– Елена, Ваша выставка организована по инициативе президента ФПА РФ Светланы Игоревны Володиной. Как она узнала о Вашем творчестве?
– В августе прошлого года в моем родном городе Твери была организована моя вторая персональная выставка. Ее посетил руководитель моего адвокатского образования – коллегии адвокатов «Закон и право» – Александр Иванович Иванов, который ранее не знал о моем хобби. Он подготовил статью о моем творчестве для журнала «Вестник Адвокатской палаты Тверской области». Примерно через месяц, в сентябре, позвонила Светлана Игоревна Володина. Она поздравила меня с выставкой, сказала, что стала поклонницей моего творчества, и предложила организовать выставку моих картин в Федеральной палате адвокатов.
– Расскажите, пожалуйста, о картинах, которые Вы привезли на выставку в ФПА.
– Я очень люблю писать пейзажи. В Федеральную палату адвокатов я привезла пейзажи нашей Твери, на которых запечатлено слияние Волги и Тверцы, разлив Тьмаки. Не меньше мне нравятся быстрые цветочные этюды. Рисуя быстрые этюды, я с удовольствием и моментально передаю холсту свои эмоции; этюды получаются живые и красочные. Натюрморты с фруктами также представлены в экспозиции. Натюрморты пишу исключительно с натуры, по собственной постановке: размещаю фрукты перед собой, заряжаюсь их цветом, формой и выливаю все это в акварели. Нравятся гранаты – это очень живописный фрукт. Как же по-разному можно изобразить гранаты! Зернышки в них так переливаются цветом, так насыщенно окрашены, что кисть сама начинает танцевать по бумаге.
– Когда Вы начали обучаться технике акварели?
– Два года назад.
– Где учились?
– Азы акварели я постигала с художником Марией Остапенко. У нее прошла основы акварели, натюрморта, узнала, как правильно определять композиционный ряд, выбирать центр композиции.
Несколько курсов прошла у Ильи Ибряева. Это мастер акварели с мировым именем. После обучения у Ильи Ибряева начала писать архитектуру, старинные улочки Венеции и других городов мира. Эти работы тоже представлены на выставке. Планирую продолжать учиться у этого замечательного художника.
– Как практикующий адвокат открыл в себе художника?
– Начало моей художественной деятельности можно приурочить к тому моменту, когда я ежедневно стала общаться с природой, наблюдать, фотографировать, напитываться красотой нашего мира.
И этот период совпал с началом выращивания роз на даче. Подбирала для своего сада розы с переливчатым цветом лепестков, который менялся по несколько раз в день в зависимости от освещения и погодных условий, розы-хамелеоны; наблюдала за ними, и мне захотелось запечатлеть эту красоту. К слову, о розах: в моем саду около 90 кустов роз. Вот теперь можно представить все многообразие палитры цвета и аромата.
В самом начале своей акварельной жизни купила в магазине медовую акварель, листы бумаги, начала делать наброски, и произошло какое-то открытие, как будто космос меня услышал. Я поняла, что хочу рисовать и у меня это получается!
Я стала смотреть в интернете сайты художников акварелистов и вскоре нашла Марию Остапенко. Она проводит «акварельную зарядку» – каждое утро в половине десятого пишет в прямом эфире. Первый эфир я смотрела буквально взахлеб и сейчас даже не вспомню, что именно Мария тогда рисовала. Она пишет по смоченной водой с двух сторон хлопковой акварельной бумаге профессиональными материалами. На тот момент я еще не знала, что такие материалы существуют, что есть бумага, стопроцентный хлопок, который можно смачивать с двух сторон и который дает возможность акварели проявиться и растечься.
Затем я посмотрела еще несколько ее эфиров, в одном из которых Мария Остапенко объявила набор на онлайн-курс «Основы акварели». Я задала вопрос, можно ли попасть на курс, если я совсем не умею рисовать, и она ответила, что если есть большое желание, то можно. Так я стала изучать основы акварели, прошла курс основ натюрморта с натуры за три месяца. В группе был создан обучающий чат. Мы, как ученики, выполняли работы, потом выкладывали в чат, Мария Остапенко проверяла, указывала на ошибки. Сейчас, по прошествии двух лет, я стала понимать, что главную роль в моем становлении сыграло огромное желание научиться рисовать акварелью.
В течение двух акварельных курсов я много рисовала, помимо обязательных заданий выполняла самостоятельные уроки, так что в день у меня получалось 1–2 самостоятельные работы, я выкладывала их в чат для проверки и получения ценного комментария.
После обучения у Марии Остапенко я продолжила много рисовать, стала смело заявлять о себе. Вела и веду в настоящее время страницу в ВКонтакте, выкладываю там свои работы, заодно рассказываю о картинах и о том, что на них изображено.
Мои работы заметили профессиональные художники, мне написали в ВКонтакте – пригласили на одну выставку, потом на другую, третью. Я занимала призовые места. Знакомство с творчеством Ильи Ибряева, которое к тому моменту мне было уже известно, внесло много нового в мое дальнейшее познание акварели.
Художник-акварелист Илья Ибряев на своих курсах учит правилам построения композиции, учит, как не копировать фотореференс, если, конечно, пишешь не с натуры, а проживать ту ситуацию, то природное явление, которое рисуешь, учит выделять композиционный центр и всю работу строить гармонично и убедительно.
Уникальные качества и опыт великого мастера пейзажей Ильи Ибряева привели меня на его онлайн-курсы.
Постепенно стала узнавать больше и о других художниках – акварелистах. Нравятся работы и техника Сергея Курбатова, Галины Гомзиной, Татьяны Анисимовой.
– Истоки Вашего творчества, как Вы сказали, – в любви к природе. А в Вашей семье кто-нибудь занимался рисованием?
