– Юрий Юрьевич, сразу по окончании юридического факультета Курского государственного технического университета Вы вступили в адвокатуру. Что повлияло на выбор профессии?
– В детстве я мечтал стать кем угодно, только не адвокатом, несмотря на то что моя бабушка, Валентина Николаевна Чурилова, отдала более 40 лет своей жизни этой профессии. В 1990-х гг. получение юридической специальности было не только модно, но и престижно – так произошло, что не я выбрал профессию, а профессия выбрала меня. Кстати, попал я на юридический факультет после третьей попытки (психологическое тестирование не выявило у меня склонностей к юриспруденции), но учился всегда с полной самоотдачей. После вуза и стажировки в суде по направлению службы занятости мне предложили работу там же, с определенными перспективами роста. Несмотря на такой соблазн и нерегулярность заработков в адвокатуре, я все же решил стать адвокатом: мне нравился творческий характер профессии и, главное, хотелось обеспечить ее преемственность. Мечтаю, чтобы мой сын пошел по этому же пути.
– Как началась Ваша адвокатская деятельность, трудно ли было заработать имя?
– В адвокатуру я пришел в 2000 г. – в трудные времена, на разломе двух эпох, когда еще присутствовал особый дух «старой» адвокатуры, о котором напоминала кабинетная обстановка с полированными столами и стуком печатных машинок, обилием юридической литературы советского периода и рассказами адвокатов о прошлом. Не было еще электронных справочных правовых систем, интернета и даже мобильной связи, а многие клиенты по старинке шли в юридическую консультацию за бесплатным правовым советом.
Я так же, как и многие, начинал с дежурств в консультации на приеме граждан и дел по назначению. Отношение к проблемам людей как к своим собственным и любовь к профессии помогли мне быстро найти платных клиентов, да так, что некоторые бывшие процессуальные противники впоследствии обращались за помощью. Сейчас я с удивлением вспоминаю, как ко мне, молодому адвокату, шли люди, которые могли бы воспользоваться связями или нанять более опытных коллег, но, по-видимому, было то, что их притягивало ко мне. Безусловно, как и многим начинающим адвокатам, мне не удалось избегать ошибок, но я постоянно работал над ними, для чего вел дневниковые записи.
– Какими категориями дел Вы занимаетесь в настоящее время?
– Значительная часть коллег проводит все дела подряд, в лучшем случае присутствует разделение на уголовных и гражданских адвокатов. Конечно же, нельзя быть специалистом во всех областях, но я стараюсь расширять свой профессиональный кругозор, не замыкаясь на какой-то одной сфере: за 25-летний период работы в моей копилке более тысячи административных, арбитражных, уголовных и гражданских, военных дел. Конечно, присутствуют категории дел, которые для меня в данный момент времени трудоемки либо неинтересны, но выбор я стараюсь не предопределять сложностью вопроса либо повышенной требовательностью доверителя. Для меня самое главное – нравственная безупречность дела, так как ведение неправых дел подрывает профессиональную репутацию. Этого принципа нужно придерживаться с самого начала, как бы ни было сложно в материальном плане.
– Была ли у Вас мечта попасть в столичную адвокатуру?
– Большую часть адвокатской практики я провел в г. Курске. Вместе с тем мне пришлось побывать в 24 районах Курской области, в Москве и Московской области, Тульской, Орловской, Белгородской, Воронежских областях в судах различных уровней, в том числе в Верховном Суде Российской Федерации, пришлось ознакомиться с условиями содержания в известных московских изоляторах «Матросская тишина», «Бутырка» и «Пересылка». Заочное консультирование граждан охватывало еще большее количество регионов. Благодаря этому бесценному опыту я стал лучше понимать, как устроены судебная и правоохранительная системы, каким образом учитывать региональные особенности при ведении конкретных дел (различия в некоторых субъектах Российской Федерации могут быть весьма существенными). Конечно же, гораздо проще практиковать там, где тебя знают и ты знаешь всех. Но регионы, отдаленные от столицы, притягивают меня еще и тем, что здесь зачастую, на мой взгляд, оказывается больше порядка, а при нарушении закона – возможностей повлиять на ситуацию, в том числе обратившись в вышестоящие инстанции.
– Можно ли измерить успех адвоката количеством оправдательных приговоров и выигранных дел?
– Оправдательных приговоров суды выносят немного: в моей практике их было около 10, часть из них отменены. Но давайте разберемся, что понимать под «выигранным делом». Если человек пришел на консультацию и узнал от адвоката, что у него нет права требовать что-то либо дело бесперспективно, помог ли ему адвокат? Я считаю – помог, так как другой юрист мог бы втянуть его в ненужный, материально затратный процесс. Если прокурор просил суд дать 10 лет лишения свободы, а подзащитному назначили 5 лет или условно, это победа? В какой-то степени это тоже можно считать выигрышем. Если дело закончилось не удовлетворением иска, а мировым соглашением, победил ли истец? Во многих случаях при грамотном подходе к делу истца нельзя считать проигравшим. Отвечая на поставленный вопрос, я хотел бы подчеркнуть, что именно тот адвокат успешен, который правильно настраивает своего доверителя в понимании выигрыша.
– Были ли в Вашей практике так называемые громкие дела?
– «Громкие» дела обычно связаны с публикациями в средствах массовой информации. Я не вел защиту крупных чиновников, обвинявшихся в коррупционных преступлениях, не приходилось мне представлять интересы криминальных авторитетов либо обвиняемых в жестоких насильственных преступлениях, прогремевших на всю страну. Взаимодействие с местными СМИ я начал с первых дней в адвокатуре, давая консультации гражданам в газете и привлекая журналистов в первую очередь для решения острых социальных проблем. Впоследствии у меня появился опыт работы с телевидением, в том числе с федеральными каналами.
