×

Необходимо принять Конвенцию о гарантиях прав адвокатов

Проблема обеспечения осуществления адвокатом профессиональных обязанностей носит международный характер
Материал выпуска № 4 (309) 16-29 февраля 2020 года.
В конце января заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин в качестве члена российской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) на комиссии по юридическим вопросам и правам человека Ассамблеи представил меморандум к докладу «О принципах и гарантиях работы адвокатов», автором которого он является. В ходе слушаний по докладу Александр Башкин высказал мнение о необходимости принятия Конвенции о принципах и гарантиях исполнения профессиональных обязанностей европейскими адвокатами. Мы побеседовали с Александром Давыдовичем о его работе в Совете Федерации и ПАСЕ, подготовке доклада, ситуации с нарушением прав адвокатов в европейских странах, в том числе в России, механизмах реализации будущей Конвенции.

– Александр Давыдович, каковы основные направления вашей деятельности в Комитете Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и государственному строительству?

– С 2019 г. работаю в Комитете в качестве заместителя председателя. Являюсь членом рабочей группы по подготовке новой редакции КоАП РФ. Подготовка к рассмотрению на Комитете и на пленарных заседаниях вопросов, связанных с совершенствованием административного законодательства, – одно из направлений моей работы. Следующее направление – законодательное обеспечение и анализ правоприменительной практики в сфере цифровой безопасности, защиты прав и свобод граждан в киберпространстве. Также занимаюсь вопросами адвокатуры и нотариата. Наряду с другими членами Комитета принимаю активное участие в подготовке вопросов кадрового характера: предварительное рассмотрение материалов для рекомендаций пленарному заседанию Совета Федерации к принятию решений о назначении руководства Генеральной прокуратуры, Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, формированию части Высшей квалификационной коллегии судей.

– Как давно являетесь членом Комиссии по юридическим вопросам ПАСЕ?

– Как известно, пять лет назад российская делегация прекратила участие в заседаниях в ПАСЕ в знак протеста против несправедливых, дискриминационных ограничений, принятых в отношении нашей делегации. Пятилетний перерыв продемонстрировал невозможность полноценной работы старейшей европейской парламентской ассоциации без участия России. В июне прошлого года российская делегация вернулась к работе в Парламентской ассамблее. Я принимал участие в работе нашей делегации с первого заседания. Тогда же я принял решение о вхождении в состав комиссии по юридическим вопросам и правам человека.

– Как была встречена российская делегация после перерыва в работе?

– За время, которое прошло с момента кризиса 2014 г., заметно возросло число настроенных на конструктивную работу делегатов и делегаций. Мы поняли это на примере первого же пленарного заседания после попытки представителей нескольких стран бывшего СССР оспорить полномочия Российской Федерации. Результаты обсуждения и голосования показали, что попытка жить со старым форматом мышления провалились – инициаторы обсуждения оказались в заметном меньшинстве. В рамках самой работы – на пленарных заседаниях, на заседаниях Комиссии и при общении в кулуарах – мы обратили внимание на то, что наши европейские партнеры настроены на конструктивный разговор, им интересна ситуация внутри России, позиция России по внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам. Диалог между нами может состояться, и он состоится.

– Тема вашего доклада – «Принципы и гарантии работы адвокатов». Как произошел выбор этой темы?

– Должен сказать, что проблема обеспечения гарантий осуществления адвокатом профессиональной деятельности носит международный характер и значима для многих стран. Попытки решать этот вопрос предпринимались и раньше. Разработаны документы, которые касались профессиональной деятельности адвокатов, в частности «Основные принципы, касающиеся роли юристов» (утверждены ООН в 1990 г.), Рекомендации R2000 (21), принятые на заседании Комитета министров Совета Европы и посвященные свободе осуществления профессии адвокатов, Европейская Хартия основополагающих принципов юридической профессии. В 2018 г. принята резолюция Совета Европы об обеспечении своевременного, законодательно закрепленного доступа адвокатов к подзащитным. При этом особенность всех перечисленных и ряда других документов в том, что они являются документами так называемого мягкого права, то есть носят рекомендательный характер и не могут обязывать законодателей тех или иных стран предпринимать какие-то меры.

