В начале 2020 г. индустрия шоу-бизнеса России оказалась в кризисной ситуации. Причинами стали как минимум два события: запрет на проведение массовых мероприятий в связи с мерами, направленными на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, а также резкая девальвация рубля.
Указанные меры поставили в уязвимое и экономически невыгодное положение тысячи музыкантов и промоутеров. Концертные агентства терпят огромные убытки из-за отмены массовых мероприятий, а музыканты страдают из-за сорванных гастролей и, как следствие, теряют финансовую выгоду.
Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» органам местного самоуправления было рекомендовано введение запретов на проведение массовых мероприятий. Вслед за этим указом практически все регионы страны ввели запреты на проведение массовых и культурных мероприятий1 на своих территориях2. При этом об отмене фестивалей как зрителей, так и организаторов уведомляли чуть ли не за неделю, когда сцена была уже готова и подготовительные мероприятия проведены. К примеру, рок-фестиваль «Чернозем» был отменен за сутки до назначенной даты проведения.
Что делать музыкантам и менеджерам концертных агентств в подобных ситуациях, чтобы минимизировать риски финансовых потерь? Так, в открытых источниках можно было встретить призывы отказаться от возврата денежных средств за приобретенные билеты ради поддержки музыкантов.
В гражданско-правовом отношении билет на представление (цирковое, концертное, театральное или иное) является возмездным договором, поскольку в соответствии со ст. 423 ГК РФ, п. 1 ст. 39 НК РФ и с учетом Письма Министерства культуры РФ от 17 марта 2005 г. № 7-01-16/08 «Об особенностях функционирования билетного хозяйства в сфере культуры и искусства Российской Федерации» реализация билетов на посещение зрелищно-развлекательных и культурных мероприятий осуществляется на возмездной основе.
В соответствии со ст. 782 ГК и ст. 32 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Также потребитель вправе потребовать представления ему документальных доказательств того, что в связи с его отказом от договора организатор представления понес расходы.
В случае отмены концерта возврат билетов осуществляется в размере их полной стоимости. Если при продаже билета взимался сервисный сбор, сумма сбора возвращается покупателю при наличии подтверждающего документа (квитанции).
Безусловно, ввиду изложенного организаторы и музыканты несут колоссальные потери, и такая мера, как отказ от возврата денежных средств за несостоявшееся мероприятие, способна смягчить финансовый удар. Однако нужно понимать, что данная мера является полностью правом потребителя.
Какие еще существуют способы избежать финансовых потерь?
Прежде всего, внимательно изучить договор об оказании услуг по организации и проведению мероприятий. Чаще всего в подобных документах есть раздел «форс-мажорные обстоятельства», в который включаются положения об отмене ранее запланированных концертных мероприятий по не зависящим от организаторов обстоятельствам.
Нередки случаи, когда юристы в указанный раздел включают стандартные фразы, без конкретизации: стихийные бедствия, военное положение, болезнь артиста и т.п.
Но является ли распространение новой коронавирусной инфекции форс-мажором?
В апреле 2020 г. Верховный Суд РФ дал очень важные разъяснения3 по ряду вопросов, связанных с применением законодательства. В последние два месяца принято значительное количество законодательных изменений, направленных на противодействие распространению COVID-19 на территории России. В связи с этим многие правоприменители столкнулись с необходимостью перестраивать привычную практику с учетом новелл.
Важно, что ВС подчеркнул: если в условиях распространения коронавируса будут установлены обстоятельства непреодолимой силы по правилам п. 3 ст. 401 ГК, необходимо учитывать, что наступление таких обстоятельств само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Должник не несет ответственность за просрочку исполнения обязательства, возникшую вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, а кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Это означает, что организатор массового мероприятия обязан провести его в другое время – после того как обстоятельства, препятствующие проведению мероприятия, будут устранены.
Таким образом, если в договоре в качестве форс-мажорных обстоятельств не указаны «обстоятельства распространения коронавирусной инфекции», лицу, чьи права были нарушены, можно обращаться в суд для защиты его прав и интересов.
Относительно сроков предупреждения об отмене мероприятий отмечу следующее.
Нередко органы местного самоуправления вкупе с региональным управлением Роспотребнадзора злоупотребляют своим положением и выдерживают паузу «до последнего», публикуя нормативные акты об отмене мероприятий за несколько дней до проведения последних, когда сцена готова, билеты проданы, а артисты и зрители зачастую в дороге.
Законодательством не установлен конкретный срок предупреждения об отмене массовых мероприятий, поэтому органы власти зачастую делали это в последний момент. Такие неправомерные, на мой взгляд, действия органов местного самоуправления несут риски не только финансовых потерь для организаторов и музыкантов, но и репутационные риски, когда люди начинают активно жаловаться на организаторов и даже на артистов за отмену мероприятия «в последний момент».
В указанных случаях также есть судебная практика взыскания с органов местного самоуправления компенсации за причиненный моральный вред и вред деловой репутации4.
В заключение добавлю, что грамотное составление договора об оказании услуг по организации массовых мероприятий, а также защита нарушенных прав в судебном порядке могут поспособствовать улучшению финансового положения артистов. Также для поддержки артистов целесообразно использовать официальные стриминговые сервисы для прослушивания аудиозаписей, поддерживать артистов в краудфандинговых площадках, приобретать официальную атрибутику на официальных каналах продаж, а также поддерживать музыкантов в соцсетях.
1 В частности, были отменены крупнейшие рок-фестивали страны: «Нашествие», «Чернозем», «Рок над Волгой» и пр.
2 См. указ мэра г. Москвы от 16 марта 2020 г. № 21-УМ; постановление правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 г. № 121 и т.п.
3 См. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утв. Президиумом ВС 21 апреля 2020 г.)
4 См., например, решение Кировского районного суда г. Самары от 11 октября 2017 г. № 2-4209/2015 2-4209/2017 2-4209/2017~М-3709/2017 М-3709/2017 по делу № 2-4209/2015.