×

Порядок назначения адвоката максимально открыт и прозрачен

Чтобы исключить субъективный фактор, программа будет эволюционировать в сторону максимальной автоматизации процесса
Материал выпуска № 12 (269) 16-30 июня 2018 года.
Фото: Лилия Сафонова
Первый вице-президент Адвокатской палаты Московской области Михаил Толчеев рассказал «АГ» о работе Единого центра субсидируемой юридической помощи.

– 26 февраля состоялось открытие Единого центра субсидируемой юридической помощи Адвокатской палаты Московской области (АПМО). Какие функции возложены на этот центр? Каковы первые результаты его деятельности?

– Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому человеку право на квалифицированную юридическую помощь. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» органы государственной власти обеспечивают финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Конечно же, основной задачей Единого центра субсидируемой юридической помощи АПМО является организация исполнения требований органов дознания, органов предварительного следствия или суда на территории Московской области, распределение данных требований среди адвокатов, включенных в список, а также контроль за надлежащим исполнением требований адвокатами. Эта обязанность возложена на Адвокатскую палату законом.

Безусловно, организация этой деятельности и ранее осуществлялась органами адвокатского сообщества. Однако ничто не стоит на месте, все требует изменений. Основная задача системы колл-центра по сравнению с существующим порядком распределения дел по назначению – обеспечить справедливое, исключающее субъективный фактор и обвинения в коррупционной заинтересованности назначение адвоката по требованию органов дознания, предварительного следствия или суда. Этот порядок максимально открыт и прозрачен. Он позволяет добросовестным следователям и судьям избежать обвинений в предвзятости при назначении адвоката. Для адвокатов это гарантия справедливого распределения дел без каких-либо предпочтений. Ну и больше всех, конечно, выигрывают наши подзащитные. Они гарантированно получат необходимую помощь в строгом соответствии с требованиями закона.

Если говорить о первых результатах деятельности центра, то можно сказать, что за истекший период всего было принято и распределено 1805 требований, из них 920 судебных и 885 – по требованию органов дознания и следствия.

– К Единому центру субсидируемой юридической помощи АПМО подключены шесть судебных районов: Истринский, Звенигородский, Наро-Фоминский, Рузский, Красногорский и Одинцовский. Сколько всего районов планируется подключить к этому центру?

– С 15 июня 2018 г. планируется подключение Орехово-Зуевского, Раменского, Ногинского, Воскресенского, Павлово-Посадского, Лотошинского, Волоколамского, Шаховского и Можайского судебных районов. Фактически мы завершили первый тестовый этап внедрения системы, подвели итоги и к концу 2018 г. планируем подключить все судебные районы Московской области.

– Как сотрудники центра должны контролировать исполнение адвокатами требований органов дознания, органов предварительного следствия и судов?

– На координаторов возлагается обязанность систематического контроля за соблюдением адвокатами порядка участия в оказании субсидируемой юридической помощи по назначению путем реализации процедур выявления случаев нарушения, в том числе путем систематической сверки данных.

В случае неисполнения или несвоевременного исполнения адвокатом принятого к исполнению требования орган, направивший требование, уведомляет соответствующего координатора для дальнейшего направления этой информации в Совет АПМО, а также с целью своевременной замены адвоката по назначению. Система позволяет видеть всю картину реализации порядка назначения. От первичного предоставления адвоката при задержании до участия в апелляционной инстанции. Данные автоматически обобщаются и сравниваются по заданным критически важным для нас критериям.

– Как осуществляется распределение адвокатов по этим требованиям: используется ли автоматический режим?

– Да, в этом основной смысл введения такой системы распределения и ее будущее.

Координатор при получении требования органа дознания, органа предварительного следствия или суда незамедлительно распределяет его среди адвокатов, включенных в список, и согласовывает это распределение с адвокатом. В дальнейшем планируется введение автоматического режима с использованием специального программного обеспечения по примеру Адвокатских палат Пермского и Хабаровского краев, а также Калининградской области. На начальном этапе мы сочли затруднительным полностью отказаться от «человеческого участия». Очень много проблем и на этапе внедрения, и на этапе становления порядка. Однако в дальнейшем, когда следователи, судьи и адвокаты привыкнут к работе в таком режиме, программа будет эволюционировать в сторону максимальной автоматизации процесса. Хотим мы этого или нет, это наше будущее. С ФПА РФ достигнута договоренность о совместной работе в этом направлении и апробации новых технологий на базе АПМО.

– При создании центра вы использовали опыт других палат, где уже действуют аналогичные центры, например, АП Ставропольского края или ПА Самарской области?

– Да, мы долго и подробно изучали многолетний опыт наших коллег. Флагманом здесь является, конечно, Палата адвокатов Самарской области. И я, пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо Татьяне Дмитриевне Бутовченко, президенту ПАСО, за ее терпеливое подвижничество и благосклонность к нашим расспросам. Изучали мы и опыт развития системного подхода в Адвокатских палатах Чувашской Республики, Калининградской, Тамбовской, Воронежской областей и других. Коллеги охотно делятся с нами опытом.

– Участие адвокатов АПМО в оказании субсидируемой юридической помощи осуществляется исключительно по территориальному принципу?

– Как правило, адвокат включается в список в том судебном районе, в котором находится его адвокатское образование. Однако мы не запрещаем другим адвокатам АПМО включаться в списки иных районов, прежде всего смежных. А в некоторых случаях – в районах, где ощущается недостаток, мы даже привлекаем адвокатов из соседних районов. В конце концов, этот порядок не для того, чтобы защитить монополию адвокатов района, а для того, чтобы обеспечить максимально открытое, транспарентное и справедливое распределение дел.

– Все ли желающие могут принять участие в оказании такой помощи?

– Абсолютно все адвокаты АПМО, чей статус не прекращен и не приостановлен, могут принимать участие в оказании субсидируемой юридической помощи. Для включения в эту систему адвокат подает в Совет АПМО заявку установленной формы. Но хочу отметить, что адвокаты, привлеченные в установленном порядке к дисциплинарной ответственности в порядке дисциплинарного производства по основаниям некачественного оказания юридической помощи доверителю в ходе участия в качестве защитника по назначению, могут быть исключены из системы субсидируемой юридической помощи сроком на один год.

– За чей счет осуществляется финансирование центра?

– За счет средств АПМО.

– Насколько своевременно поступает из бюджета оплата за оказанную субсидируемую помощь?

– Несмотря на то что общая ситуация по выплатам адвокатам за оказанную субсидируемую помощь сохраняет напряженность, имеющиеся данные свидетельствуют о наметившейся тенденции к снижению задолженности. Сама ситуация требует дальнейшего настойчивого взаимодействия Совета АПМО с представителями судебных и следственных органов. Вместе с тем хочу отметить, что внедрение автоматизированной системы распределения дел позволит адвокатской палате полностью владеть ситуацией с количеством дел, проведенных адвокатами по назначению следственных и судебных органов, а в итоге – и централизованно контролировать своевременность и полноту оплаты. Прозрачность этой системы особенно важна в преддверии ожидаемого увеличения ставок оплаты труда адвокатов, за которую так долго бьется ФПА РФ. Понятно ведь, что увеличение бюджетных ассигнований повлечет и усиление контроля за расходованием этих средств. И здесь, думаю, совместно со следственными и судебными органами мы сможем отладить систему прозрачной и убедительной отчетности.

– Занимается ли центр организацией оказания адвокатами БЮП в порядке Закона о бесплатной юридической помощи? Или это возложено на другие центры, которые открыты в Подмосковье?

– Сегодня Центр субсидируемой юридической помощи АПМО взаимодействует исключительно с представителями судебных и следственных органов и занимается распределением поступивших требований органов дознания, органов предварительного следствия или суда на территории Московской области. В то время как в рамках негосударственной системы оказания БЮП помощь гражданам оказывается на местах, непосредственно в центрах бесплатной юридической помощи, созданных АПМО совместно с МОО АЮР. На сегодняшний день таких центров на территории Московской области уже порядка 15 и квалифицированная бесплатная юридическая помощь оказана более чем 470 гражданам.

Вместе с тем в ближайшее время по согласованию с руководством Московской областной Думы мы планируем создать центр бесплатной юридической помощи при АПМО, заявки в который будут приниматься и распределяться через систему колл-центра. В планах – объединение всех видов помощи в единую стройную систему, отвечающую запросам современности и требованиям надлежащего оказания правовой помощи жителям Подмосковья.

Рассказать: