×

Юридические услуги в системе госзаказа

Почему государственные заказчики редко прибегают к привлечению внешних консультантов по юридическим вопросам
Материал выпуска № 2 (163) 16-31 января 2014 года.

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В СИСТЕМЕ ГОСЗАКАЗА

Почему государственные заказчики редко прибегают к привлечению внешних консультантов по юридическим вопросам

Шабров, КурочкинСуществующее законодательство позволяет юридическим фирмам участвовать в системе госзакупок в качестве внешних консультантов. Однако на практике это происходит достаточно редко. В статье рассмотрены примеры и способы осуществления закупок юридических услуг государственными (муниципальными) заказчиками.

Как известно, и ранее действовавший Федеральный закон от 21 июля 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ), и вступивший в силу с нового года Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) позволяют привлекать внешних юридических консультантов, в том числе адвокатские образования, для оказания юридических услуг для государственных и муниципальных нужд.

Минэкономразвития России утверждена номенклатура товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд (приказ Минэкономразвития России от 7 июня 2011 г. № 273), поставка, выполнение или оказание которых могут стать предметом государственных (муниципальных) контрактов.

Указанная номенклатура содержит и такой пункт, как «199. Юридические услуги и услуги в области коммерческой деятельности». Некоторые составляющие данную группу услуги могут быть отнесены и к области законопроектных работ (письмо Минэкономразвития России от 28 сентября 2011 г. № Д28-401).
Однако государственные и муниципальные заказы на юридические услуги практически не размещаются, причины чего заслуживают внимательного рассмотрения.

Отсутствие потребности
Основной и главной причиной является то, что работа правового характера в рамках исполнения большинства функций государственных (муниципальных) органов осуществляется штатными юристами этих структур. Потребность же в юридических услугах, оказываемых на основании государственных (муниципальных) контрактов, возникает редко. Среди этих случаев можно назвать следующие.

1. Представление интересов государственных (муниципальных) заказчиков в уголовных делах при признании государственных заказчиков потерпевшими по уголовным делам. В качестве примера можно привести конкурс на оказание юридических услуг по взысканию присужденных приговором суда в пользу заказчика денежных средств и имущества (http://www.goszakaz.samregion.ru/mart2011/168613/). При этом если обвиняемый или подозреваемый – само должностное лицо государственного или муниципального органа, то адвокаты привлекаются этим лицом самостоятельно.


Роман ШАБРОВ,
управляющий партнер юридической фирмы «БРАС»
Сергей КУРОЧКИН,
младший юрист юридической фирмы «БРАС»

Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" № 2 за 2014 г.


Яндекс.Метрика