Я был назначен докладчиком в конце прошлого года. Изначально доклад был поручен депутату Верховной Рады Украины. Но в связи с тем, что он не был избран на очередной срок, статус члена ПАСЕ и полномочия докладчика им были утрачены. Регламентом ПАСЕ в таких случаях предусмотрена замена докладчика. Увидев вопрос о принципах и гарантиях работы адвокатов среди тем, по которым проводился поиск докладчиков, я посчитал его заслуживающим внимания и серьезной профессиональной проработки. Кроме меня, было еще два претендента на данную тему, было соперничество и состязание. Я набрал большинство голосов членов Комиссии и получил право сделать доклад.

Важно отметить, что доклад в ПАСЕ – это не простое выступление на трибуне, а целая процедура, имеющая некоторую аналогию с законотворческим процессом и завершающаяся в итоге принятием Ассамблеей двух официальных документов Совета Европы – резолюции ПАСЕ и рекомендаций Комитету Совета Министров. Это большая многоэтапная работа. Первый этап – принятие решения о назначении доклада и выбор докладчика.

Второй – подготовка вступительного меморандума. Следующий этап – проведение слушаний по докладу. По результатам слушаний готовятся проекты резолюции Ассамблеи и рекомендаций Комитету Министров, которые вносятся в профильную комиссию. Заключительным этапом являются обсуждение доклада на пленарном заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы и голосование по вышеуказанным документам с учетом возможных поправок.

– Как проходила работа над докладом? С кем из представителей российского адвокатского сообщества вы взаимодействовали?

– В этой работе я бы выделил два этапа.

Первый – внутрироссийский. Я обратился с запросами в Федеральную палату адвокатов РФ, в общественную адвокатскую организацию – Гильдию российских адвокатов, в ведущие юридические вузы, например в Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), в федеральный орган исполнительной власти, определяющий государственную политику в области регулирования адвокатской деятельности, – Министерство юстиции РФ, а также к общепризнанным авторитетным специалистам в сфере адвокатской деятельности и адвокатуры. Кроме того, я проводил консультации с региональными адвокатскими палатами, в частности, с президентом АП Астраханской области Валентиной Малиновской.

Второй этап – европейский. Для того чтобы доклад был эффективным и вытекающие из этого документа резолюция и рекомендации набрали убедительное большинство голосов при голосовании, необходимо пройти экспертную процедуру, предусмотренную регламентом Парламентской Ассамблеи, – слушания.

Они проводятся в Страсбурге в штаб-квартире Совета Европы с участием международных экспертов. В качестве экспертов секретариатом были одобрены предложенные мною кандидатуры Марии Слазак – президента Международной Ассоциации европейских адвокатов (AEAEAL), Лорана Петити – арбитра Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Польши и Польской конфедерации частнопрактикующих юристов, представителя Ассоциации адвокатов Франции, Вахтанга Федорова – члена Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам.

На слушаниях я представил вводный меморандум – документ, в котором излагаются история вопроса и суть проблем, содержится описание текущей ситуации в странах Европы, предлагаются пути решения проблем. Эксперты в своих аналитических заключениях оценивают предложенный в меморандуме подход и дают рекомендации. Так, Вахтанг Федоров изложил текущую ситуацию с нарушением прав адвокатов в России и других странах. Мария Слазак провела сравнительный анализ данных проблем в европейских государствах и в государствах, не входящих в Совет Европы, а также проанализировала предложения по решению этих проблем, изложенные в меморандуме. Господин Петити рассмотрел существующую в мировой практике нормативную базу. По итогам слушаний меморандум, рекомендации юристов и мои предложения как докладчика были приняты. Также было принято решение о продолжении работы с целью внесения в Комитет проектов резолюции и рекомендаций, которые будут основаны в том числе на материалах слушаний.

– Насколько часто нарушения прав адвокатов встречаются в европейских странах?

– В странах Западной Европы эти случаи единичны, в Восточной Европе и странах бывшего СССР встречаются чаще. Наиболее уязвимые группы – адвокаты, ведущие уголовные и семейные дела. В Российской Федерации нарушения прав адвокатов, к сожалению, достаточно часты, хотя не проходят незамеченными как в самом адвокатском сообществе, так и в органах власти. Есть общее понимание того, что вмешательство в деятельность адвоката, ограничение деятельности адвоката, какие-либо ущемления прав адвокатов недопустимы, и ведется большая работа, для того чтобы изменить ситуацию.

Так, в ноябре прошлого года состоялось заседание Правительства РФ, посвященное гарантиям профессиональной деятельности адвокатов. Дано поручение Министерству юстиции и другим профильным организациям внести изменения в российское законодательство с целью укрепления гарантий прав адвокатов. Согласно этому поручению в планах на 2020 г. – внесение законопроектов, предусматривающих изменения в закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части беспрепятственного предоставления подозреваемым и обвиняемым свиданий с адвокатом, а также запрет цензуры переписки подозреваемого и обвиняемого с адвокатом; подготовка законопроекта о внесении изменений в УПК РФ, Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в части установления дополнительных гарантий реализации принципа состязательности сторон; изучение вопроса о порядке налогообложения адвокатов.

Стоит отметить, что есть страны, где количество нарушений прав адвокатов весьма существенно. Лидер здесь, к сожалению, Украина. В некоторых странах прослеживаются даже попытки заложить нарушения прав адвокатов в законодательство. Например, в Болгарии в закон о борьбе с отмыванием денежных средств внесены изменения, которые обязывают адвокатов доносить на своих клиентов.

В Турецкой Республике действующее законодательство запрещает свидание адвоката с задержанным в течение первых суток после задержания. 

Бывают случаи давления на адвокатов и в странах Западной Европы. Во Франции, например, растет количество обысков в адвокатских офисах. В Бельгии адвокаты по семейным делам часто подвергаются давлению сторон. 4 из 10 адвокатов, занимающихся семейными делами, и один адвокат из 4, занимающихся уголовными делами, отказываются от ведения дела из-за подобных обстоятельств.

Назрела необходимость в едином общеевропейском документе, который позволил бы гармонизировать законотворчество и правоприменение в этом вопросе. Это один из главных выводов моего доклада – необходимо принять Конвенцию о гарантиях прав адвокатов при осуществлении ими профессиональной деятельности. Для этого необходимо обратиться к Комитету Министров СЕ с предложением как можно скорее разработать этот документ. Также нужна резолюция ПАСЕ об обращении к правительствам и парламентам государств – членов Совета Европы с предложением не дожидаться завершения работы над Конвенцией, а принять опережающие меры по совершенствованию национального законодательства.

– Какие механизмы реализации в России Конвенции о гарантиях прав адвокатов, на ваш взгляд, возможно предусмотреть?

– Главный механизм – это приведение национального законодательства в соответствие с требованиями Конвенции. Положения Конвенции имплементируются в национальное законодательство государств, которые подпишут Конвенцию. 

Но внести необходимые нормы в закон недостаточно, более того, многое в законодательстве уже предусмотрено. Нужно добиваться неукоснительного соблюдения столь необходимых норм. Поэтому вторым важным механизмом реализации является контроль за правоприменительной практикой, ее постоянный анализ и мониторинг.

– Слушания состоялись. Как будет происходить дальнейшая работа над докладом?

– Будущие проекты резолюции и рекомендаций будут представлены российским и международным экспертам, а затем направлены в секретариат Комиссии для изучения на соответствие техническим требованиям. В конце апреля, на очередном пленарном заседании Совета Европы, проект резолюции и проект рекомендаций будут внесены в Комиссию по юридическим вопросам и правам человека для обсуждения этих документов на заседании. Сам доклад планирую вынести на обсуждение и голосование в июньскую или октябрьскую сессию ПАСЕ.

Главная наша задача – предпринять все возможные шаги по безусловному обеспечению гарантий исполнения профессиональных обязанностей адвокатами в европейских странах, включая Российскую Федерацию.

Рассказать:
Яндекс.Метрика