×

Российский бизнес и мистер кольт

Новая редакция статьи 90 УПК РФ призвана остановить произвол в бизнесе
Материал выпуска № 11 (76) 1-15 июня 2010 года.

РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС И МИСТЕР КОЛЬТ

Новая редакция статьи 90 УПК РФ призвана остановить произвол в бизнесе

В связи с новой редакцией ст. 90 УПК РФ появилось несколько статей о новых проблемах в деятельности защитников. Проблемы, без сомнения, возникли, но причины, побудившие законодателя к такой редакции закона, достаточно уважительны.

В эпоху освоения Дикого Запада Северо-Американского континента проходило освоение новых земель, возникали различного рода имущественные споры и конфликты. В спорах приводилось множество доводов, иногда вполне юридически обоснованных и правильных, но зачастую точку в спорах ставил мистер кольт, и тот, кто его применял, получал все.

У читателя возникает вопрос: при чем тут российский бизнес и ст. 90 УПК РФ? Ответ довольно прост.

Из практики нам известно, что зачастую споры хозяйствующих субъектов в арбитраже не находят своего решения. Технология довольно проста. Истец подает иск в арбитражный суд, начинается рассмотрение дела. Ответчик пишет заявление в правоохранительные органы о мнимом преступлении, совершенном истцом. Возбуждается уголовное дело и быстро передается в суд, ответчик предоставляет в суд ходатайство о приостановлении рассмотрения арбитражного дела до окончания рассмотрения уголовного дела в суде. К своему ходатайству ответчик прилагает постановление о возбуждении уголовного дела в отношении истца. Имели место случаи, когда арбитражный суд приостанавливал судебное разбирательство. Истец становится подозреваемым, обвиняемым, подсудимым и осужденным. Предмет спора исчерпан, вопрос решен и никаких проблем с арбитражным судом. Гражданско-правовые отношения решены уголовно-правовым способом.

Не спасали истца иногда даже решения арбитражного суда, вступившие в законную силу. Проигравшая сторона подавала заявление в правоохранительные органы с изложением обстоятельств, противоречащих вступившему в законную силу решению арбитражного суда. Возбуждалось уголовное дело, и истец по стандартной процедуре из победившей стороны превращался в подозреваемого, обвиняемого и так далее.

Напрасно бывший истец предоставлял следователю и в суд множество вступивших в законную силу решений арбитражных судов, убеждая, что имели место чисто гражданско-правовые отношения. Уголовно-репрессивная машина катила своим чередом, растирая в пыль и истца, и предоставленные им вступившие в законную силу решения арбитражных судов.

Аналогичная ситуация была и с вступившими в законную силу решениями судов по гражданским и административным делам.

Мне могут возразить: органы зря уголовное дело не возбудят, значит были основания. К сожалению, зачастую никаких оснований не было и быть не могло, тем более когда имелись вступившие в законную силу решения арбитражного или иного суда.

Всем давно известна любовь наших правоохранителей по поводу и без повода возбуждать уголовные дела против бизнесменов. Не зря с высоких трибун не раз звучало: «Перестаньте кошмарить бизнес!», «Ограничьте количество проверок – их число доходит до десятка в год» и т.д. Но, к сожалению, высокие призывы остались без внимания.

В реальной жизни ничего почти не поменялось – бизнес продолжали «кошмарить».
Может возникнуть вопрос: почему бизнес так ограждают от проверок и уголовных дел, может, тут есть у высоких лиц какая-то корысть?

Никакой корысти ни у кого нет. Дело в том, что перекосы и необоснованное, чрезмерное «усердие» правоохранительных структур в борьбе с бизнесом привело к тому, что производительные силы общества в лице российского бизнеса не могут свободно развиваться. При всем уважении к правоохранительным структурам необходимо сказать, что они хотя и нужны, но не являются производительными силами общества. Создает рабочие места и материальные ценности российский бизнес. Только от свободного и быстрого развития производительных сил общества зависит вопрос о будущем нашей страны. Будут свободно развиваться производительные силы – страна сохранится и граждане страны будут жить полноценной жизнью, не будут развиваться – нас ждет нищета и судьба Советского Союза, который не смог обеспечить свободное развитие производительных сил и как страна распался.

Так вот, до новой редакции ст. 90 УПК РФ российский бизнес жил с приставленным к виску кольтом. Роль мистера кольта играл в конечном итоге вступивший в законную силу приговор по уголовному делу, который перечеркивал любое иное судебное решение, вступившее в законную силу – гражданское, арбитражное или административное. Курок же взводили и спускали правоохранительные органы по своему желанию.

Суды, выносившие уголовные приговоры в отношении бизнесменов, никакой роли не играли, учитывая их высокую «эффективность» в виде более 98 % обвинительных приговоров.

Таким образом, экономические отношения в нашей стране в большей степени ранее регулировались с помощью уголовного права, а не гражданского, как это положено в любой демократической стране.
Между тем общеизвестно, что нормы уголовного права не могут заменить собой гражданско-правовые регуляторы. Перекос в этой области правового регулирования жизни общества негативно отражался и на общественном сознании, и на эффективности государственного управления. Этот перекос стал тормозом на пути развития производительных сил.

В связи с этим законодатель принял правильное и своевременное решение, признав равными  вступившие в законную силу приговоры, решения судов, принятые в рамках гражданского, арбитражного, административного судопроизводства.

Владимир ОВЧИННИКОВ,
адвокат АП Ставропольского края


Яндекс.Метрика