На днях под эгидой Министерства юстиции Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии была опубликована совместная статья Лорда-канцлера Элизабет Трас (Mary Elizabeth Truss) – первой женщины за тысячелетнюю историю должности, Лорда Главного судьи барона Роджера Томаса (Roger John Laugharne Thomas, Baron Thomas of Cwmgiedd) и Старшего председателя специальных судов сэра Эрнеста Райдера (Sir Ernest Nigel Ryder), озаглавленная как «Трансформация нашей судебной системы».
Отдавая дань совершенству английской судебной системы как имеющей безупречную репутацию и обеспечивающей многомиллиардные поступления в экономику королевства, авторы характеризуют происходящие процессы как трансформацию судебной системы, которая строится на трех базовых принципах: справедливости, пропорциональности и доступности.
Принцип справедливости требует обеспечить современный, прозрачный процесс, в рамках которого однотипные дела рассматривались бы последовательно и похожим образом. Судебная система, как и юридическая профессия в целом, должны вбирать в себя наиболее талантливых людей, в том числе женщин, представителей сообществ BAME (Black, Asian & Ethnic Minority communities), а также из социально незащищенных слоев населения. Только таким образом судебная система сохранит доверие людей и уважение к праву.
Пропорциональность подразумевает экономию времени, снижение судебных расходов, уменьшение влияния самого фактора судебного процесса на жизнь людей. Несвоевременное правосудие следует рассматривать как отказ в правосудии (Justice delayed is justice denied). Дела с небольшой суммой иска и незначительными социальными последствиями должны разбираться быстро. Любая попытка инспирировать либо раздуть спор должна быть пресечена либо выведена за рамки судебного разбирательства. Стоимость, скорость и сложность процесса должны соответствовать уровню и материи дела.
Доступность означает не только финансовую возможность каждого оплатить ведение процесса, но и доступность интеллектуальную – правосудие должно быть понятно лицам, не являющимся юристами, в процессуальных и судебных актах должен использоваться каждодневный бытовой язык. Люди с ограниченными возможностями, а также люди, не владеющие компьютерной грамотностью, должны получать необходимую поддержку и помощь.
В практическом смысле эти ключевые принципы обеспечат уверенность в том, что суды будут осуществлять оперативное и качественное правосудие для каждого.
Авторы отмечают, что в отправлении правосудия настало время для инноваций. Исторически правосудие создавалось и осуществлялось в залах судебных заседаний в физическом присутствии судей и адвокатов в условиях состязательности. Однако с внедрением новых компьютерных технологий и методов акцент должен сместиться на предотвращение споров, нежели на их разрешение в зале суда. Основываясь на богатом опыте юридической практики, следует создавать суды по разрешению проблем (problem-solving courts), решения которых будут направлены не столько на присуждение компенсации в случае нарушения права, сколько на недопущение повторных нарушений. Непосредственное влияние на поведение нарушителя было бы значительным шагом вперед.
Следует внедрять новые, в меньшей степени конфликтные, чем открытое противостояние в суде, методы разрешения спорных ситуаций. Необходимо использовать специальный персонал по управлению судебным делопроизводством, чтобы избавить судей от не свойственных им функций.
Технологическая революция определит лицо будущей судебной системы. Гражданские, уголовные, семейные и административные дела будут возбуждаться и рассматриваться с использованием единой онлайн-системы. Это не только поможет людям лучше понять объем и содержание их прав, но и существенно преобразит деятельность судов, избавит их от неэффективной бумажной загрузки.
Некоторые дела можно будет полностью перевести на электронный формат. Уже сейчас часть уголовных судов рассматривают материалы дел вне залов судебных заседаний, в режиме онлайн на основании предоставленных в электронной форме документов. Это позволит всем участниками процесса работать с большей гибкостью и эффективностью. В будущем предлагается внедрение структурированной процедуры подачи документов, а также проведения «виртуальных» судебных заседаний, предоставляющих сторонам и их адвокатам возможность участия по телефону или по видеосвязи.
Особое значение получит практика предоставления письменных свидетельских показаний до слушания дела (pre-trial evidence). Свидетель, находящийся в более комфортной для него обстановке, чем в зале судебных заседаний, сможет более сосредоточенно и детально изложить показания, которые могут быть оценены сторонами и судом до начала слушаний.
С течением времени суды в своей работе будут использовать виртуальные или традиционные слушания в зависимости от того, какой из указанных способов будет способствовать лучшему разрешению спора. Конечно, при определенных обстоятельствах судьи, адвокаты и их доверители будут обязаны проводить слушания в залах судебных заседаний.
Тем не менее представителей юридической профессии ожидают кардинальные перемены. Во-первых, вскоре любое дело сможет быть начато только в онлайн-режиме, независимо от того, будет ли в последующем по делу проведено слушание в традиционной форме либо в режиме онлайн. Во-вторых, некоторые дела будут полностью рассматриваться в режиме онлайн. Это касается дел о взыскании незначительных сумм долга, а также обращений в органы социальной защиты и поддержки детей.
Подлежит введению в действие новый процессуальный закон, согласно которому посредством онлайн-формы люди смогут инициировать и отслеживать свое дело на любой стадии. Этот новый подход создаст дополнительные условия для разрешения споров при невысоких издержках на судебное представительство.
Как следствие модернизации судебной системы, потребуется все меньше зданий для размещения судов, залы судебных заседаний будут более эргономичными. Посещение слушаний станет реальностью только тогда, когда нет иного приемлемого способа урегулировать спор.
От практики разрешения конфликта будет сделан шаг в сторону его исключения либо направления к пользе обеих сторон.
Программа реформирования судебной системы предусматривает полномасштабное переключение на доступ к правосудию онлайн. Для многих людей совершенствование техники и предоставление большего числа услуг онлайн сделает правосудие более доступным и простым.
В этой связи актуальной станет поддержка тех категорий людей, которые не пользуются электронными средствами связи либо которым нужна в этом помощь.
Предлагаемая реформа произведет значительный эффект на представителей юридической профессии. Для введения новых технологий необходимы воля и готовность приспособиться к новым реалиям. Адвокаты столкнутся с необходимостью поиска новых путей оказания правовой помощи, упрощения существующих практик, сосредоточения на удовлетворении нужд всех клиентов, будь то ответчик либо истец по гражданскому или семейному делу.
Следует отметить, что введение электронных технологий в российской судебной системе доказало свою эффективность. Пользуясь системой электронной подачи документов «Мой арбитр», многие юристы экономят значительное время на обращение в арбитражные суды. Тем не менее вопрос о переходе полностью на безбумажную форму в повестке дня пока не стоит.
Заслуживает внимания практика выдачи электронных исполнительных документов в арбитражных судах, значительно облегчающая документооборот.
К сожалению, в районных судах еще только предстоит создать подобную систему. Реальность сегодняшнего дня – многочасовые ожидания судебных заседаний в коридорах суда, многомесячные ожидания готовности судебных актов, загруженность судей мелкими бытовыми, порой беспредметными спорами, которые существенно ограничивают доступность правосудия для тех, кому это крайне необходимо.
Переход на электронный документооборот в районном суде позволил бы оперативно получать доступ к материалам дела, своевременно подавать процессуальные документы и ходатайства, получать копии решений без посещения суда.
11 августа 2016 г. в Московском городском суде состоялась рабочая встреча, на которой представители суда и адвокатского сообщества обсудили перспективы «электронного правосудия», в частности, использования сервисов в рамках становления информационной системы КИС-СОЮ (Комплексной информационной системы судов общей юрисдикции) города Москвы.
Система, объединяющая 36 районных судов, должна начать работу с 1 января 2017 г.
Правовой основой электронного правосудия в России стал Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Закон ввел понятие единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, под которым понимается совокупность обеспечивающих информационное взаимодействие ВС РФ, федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента баз данных и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, одной из проблем, подлежащих решению для повышения эффективности политико-правовых институтов и обеспечения исполнения законодательства РФ, является проведение судебной реформы, обеспечивающей действенность и справедливость принимаемых судом решений.
В Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406 отмечено, что информатизация судебной системы и внедрение современных информационных технологий в деятельность судебной системы по направлению, касающемуся прочих нужд, обеспечит повышение эффективности деятельности всей судебной системы РФ.
Среди элементов программы видим создание комплекса сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также проведение работ по переводу судебных архивов в электронный вид; создание условий для электронного судопроизводства, предусматривающего упрощение процедур подачи в суд исковых заявлений, жалоб в электронном виде, получения копий документов и ознакомления с материалами дела.
Вместе с тем программой пока не предусматривается создание условий для рассмотрения дел вне зала судебных заседаний, что представляется не совсем последовательным, учитывая стремительный темп информатизации правосудия, а также переход на практику оказания электронных услуг значительным числом ведомств, составляющих исполнительную ветвь власти.
