В 2017 г. до внесения изменений в Закон о банкротстве, а также изменений в Закон о долевом строительстве в части, исключившей юридических лиц из понятия участника строительства, в реестр требований о передаче жилых помещений было включено требование юридического лица о передаче жилого помещения (одной квартиры). После вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 г. № 151-ФЗ права на незавершенный объект строительства перешли к Фонду защиты прав участников долевого строительства, было принято решение о достройке МКД. В 2023 г. Фондом был инициирован обособленный судебный спор в рамках дела о банкротстве застройщика. Фактически Фонд просит суд трансформировать требования юридических лиц о передаче объектов недвижимости (квартир) в денежные требования и включить их в четвертую очередь реестра требований кредиторов, а также снять соответствующие обременения в виде регистрационных записей в ЕГРН о зарегистрированных договорах долевого участия, заключенных с юридическими лицами в отношении квартир в данном МКД. Решение по данному спору судом не вынесено. В настоящее время у юридического лица есть потенциальный покупатель (физическое лицо), которому можно уступить право требования в отношении квартиры.
Не противоречит ли данная сделка действующему законодательству? Есть ли правовые основания для последующего признания данной сделки недействительной в случае удовлетворения судом требований Фонда?
До внесения изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) Федеральным законом от 27 июня 2019 г. № 151-ФЗ (далее – Закон № 151-ФЗ) под участниками строительства, чьи требования подлежали включению в реестр участников строительства, понимались не только физические лица, Российская Федерация, ее субъект и муниципальное образование, но и юридические лица, имеющие к застройщику требования о передаче жилого помещения или денежные требования (подп. 2 и подп. 7 п. 1 ст. 201.1 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до 27 июня 2019 г.). В результате внесенных изменений юридические лица были исключены из числа лиц, признаваемых участниками строительства в целях рассмотрения дела о банкротстве.