×

Выход есть!

Способы защиты прав участников общества в случае корпоративного конфликта при равном распределении долей в уставном капитале
Рубин Александр
Рубин Александр
Адвокат АП г. Москвы, АБ г. Москвы «Канишевская, Озерский, Кочетов, Четвергов, Кукуев»

Ситуация, когда общество с ограниченной ответственностью состоит из двух участников, – изначально непростая и несет риск возникновения трудноразрешимых или вовсе неразрешимых споров и противоречий. Здесь не так важно, равны доли участников или нет, – в обоих случаях между участниками могут возникнуть конфликты, способные затруднить деятельность общества, а то и сделать ее невозможной.

Читайте также
Верховный Суд представил обзор судебной практики по применению норм законодательства об ООО и АО
ВС затронул отдельные сложные вопросы о нотариальном удостоверении решений собраний, об отчуждении долей и акций, об исключении участника, о принудительной ликвидации, о недействительности сделок и решений собраний
27 декабря 2019 Новости

Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах (утвержден Президиумом ВС РФ 25 декабря 2019 г.) разъяснил, что наличие корпоративного конфликта, а также равное распределение долей в уставном капитале между сторонами спора не являются основаниями для отказа в иске об исключении участника из общества.

Как быть участникам общества, имеющим равные доли в уставном капитале общества, при возникновении корпоративного конфликта и невозможности дальнейшего ведения совместной предпринимательской деятельности?

В п. 1 ст. 66 ГК РФ закреплено положение об объеме полномочий участников общества по управлению им, исходя из принципа пропорциональности долей в уставном капитале. Указанная норма появилась в Кодексе в период масштабных изменений в гражданском и корпоративном праве. Так, Федеральным законом от 5 июня 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» ст. 66 Кодекса была дополнена п. 1 о зависимости правового положения участника общества от величины его вклада в уставный капитал.

Многие вопросы управления хозяйственным обществом решаются путем голосования участников на общем собрании (ст. 37 Закона об ООО).

Как же быть в ситуации, когда доли участников равны, а согласие между ними не достигнуто?

Законодательство о хозяйственных обществах, а также судебная практика сформировали ряд способов защиты прав участников, имеющих равные доли в уставном капитале, в ситуации корпоративного конфликта. Самый простой и очевидный – выход участника из общества. Он возможен путем отчуждения принадлежащей данному участнику доли третьему лицу на основании договора либо путем предъявления обществу требования о выкупе доли. При этом нужно иметь в виду, что выход участника из общества возможен, если такое право прямо предусмотрено уставом, а отчуждение доли третьему лицу – если уставом это не запрещено.

Другой вариант – смена исполнительного органа общества (единоличного или коллегиального) или – как вариант – привлечение независимой управляющей компании, которая могла бы помочь обществу выйти из экономического кризиса (самая частая причина корпоративных конфликтов в хозяйственных обществах). Однако если достичь компромисса не удастся, реализовать этот способ вряд ли получится: нередко один из участников блокирует все попытки другого сменить исполнительный орган, ссылаясь на «дружественную связь» претендента с участником общества. Если смена исполнительного органа все же состоялась и зарегистрирована, распространенным является обжалование принятых им решений.

Как показывает арбитражная практика, довольно часто встречается ситуация, когда участник общества желает исключить из общества другого, не угодного ему, участника в судебном порядке. Истцу нужно очень постараться, чтобы доказать вину оппонента: суды зачастую встают на сторону второго участника. Например, в Определении от 14 апреля 2022 г. № 310-ЭС22-3463 по делу № А48-14165/2019 Верховный Суд указал: «Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело и оценив представленные по делу доказательства… с учетом сложившейся судебной практики по вопросу исключения участника из общества, в том числе при равном распределении долей между сторонами корпоративного конфликта, исходил из того, что материалами дела не подтверждается факт совершения ответчиком действий (бездействия), заведомо противоречащих интересам общества». При этом в определении отмечено, что при нарушении процедуры созыва и проведения общих собраний, в том числе в случае ненадлежащего извещения ответчика о времени и месте их проведения, неявка ответчика на собрания не может расцениваться как уклонение от участия в них.