– Нет. Но мои родители были большими любителями природы, занимались туризмом. Их сейчас, к сожалению, уже нет в живых. Папа был заядлый грибник, собирал ягоды. Он меня с трех лет брал с собой в лес, и я думаю, что моя любовь к природе начала формироваться как раз тогда. Родители смогли привить мне бережное и трепетное отношение ко всему живому; научили понимать природу. Низкий поклон им за такой дар в жизни. Я искренне люблю наш край, нашу Россию, нашу природу.
– Какие художественные приемы Вы используете?
– Я пишу акварелью! А значит, я умею смешивать многие пигменты между собой. В моей акварельной палитре шесть основных цветов. Есть еще дополнительные, которые я не так часто использую. Из шести цветов акварельных красок создаю разные цветовые решения. Этой методике я научилась у Марии Остапенко, а в дальнейшем и у Ильи Ибряева (он смешивает на палитре немного другие пигменты).
Пишу профессиональными акварельными красками «Белые ночи» от «Невской палитры». Зеленый цвет, так необходимый в пейзажах, предпочитаю смешивать. В природе чисто зеленого цвета не существует. Это или холодный зеленый (в сочетании с синим), или тёплый зеленый (в сочетании с красным).
Цель художника – живописно показать красоту и разнообразие зелени, листьев, травы. Предлагаемый производителем исходный зеленый цвет никогда не сможет отобразить всю живописную палитру, к примеру, леса, деревьев.
Поэтому, когда пишешь природу, красивую листву, траву, нужно смешивать пигменты для получения различных оттенков зеленого!
Чёрный цвет от производителя тоже не использую – составляю его путем смешивания пигментов синего с красным в разных пропорциях. Вот только так, смело смешивая краски, можно увидеть и понять всю глубину цвета.
– Занятия живописью занимают много времени. Как Вам удается сочетать их с адвокатской деятельностью?
– Последнее время я задаюсь вопросом: кто я в первую очередь – юрист или художник? Я получила юридическое образование в Калининском государственном университете (в настоящее время – Тверской государственный университет. – Прим. ред.) и очень люблю юриспруденцию, адвокатуру. Не хочу ее оставлять, но сейчас могу заявить о себе уже не только как адвокат (у меня много успешных дел), но и как живописец-акварелист. Живопись прочно вошла в мою жизнь, стала играть в ней большую роль.
– Давайте поговорим о Вашей адвокатской практике. Когда Вы стали адвокатом? Сразу после окончания университета? На каких делах специализируетесь? Расскажите, пожалуйста, о наиболее успешных.
– По окончании Калининского государственного университета я по распределению пришла работать в прокуратуру в своем городе. Три года отработала следователем прокуратуры, работа помощника прокурора мне также знакома; приходилось участвовать в процессах в судебных инстанциях и поддерживать государственное обвинение.
После трех лет активной деятельности по изобличению преступности работала и в банковской сфере, и в инвестиционно-брокерской компании.
В 1998 г. вступила в Международную коллегию адвокатов «Санкт-Петербург» (подразделение в Твери). В настоящее время, как уже говорила, состою в коллегии адвокатов «Закон и право».
До адвокатуры я успела многое понять, разобраться во многих вопросах, и это, надо отметить, послужило хорошей наукой в моей адвокатской практике, пошло только на пользу.
Особенно служба в прокуратуре, где «азы» уголовно-процессуального законодательства я познала в полной мере. Поэтому и при осуществлении защиты, конечно, приоритет изначально отдала уголовным делам.
Мой опыт в следственном аппарате прокуратуры мобилизовал меня, научил правильно и профессионально относиться к своему делу. Осуществляя защиту, шаги следователя просчитываю намного быстрее и раньше, чем он сам может об этом подумать.
Могу позволить себе такую фразу: багаж теоретических знаний и практических навыков, полученных во время службы в прокуратуре, позволил мне «щелкать» уголовные дела, как орехи.
Успешными я могу назвать практически все дела, поскольку по всем добивалась той задачи, которая была поставлена с самого начала.
– А почему Вы решили поступить на юридический факультет? И почему в итоге выбрали адвокатскую профессию?
– После окончания школы был выбран юридический факультет по той причине, что это в моем характере, такое серьезное и строгое отношение к себе и к делу, которому служишь.
Опять же мой характер и предопределил именно адвокатуру, поскольку именно в этой профессии есть возможность раскрыться, показать весь свой человеческий потенциал, и ни в коем случае не безразлично, а отдавая всю себя – все свои знания, опыт – для достижения поставленной цели.
– Обе профессии – адвоката и художника – отвечают Вашим внутренним потребностям, особенностям Вашего характера, но дает ли художественное творчество что-либо Вам как адвокату?
– Художественное творчество помогает поднимать на поверхность мои чувства, эмоции. Замечаю, что когда выдается сложный день в моей адвокатской работе, например я участвую в затяжном процессе, где нужно выступать, анализировать много информации, то вечером дома, вместо того чтобы посидеть у телевизора с чашкой чая, беру акварель и полностью погружаюсь в абсолютно другой мир.
Растекания в результате смешивания с водой именно этого материала – акварели – это полная медитация! После написания картины акварелью чувствую себя отдохнувшей. Это невероятный релакс. А еще – творчество меня раскрепостило, дало мне внутреннюю свободу, полет мысли и слова, хорошее настроение. Бывает так у нас, у адвокатов, во время выступления – вот не идет слог, и всё… Обретение вместе с акварелью лёгкости и свободы, так называемого общения без рамок, вывело меня на совершенно новую ступень адвокатского мастерства.
Так что творчество украшает мою адвокатскую жизнь!