банковская система в ближайшем будущем начнет применять «Базель III», в связи с чем возникает вопрос: как повлияет введение новых стандартов на доступ операторов рынка к финансированию?

Увеличение финансирования необходимо для развития бизнеса, но ужесточение стандартов надежности, вероятно, сократит возможности банков по кредитованию, так как они станут избегать излишних рисков. Вместе с тем, как ожидается, новые стандарты повысят доверие к банковской системе со стороны вкладчиков, что будет способствовать притоку средств в банки, а значит, откроет возможности для увеличения финансирования уже на более прозрачной и надежной основе.

Рынок труда
В качестве председателя G20 Россия заявила наряду с устойчивым экономическим ростом еще один приоритет – создание новых рабочих мест. На саммите «Большая двадцатка» впервые признала, что политика в сфере рынка труда относится не к затратам государства, а к инвестициям, т.е. создание рабочих мест следует рассматривать как условие экономического роста, а не наоборот. Причем должны создаваться инклюзивные рынки труда, т.е. такие, где для разных групп населения обеспечиваются максимально равные условия. Это будет способствовать созданию устойчивого и позитивного делового климата, необходимого для развития предпринимательства, в первую очередь малого и среднего бизнеса – основной движущей силы экономического роста.

Вместе с тем во всех странах будет продолжена работа по совершенствованию инфраструктуры рынков труда, повышению эффективности органов, занимающихся содействием поиску работы, по обмену информацией, созданию совместных баз данных, улучшению условий труда (в том числе совершенствованию системы заключения коллективных договоров на предприятиях).

Все страны G20 взяли на себя обязательства зафиксировать свою дальнейшую политику по регулированию рынков труда в индивидуальных национальных планах, поскольку в этой сфере необходимо учитывать специфику каждого государства.

При этом на круглом столе отмечалось, что для оптимального регулирования рынков труда важно не столько применение мер правового характера, сколько улучшение статистики. Как признавали официальные лица, статистика по занятости во многих странах G20, в том числе в России, «хромает», нет сопоставимых данных, и необходимо совершенствовать координацию в этой сфере.

Борьба с коррупцией
Соответствующая рабочая группа была создана G20 в 2010 г., но предложение «гражданской двадцатки» и «деловой двадцатки» сделать ее постоянной не было поддержано, и действие ее мандата истекает в 2014 г. На саммите принят специальный документ – Санкт-Петербургская стратегическая рамочная программа по борьбе с коррупцией. На основании этой программы будут приниматься антикоррупционные планы на каждый год.

Предложения России в этой сфере, поддержанные ее партнерам по «Большой двадцатке», состоят в следующем:

– борьба с коррупцией при проведении крупных культурных, спортивных и общественных мероприятий;

– борьба с коррупцией при приватизации государственной собственности;

– борьба с коррупцией и обеспечение прозрачности при государственных закупках.

Одним из вопросов, которые рассматривала «Большая двадцатка», было содействие развивающимся странам в возвращении похищенных активов (т.е. активов, выведенных официальными лицами из развивающихся стран в другие государства). Этот вопрос был проработан «восьмеркой», и соответствующие обязательство принято на саммите в Великобритании в 2013 г. Как важное направление работы оно упоминалось и на саммите «двадцатки».

Все страны «восьмерки», за исключением России, опубликовали так называемое «руководство по механизмам», в котором изложено, как взаимодействовать со странами «восьмерки», чтобы те способствовали возвращению активов (к кому и как обращаться, на каких условиях и т.д.). Возможно, неисполнение Россией этого обязательства связано с тем, что в нашей стране нечасто хранят похищенные активы, но она могла бы способствовать их возвращению в тех случаях, когда активы проводятся через счета на ее территории.

***
Следует помнить, что не всегда возможно связать определение «двадцаткой» того или иного приоритета развития с необходимостью последующих изменений в правовом регулировании входящих в нее государств. Специфика работы G20 состоит в том, что страна, принявшая на себя обязательство, не во всех случаях должна затем приводить в соответствие с ним законодательство или совершать какие-либо иные действия, поскольку иногда государства включают в национальные планы ту деятельность, которую уже ведут. В связи с этим, как отмечалось, очень интересно было бы посмотреть национальные планы, являющиеся приложениями к документам саммита, но они пока не опубликованы.

В качестве экспертов в круглом столе, проведенном РИА Новости, участвовали:  директор Института международных организаций и международного сотрудничества, сопредседатель российской рабочей группы общественных организаций по взаимодействию с «Группой восьми» и «Группой двадцати» Марина Ларионова; руководитель Экспертного совета по «Группе двадцати» Сергей Дробышевский; руководитель направления «Мировая экономика» Экспертного совета по «Группе двадцати» Евсей Гурвич; заведующий кафедрой международных экономических организаций и европейской интеграции факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Владимир Зуев; директор Института фундаментальных междисциплинарных исследований НИУ ВШЭ Мартин Гилман; заместитель директора Центра глобального управления Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ Марк Рахмангулов.

Мария ПЕТЕЛИНА,
зам. главного редактора «АГ»