Об эффективности, т.е. действенности правосудия можно будет говорить тогда, когда оно станет доступным и пропорциональным в соответствии с теми критериями, которые отражены в совместном письме первых лиц британского правосудия.
В этой связи многое еще предстоит сделать.
Отдавая дань совершенству английской судебной системы как имеющей безупречную репутацию и обеспечивающей многомиллиардные поступления в экономику королевства, авторы характеризуют происходящие процессы как трансформацию судебной системы, которая строится на трех базовых принципах: справедливости, пропорциональности и доступности.
Принцип справедливости требует обеспечить современный, прозрачный процесс, в рамках которого однотипные дела рассматривались бы последовательно и похожим образом. Судебная система, как и юридическая профессия в целом, должны вбирать в себя наиболее талантливых людей, в том числе женщин, представителей сообществ BAME (Black, Asian & Ethnic Minority communities), а также из социально незащищенных слоев населения. Только таким образом судебная система сохранит доверие людей и уважение к праву.
Пропорциональность подразумевает экономию времени, снижение судебных расходов, уменьшение влияния самого фактора судебного процесса на жизнь людей. Несвоевременное правосудие следует рассматривать как отказ в правосудии (Justice delayed is justice denied). Дела с небольшой суммой иска и незначительными социальными последствиями должны разбираться быстро. Любая попытка инспирировать либо раздуть спор должна быть пресечена либо выведена за рамки судебного разбирательства. Стоимость, скорость и сложность процесса должны соответствовать уровню и материи дела.
Доступность означает не только финансовую возможность каждого оплатить ведение процесса, но и доступность интеллектуальную – правосудие должно быть понятно лицам, не являющимся юристами, в процессуальных и судебных актах должен использоваться каждодневный бытовой язык. Люди с ограниченными возможностями, а также люди, не владеющие компьютерной грамотностью, должны получать необходимую поддержку и помощь.
В практическом смысле эти ключевые принципы обеспечат уверенность в том, что суды будут осуществлять оперативное и качественное правосудие для каждого.
Авторы отмечают, что в отправлении правосудия настало время для инноваций. Исторически правосудие создавалось и осуществлялось в залах судебных заседаний в физическом присутствии судей и адвокатов в условиях состязательности. Однако с внедрением новых компьютерных технологий и методов акцент должен сместиться на предотвращение споров, нежели на их разрешение в зале суда. Основываясь на богатом опыте юридической практики, следует создавать суды по разрешению проблем (problem-solving courts), решения которых будут направлены не столько на присуждение компенсации в случае нарушения права, сколько на недопущение повторных нарушений. Непосредственное влияние на поведение нарушителя было бы значительным шагом вперед.
Следует внедрять новые, в меньшей степени конфликтные, чем открытое противостояние в суде, методы разрешения спорных ситуаций. Необходимо использовать специальный персонал по управлению судебным делопроизводством, чтобы избавить судей от не свойственных им функций.
Технологическая революция определит лицо будущей судебной системы. Гражданские, уголовные, семейные и административные дела будут возбуждаться и рассматриваться с использованием единой онлайн-системы. Это не только поможет людям лучше понять объем и содержание их прав, но и существенно преобразит деятельность судов, избавит их от неэффективной бумажной загрузки.
Некоторые дела можно будет полностью перевести на электронный формат. Уже сейчас часть уголовных судов рассматривают материалы дел вне залов судебных заседаний, в режиме онлайн на основании предоставленных в электронной форме документов. Это позволит всем участниками процесса работать с большей гибкостью и эффективностью. В будущем предлагается внедрение структурированной процедуры подачи документов, а также проведения «виртуальных» судебных заседаний, предоставляющих сторонам и их адвокатам возможность участия по телефону или по видеосвязи.
Особое значение получит практика предоставления письменных свидетельских показаний до слушания дела (pre-trial evidence). Свидетель, находящийся в более комфортной для него обстановке, чем в зале судебных заседаний, сможет более сосредоточенно и детально изложить показания, которые могут быть оценены сторонами и судом до начала слушаний.
С течением времени суды в своей работе будут использовать виртуальные или традиционные слушания в зависимости от того, какой из указанных способов будет способствовать лучшему разрешению спора. Конечно, при определенных обстоятельствах судьи, адвокаты и их доверители будут обязаны проводить слушания в залах судебных заседаний.
Тем не менее представителей юридической профессии ожидают кардинальные перемены. Во-первых, вскоре любое дело сможет быть начато только в онлайн-режиме, независимо от того, будет ли в последующем по делу проведено слушание в традиционной форме либо в режиме онлайн. Во-вторых, некоторые дела будут полностью рассматриваться в режиме онлайн. Это касается дел о взыскании незначительных сумм долга, а также обращений в органы социальной защиты и поддержки детей.
Подлежит введению в действие новый процессуальный закон, согласно которому посредством онлайн-формы люди смогут инициировать и отслеживать свое дело на любой стадии. Этот новый подход создаст дополнительные условия для разрешения споров при невысоких издержках на судебное представительство.
Как следствие модернизации судебной системы, потребуется все меньше зданий для размещения судов, залы судебных заседаний будут более эргономичными. Посещение слушаний станет реальностью только тогда, когда нет иного приемлемого способа урегулировать спор.
От практики разрешения конфликта будет сделан шаг в сторону его исключения либо направления к пользе обеих сторон.
Программа реформирования судебной системы предусматривает полномасштабное переключение на доступ к правосудию онлайн. Для многих людей совершенствование техники и предоставление большего числа услуг онлайн сделает правосудие более доступным и простым.
В этой связи актуальной станет поддержка тех категорий людей, которые не пользуются электронными средствами связи либо которым нужна в этом помощь.
Предлагаемая реформа произведет значительный эффект на представителей юридической профессии. Для введения новых технологий необходимы воля и готовность приспособиться к новым реалиям. Адвокаты столкнутся с необходимостью поиска новых путей оказания правовой помощи, упрощения существующих практик, сосредоточения на удовлетворении нужд всех клиентов, будь то ответчик либо истец по гражданскому или семейному делу.
Следует отметить, что введение электронных технологий в российской судебной системе доказало свою эффективность. Пользуясь системой электронной подачи документов «Мой арбитр», многие юристы экономят значительное время на обращение в арбитражные суды. Тем не менее вопрос о переходе полностью на безбумажную форму в повестке дня пока не стоит.
Заслуживает внимания практика выдачи электронных исполнительных документов в арбитражных судах, значительно облегчающая документооборот.
К сожалению, в районных судах еще только предстоит создать подобную систему. Реальность сегодняшнего дня – многочасовые ожидания судебных заседаний в коридорах суда, многомесячные ожидания готовности судебных актов, загруженность судей мелкими бытовыми, порой беспредметными спорами, которые существенно ограничивают доступность правосудия для тех, кому это крайне необходимо.
Переход на электронный документооборот в районном суде позволил бы оперативно получать доступ к материалам дела, своевременно подавать процессуальные документы и ходатайства, получать копии решений без посещения суда.
11 августа 2016 г. в Московском городском суде состоялась рабочая встреча, на которой представители суда и адвокатского сообщества обсудили перспективы «электронного правосудия», в частности, использования сервисов в рамках становления информационной системы КИС-СОЮ (Комплексной информационной системы судов общей юрисдикции) города Москвы.
Система, объединяющая 36 районных судов, должна начать работу с 1 января 2017 г.
Правовой основой электронного правосудия в России стал Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Закон ввел понятие единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, под которым понимается совокупность обеспечивающих информационное взаимодействие ВС РФ, федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента баз данных и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, одной из проблем, подлежащих решению для повышения эффективности политико-правовых институтов и обеспечения исполнения законодательства РФ, является проведение судебной реформы, обеспечивающей действенность и справедливость принимаемых судом решений.
В Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406 отмечено, что информатизация судебной системы и внедрение современных информационных технологий в деятельность судебной системы по направлению, касающемуся прочих нужд, обеспечит повышение эффективности деятельности всей судебной системы РФ.
Среди элементов программы видим создание комплекса сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также проведение работ по переводу судебных архивов в электронный вид; создание условий для электронного судопроизводства, предусматривающего упрощение процедур подачи в суд исковых заявлений, жалоб в электронном виде, получения копий документов и ознакомления с материалами дела.
Вместе с тем программой пока не предусматривается создание условий для рассмотрения дел вне зала судебных заседаний, что представляется не совсем последовательным, учитывая стремительный темп информатизации правосудия, а также переход на практику оказания электронных услуг значительным числом ведомств, составляющих исполнительную ветвь власти.
Об эффективности, т.е. действенности правосудия можно будет говорить тогда, когда оно станет доступным и пропорциональным в соответствии с теми критериями, которые отражены в совместном письме первых лиц британского правосудия.
В этой связи многое еще предстоит сделать.