Иной способ, когда спорящие участники обжалуют протоколы общих собраний либо незаконно принятые на таких собраниях решения, а также сделки общества, фактически совершенные без согласия второго участника, либо просят суд принять решение за них1.

При невозможности достичь компромисса между участниками либо дальнейшего ведения совместной предпринимательской деятельности крайним способом разрешения конфликта является ликвидация общества. Отсутствие общности между участниками и невозможность принятия совместного решения об управлении обществом с учетом равных долей участия не способствуют возможности сохранения деятельности общества с учетом целей экономической целесообразности и получения прибыли.

В упомянутом обзоре Судебная коллегия по экономическим спорам ВС подчеркнула, что в ситуации, когда уровень недоверия между участниками общества, владеющими равными долями в уставном капитале, достигает критической, с их точки зрения, отметки, при этом позиция ни одного из них не является заведомо неправомерной, стоит рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения корпоративных отношений, результатом чего может стать принятие решения о ликвидации общества либо принятие одним из участников решения о выходе из общества с соответствующими правовыми последствиями, предусмотренными Законом об ООО и учредительными документами. При этом иски об исключении из общества другого участника в такой ситуации удовлетворению не подлежат2.

Как указал АС Поволжского округа в определении по делу о принудительной ликвидации общества, ликвидация юрлица как способ разрешения корпоративного конфликта и устранения препятствий для продолжения деятельности юрлица возможна только в том случае, если все иные меры (исключение либо добровольный выход участника из общества; избрание нового лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа и т.д.) исчерпаны или невозможны3.

Таким образом, несмотря на сложность и неоднозначность ситуации корпоративного конфликта, участник общества наделен законодательством рядом способов (мер), позволяющих выйти из тупиковой, на первый взгляд, ситуации.


1 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2016 г. № 10АП-14153/16 по делу № А41-9229/16.

2 Определение ВС РФ от 20 июля 2015 г. № 305-ЭС15-2706, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2014 г. № 11АП-13613/14 по делу № А55-5927/2014, Решение АС Красноярского края от 6 декабря 2016 г. по делу № А33-19931/2016.

3 Постановление АС Поволжского округа от 7 октября 2016 г. № Ф06-12345/16 по делу № А57-30921/2015.

Рассказать:
Другие мнения
Болдинова Екатерина
Болдинова Екатерина
Адвокат АП Московской области, партнер и руководитель налоговой практики Юридической фирмы Five Stones Consulting
Доначисление НДС – в силу закона
Налоговое право
ВС пояснил, как изменение налогового регулирования влияет на вознаграждение по сублицензионному договору
19 апреля 2024
Буров Владимир
Буров Владимир
Эксперт по земельному праву, к.ю.н.
Специальный порядок предоставления участков для ведения КФХ без торгов
Земельное право
Новое регулирование и неоднородность судебной практики
18 апреля 2024
Гаранин Михаил
Гаранин Михаил
Адвокат Палаты адвокатов Нижегородской области, канд. философ. наук, доцент по специальности «правоведение»
Право арендодателя на односторонний отказ от договора аренды не абсолютно
Гражданское право и процесс
Удалось добиться исключения из муниципального НПА незаконной нормы
17 апреля 2024
Антонова Екатерина
Антонова Екатерина
Адвокат АП Краснодарского края, КА «Антонова и партнеры»
Если удержания из пенсии чрезмерно высоки…
Гражданское право и процесс
ВС обратил внимание на важность правильного выбора способа защиты права
17 апреля 2024
Воронкова Ирина
Воронкова Ирина
Адвокат АП г. Москвы, партнер АБ «Казаков и партнеры»
Недропользование или застройка: что в приоритете?
Земельное право
Кассация напомнила об особом порядке аренды земельных участков для добычи полезных ископаемых
12 апреля 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
Фактически выполненная адвокатом работа должна быть оплачена
Уголовное право и процесс
«Двойная защита» с «санкции» суда и ее последствия
10 апреля 2024
Яндекс.Метрика