СМИ – это, безусловно, большая сила в современном обществе, так как огласка в печати или на экранах позволяет заставить органы исполнительной власти незамедлительно решить проблему, в том числе правоохранительные органы – возбудить и расследовать уголовное дело. Таких «громких» дел в моей практике было достаточно много: это и дела о восстановлении на работе сотрудников медицинских учреждений, в том числе санитарок больницы, массово переведенных в уборщицы; дела в отношении сотрудников полиции, когда я выступал на стороне потерпевших; дела, связанные с установкой уличного освещения и капитальным ремонтом детского сада, предоставлением льготного жилья участникам войны, детям-сиротам, переселенцам; дела о компенсации морального вреда, причиненного медицинскими работниками, и пр.
Последний случай, на который обратил внимание главный редактор газеты «Курские известия» Максим Александрович Зимовский, – это ситуация с престарелой одинокой женщиной, сделку купли-продажи квартиры которой в суде оспорить не удалось, после чего новые собственники, невзирая на ее право пожизненного проживания, незаконно отключили газ, свет, воду и канализацию. После репортажа в местных СМИ и на НТВ в мае 2025 г. по поручению Председателя Следственного комитета Александра Ивановича Бастрыкина было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ, а предоставление коммунальных услуг в квартире возобновлено.
– Есть ли у Вас дело, которым Вы особенно гордитесь?
– Настоящий адвокат каждое дело должен пропускать через себя, чтобы успешно решить поставленные задачи. Именно так, в конечном счете, формируется профессиональная интуиция. Как-то один знакомый судья произнес такую фразу: «Даже на пенсии мне приходится мыслить делами». Много дел и лиц живет в моей памяти, в том числе дел, необычных по событиям или результату, о которых я мог бы рассказать, поэтому выделять какое-либо одно я бы не стал.
– У каждого адвоката обязательно периодически бывают кризисы. А у Вас наступало профессиональное выгорание?
– Есть анекдот: «У артиста спрашивают: “Вам нравится Ваша профессия?” Ответ: “Нравится… Если бы не спектакли и репетиции”». Профессиональное выгорание в нашей работе – неизбежная вещь. Нет универсального рецепта, который помог бы этого избежать. Главный принцип, которому я следую много лет, – работать нужно на работе. Хотя телефон в нерабочее время я не отключаю и доступен для доверителей в любое время, дома я все же стараюсь проводить свободное время со своей семьей. Враг профессионального выгорания – хобби. Мое хобби – это занятие музыкой.
– Вы автор многих книг и статей, посвященных различным вопросам права и правоприменения. Насколько я знаю, к настоящему времени вышло 25 Ваших книг и около 100 статей в периодических изданиях. Среди них и «Адвокатская газета» – благодарю Вас за сотрудничество и надеюсь на его продолжение. В числе Ваших книг – монографии, справочники для адвокатов и населения, обобщения судебной практики по определенным категориям дел. Когда Вы начали писать, что побудило Вас к этому?
– Мне нравится творчество, связанное с публикациями: это не только отдых от профессии, но ее продолжение, так как адвокатская практика – неисчерпаемый источник различной информации. Еще с детства меня привлекала журналистика, а первая публикация состоялась в студенчестве, в период стажировки в суде, в журнале «Российская юстиция». Критический материал о работе судей, направленный в редакцию, не смог бы выдержать цензуры, и я рисковал оказаться в центре скандала. Но статья вышла в сокращении: по-видимому, редакторов тронула моя искренность.
Затем я длительное время сотрудничал с газетой «ЭЖ-юрист» и большинством известных юридических периодических изданий. Позже собственными усилиями пробился в издательство «Феникс», с которым выпустили много книг, – для этого я буквально «бомбил» существующие редакции предложениями о сотрудничестве. А потом на меня обратили внимание издательства «АСТ» и «ЭКСМО». Был опыт взаимодействия даже с крупнейшей американской газетой «Нью-Йорк таймс». В 2023 г. по инициативе и при непосредственном участии президента АПКО Петра Егоровича Сауткина была издана иллюстрированная книга «История курской адвокатуры», собравшая значительный эксклюзивный документальный и архивный материал. В настоящее время готовится к печати 6-е издание «Комментария к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации» – эта книга отличается от традиционных комментариев, так как ориентирована на практиков.
– Какую из своих книг Вы считаете главной, наиболее важной?
– Я считаю, что к заслугам автора нельзя относить количество написанных книг. Для того чтобы написать что-то значимое, нужно писать много, и тогда постепенно выработается слог, стиль. В большей степени мои публикации направлены на то, чтобы обобщить собственный опыт или судебную практику, необходимую мне и другим юристам для успешной работы. А главной из работ я считаю книгу, посвященную профессии. Она была издана многократно в разном оформлении – как «Самоучитель начинающего адвоката» и «Юридические хитрости для начинающих юристов и профессионалов», к настоящему времени продано более 15 000 экземпляров.
– Каковы, на Ваш взгляд, главные составляющие профессионального мастерства адвоката?
– Все очень просто: нужно относиться к людям так, как Вы хотели бы, чтобы относились к Вам. Меньше думать о деньгах, а думать о том, как Вы сможете помочь человеку.
1 Согласно решению Совета ФПА РФ от 19 апреля 2023 г. Юрий Чурилов награжден медалью ФПА РФ «За заслуги в защите прав и свобод граждан II степени».