В предыдущем номере мы анализировали отношения, возникающие между клиентом и банком по поводу одностороннего расторжения договора банковского счета по инициативе кредитной организации в рамках «антиотмывочного» законодательства. Существуют банковские действия, которые непосвященный обыватель по ошибке может спутать с односторонним расторжением договора банковского счета, но которые, по сути, к таковым отнесены быть не могут. Например, блокировка дистанционного доступа к банковскому счету. Рассмотрим, какую тактику взаимодействия с банком выбрать в данной ситуации.
Несмотря на то что данная мера не перечислена в списке мер воздействия, предусмотренных Законом № 115-ФЗ, которые банк вправе применить к клиенту, Банк России считает, что блокировка дистанционного доступа к банковскому счету возможна в тех случаях, когда это предусмотрено договором между кредитной организацией и клиентом.
В частности, в письме от 27 апреля 2007 г. № 60-Т Банк России рекомендует кредитным организациям в случае выявления сомнительных операций клиента включать в договоры право отказывать в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи. При этом кредитным организациям рекомендуется принимать от таких клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе.