×

Расширить возможности наследодателя

В АЮР обсудили новации и недоработки в законодательстве о наследстве, предложенные депутатом Павлом Крашенинниковым
Материал выпуска № 17 (202) 1-15 сентября 2015 года.

РАСШИРИТЬ ВОЗМОЖНОСТИ НАСЛЕДОДАТЕЛЯ

В АЮР обсудили новации и недоработки в законодательстве о наследстве, предложенные депутатом Павлом Крашенинниковым

21 августа в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина на заседании Правления Ассоциации юристов России обсуждался вопрос «О внесении изменений в ГК РФ в части совершенствования наследственного права».

Проект федерального закона № 801269-6 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования наследственного права)» был внесен в Госдуму 26 мая 2015 г. председателем Комитета ГД ФС РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павлом Крашенинниковым, который выступил с коротким докладом об основных новациях наследственного права. В своем выступлении депутат указал, что настало время расширить возможности наследодателя по распоряжению имуществом на случай смерти.

Вряд ли можно спорить с тем, что время и возникающие новые правовые конструкции диктуют необходимость законодательного закрепления отношений, возникающих по поводу наследования, в том числе: дополнительного регулирования вопросов сохранности наследства, порядка определения наследственной массы, возможность наследодателя определять условия получения наследником наследуемого имущества, определения наследодателем судьбы принадлежащего ему бизнеса в случае смерти и пр.

Законопроект в большей мере содержит такие положения, которые не исключают уже имеющиеся нормы о наследовании имущества, а дополняют их, предоставляя более широкие возможности владельцам для распоряжения имуществом на случай своей смерти. Но есть и некоторые положения, изменяющие действующие нормы, в том числе  относительно порядка оформления наследства. Остановимся подробнее на тех новшествах, которые обсуждались на заседании Правления АЮР и о которых говорил Крашенинников. Хотя, по сути, особого обсуждения на заседании не было – инициатор проекта проинформировал собравшихся об основных положениях проекта и их значимости.

Оформление наследства
Основные споры вызывают положения относительно свидетельства о праве на наследование.

Что предлагает законопроект? В ч. 3 ГК РФ по тексту раздела V слова «…о праве на наследство» заменяются словами «…о праве наследования», т.е. принципиально меняются смысл и содержание. Согласно ст. 5 проекта глава XI Основ законодательства РФ о нотариате (Принятие мер к охране наследственного имущества. Выдача свидетельств о праве на наследство) признается утратившей силу, Основы дополняются гл. XI.1 (Нотариальные действия при наследовании). В указанной главе есть отдельная статья «Выдача свидетельств о праве наследования». Смысл таких изменений, по мнению разработчиков, в том, чтобы упростить процедуру принятия наследства и снизить издержки наследников. Если вкратце, то нотариус выдает свидетельство, в котором указываются только наследники, без состава наследственного имущества. В данном случае нотариус не определяет имущество, входящее в наследственную массу, не проверяет его состав и местонахождение. Упрощение в том, что для наследника исключается необходимость сбора и предоставления нотариусу документов на имущество, что также снижает затраты наследника. Но сразу возникает масса вопросов относительно дальнейших действий наследников о том, как определяется в таком случае обязательная доля в наследстве, как выделяется супружеская доля и др. Нотариусы (Федеральная нотариальная палата) подвергли резкой критике такие положения Проекта. Так, на прошедших в июне этого года «нулевых чтениях» в Общественной палате РФ представители нотариата выразили свое отрицательное отношение ко многим нововведениям, содержащимся в законопроекте.

Вряд ли на данном этапе возможно устранение нотариуса из процесса определения состава и стоимости наследственного имущества. Ведь многие спорные вопросы наследников зачастую решаются при помощи нотариуса в рамках ведения наследственного дела, в котором определяются состав и стоимость наследства. В случае устранения нотариуса из этого процесса такие вопросы будут решаться в судах, что увеличит и без того немалую загруженность судей и повысит расходы самих наследников (оплата юридической помощи, другие судебные издержки, оплата государственной пошлины в суд).

Совместное завещание
Разработчики проекта предлагают исключить существующие положения ГК РФ о том, что в завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина, и ввести норму, в которой устанавливается, что завещание может быть совершено одним гражданином, а также гражданами, состоящими в момент его совершения в зарегистрированном браке (совместное завещание супругов). Согласно проекту совместное завещание супругов определяет порядок перехода прав на общее имущество супругов или имущество каждого из них в случае смерти каждого из них, в том числе в случае их смерти в одно и то же время, к пережившему супругу или иным лицам, а также может содержать иные распоряжения супруга или супругов, в частности, условие о назначении душеприказчика (душеприказчиков), действующего в случае смерти каждого из супругов. В тексте проекта есть положение, в котором из п. 5 ст. 1118 ГК РФ исключается указание на то, что завещание является односторонней сделкой.

