×

Угроза творчеству – нормотворчество!

В сознании нового поколения закон, который существует отдельно от реальности, не заслуживает ни уважения, ни соблюдения
Материал выпуска № 18 (155) 16-30 сентября 2013 года.

УГРОЗА ТВОРЧЕСТВУ – НОРМОТВОРЧЕСТВО!

В сознании нового поколения закон, который существует отдельно от реальности, не заслуживает ни уважения, ни соблюдения

Павел Магута«Антипиратский закон» (см.: Борьба за учет мнений // «АГ». 2013. № 17 (154)) решает проблемы старой, не приспособленной к новым реалиям модели бизнеса за счет потребителей, упразднения свободы распространения информации, подавления творческого начала в детях, подрыва интернет-индустрии и уважения к закону в целом.

Дискуссии вокруг «антипиратского закона», а также все дебаты об авторских правах и цифровых технологиях свидетельствуют о том, что идет борьба между двумя системами, двумя мировоззрениями, двумя моделями организации культурного пространства. На фундаментальном уровне это борьба двух представлений о том, что является творчеством.

Первая система мышления основана на традиционном представлении о креативности, которое исходит из идеи, что творчество – это удел особенных людей. И вот эти уникальные люди, незаурядные творческие умы собираются в специальных помещениях, бьются над важными идеями, а потом спускают их вниз, пассивным потребителям. Такое видение доминирует в большинстве организационных моделей старой системы мышления – в крупных корпорациях, в государственных структурах.

Законопроекты, подобные российскому «антипиратскому закону» или, например, SOPA и PIPA (см. ниже – комментарий NB), создаются крупными кино- и медиакомпаниями, приверженными традиционному взгляду на творчество. Эти компании были основаны в XX в., ставшем «золотым» для корпораций, занятых в сфере, которая называется «культурой записи и чтения», – кино, литературе, фотографии, музыке. Монополия компаний на технологию привела к упразднению «записи», концентрации ее в руках «профессионалов», что давало право устанавливать выгодные тарифы на «чтение».

Но уже в конце прошлого века выяснилось, что потребитель не хочет только потреблять. Каждый раз при появлении новых инструментов (видеомагнитофоны, кассеты, ксероксы) он желает участвовать в творчестве, быть причастным к культуре и делиться – свободно и быстро обмениваться идеями.

Павел МАГУТА

Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" № 18 за 2013 г.

Яндекс.Метрика