Идея совместного завещания супругов уже давно обсуждалась в юридическом сообществе и в целом многие эксперты заявляют о полезности такого рода завещания. Но даже сторонники введения нормы отмечают ряд неточностей и недоработок проекта в этой части, например, относительно формулировки «завещание супругов определяет порядок перехода прав…» тогда как наследственное право регулирует переход  имущества умершего к другим лицам, что установлено в ст. 1110 ГК РФ. Эта же неточность и в положениях проекта о наследственном договоре.

Наследственный договор
Наследственный договор существует в других правопорядках, в частности, в Германии такая форма подробно регламентирована и успешно действует, однако для России – это новшество.

В проекте указано, что наследодатель вправе заключить с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию, договор, условия которого определяют порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к указанным лицам или к третьим лицам (наследственный договор). Наследственный договор может возлагать на участвующих в таком договоре лиц, которые могут призываться к наследованию, обязанность совершить после смерти наследодателя какие-либо действия имущественного или неимущественного характера. Также в этой статье есть интересное указание на то, что последствия, предусмотренные наследственным договором, могут быть поставлены в зависимость от обстоятельств, относительно которых неизвестно, наступят они или нет, в том числе от обстоятельств, полностью зависящих от воли одной из сторон. Сложно сразу понять и разобраться с тем, какие это могут быть обстоятельства, да еще и зависящие от воли сторон, и какие это могут быть действия призываемых к наследованию лиц.

Проектом предусматривается обязательное нотариальное удостоверение договора; также указывается, что в случае совершения наследодателем завещания после наследственного договора завещание действует в части, не противоречащей условиям наследственного договора.

Безусловно, такой договор дает больше возможностей наследодателю по распоряжению своим имуществом, но на сегодня нет каких-либо серьезных разъяснений по содержанию наследственного договора, его соотношению с другими положениями ГК.

Доверительное управление наследственным имуществом

На заседании АЮР с докладом о положениях законопроекта в части управления наследственной массой выступила Алеся Демкина – ведущий советник аппарата  Комитета ГД ФС РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.

В отличие от действующих ныне положений закона, в проекте наследственной массой могут управлять: один или несколько доверительных управляющих, назначаемых нотариусом, душеприказчик, доверительный управляющий (один или несколько) назначаемый душеприказчиком, наследственный фонд (может быть несколько), также указанные варианты могут сочетаться. Доверительным управляющим может быть как физическое, так и юридической лицо.

Разработчики проекта указывают особенности доверительного управления наследственным имуществом, например: обязательность оценки, передаваемой в управление имущества; контроль за действиями доверительного управляющего; обязанность душеприказчика и управляющего наследственным имуществом действовать согласно распоряжению наследодателя, если таковое содержится в завещании наследодателя, в том числе их обязанность голосовать на собраниях корпоративных юридических лиц или коллегиальных органов управления таким образом, как указано в завещании.

Проект дополняет ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» отдельным пунктом, в котором указано, что при учреждении гражданином фонда в случае, предусмотренном п. 5 ст. 123.17 ГК РФ, органами фонда являются наблюдательный совет (коллегиальный орган фонда) и директор (единоличный исполнительный орган фонда). Уставом такого фонда может быть предусмотрено также создание попечительского совета фонда, полномочия которого определяются уставом фонда. Разработчики проекта указывают, что условия управления наследственным фондом определяет только учредитель и они не могут быть изменены после его смерти; также условия управления фондом могут включать в себя положения о передаче третьим лицам всего или части имущества фонда, в том числе при наступлении обстоятельств, относительно которых неизвестно, наступят они или нет.

По заявлению Крашенинникова, положения проекта о фондах позволят наследодателю определить и установить порядок управления бизнесом и после своей смерти. Спикер привел в качестве примера такие зарубежные фонды, как Фонд Нобеля, Фонд Форда.

Необходимо отметить, что проект также предусматривает и ряд других новшеств, например, в отношении организационно-правовой формы нотариальной палаты, осуществления прав и обязанностей гражданина в деле о его банкротстве в случае его смерти или объявления его умершим и др. С текстом законопроекта можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Подводя итог, отметим, что большинство специалистов одобряют заданный законопроектом вектор, но при этом указывают на отсутствие разработанной концепции реформы наследственного права и, как следствие, недостаточную проработку и обоснованность проекта. Также согласно официальному отзыву Правительство РФ не поддержало законопроект.


Александр СЕВРЮКОВ,
адвокат АП Москвы, руководитель КА «Лейба и партнеры»