Телефонное мошенничество можно назвать одним из наиболее распространенных и прогрессирующих видов преступлений в последние годы – причем как в России, так и в других странах. Ситуация усугубляется регулярным увеличением количества схем обмана, высокой латентностью данных преступлений1, а также тем, что эта деятельность нередко носит организованный характер.
Так, в 2022 г. Генпрокуратура России инициировала блокировку 11,9 тыс. ресурсов, включая 5000 фишинговых (от англ. – phishing) сайтов. Из-за телефонных мошенников, использующих цифровые технологии, абоненты по всему миру потеряли 53 млрд долл., 63% россиян сообщили, что сталкивались с телефонными мошенниками в 2022 г. К середине июня 2023 г. количество попыток телефонного мошенничества в отношении россиян достигло 8,6 млн в сутки против 5 млн годом ранее. Мошенники активно использовали схемы с подменой номеров и социальную инженерию. В октябре 2024 г. стало известно о беспрецедентном масштабе телефонного мошенничества в России. По данным одного из банков, злоумышленники ежедневно совершают до 20 млн звонков с целью обмана граждан и хищения их денежных средств. В Москве и Санкт-Петербурге количество случаев телефонного мошенничества выросло на 20% в сравнении с 2023 г. Наиболее распространенными схемами являются фишинг посредством СМС и поддельные звонки якобы от банков. В Центральном федеральном округе наблюдается рост телефонного мошенничества на 15%. Здесь также популярны схемы с фишингом и социальной инженерией.
Приведенные данные демонстрируют, что такого рода преступления становятся бичом современности, поэтому вопросы борьбы с ними и профилактики подобных деяний требуют особого внимания. В противном случае есть риск, что проблема телефонного мошенничества разрастется до масштабов эпидемии, при которых борьба с ним стандартными методами не будет приносить ощутимых результатов, а для выработки «вакцины» потребуется гораздо больше сил, средств и времени, чем сейчас.
Обратившись к законодательным инициативам, посвященным борьбе с телефонным мошенничеством, можно обнаружить, что наиболее существенными из них за последнее время стали:
- запрет IP-телефонии для звонков на мобильные и стационарные телефоны, начиная с 1 сентября 2025 г., введенный Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2024 г. № 1898. Документ исключает из перечня лицензий на оказание услуг связи лицензию на передачу интернет-данных с наложением голосовой информации;
- Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О связи” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 647048-8). Суть поправок – установление повышенного контроля количества телефонных номеров, закрепленных за одним абонентом (в особенности иностранным гражданином или лицом без гражданства), что в целом сводится к следующему.
Если абонентом является иностранный гражданин или лицо без гражданства:
- введена обязанность внесения в единую систему идентификации и аутентификации определенных сведений (достоверность которых должна быть подтверждена еще до начала оказания услуг связи) о трудоустройстве у абонента – юрлица либо индивидуального предпринимателя, предоставившего абонентский номер в пользование, а также иных сведений, перечень которых может быть установлен Правительством РФ;
- заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, а также внесение изменений в такой договор возможны только при условии личного присутствия абонента;
- в договоре об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи указывается идентификатор пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в котором планируется использование идентификационного модуля, предоставленного абоненту оператором связи в рамках договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи;
- введен запрет на основании договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи выделять суммарно более 10 абонентских номеров одному лицу;
- до 1 марта 2025 г. договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенные до дня вступления в силу данного закона, должны быть приведены в соответствие с его требованиями.
Кроме того:
- установлена обязанность направления абоненту-физлицу сведений о заключенном договоре об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи одним из предусмотренных законом способов. При этом абонент вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор либо приостановить оказание услуг по нему;
- на операторов мобильной связи возложена обязанность по всем действующим договорам об оказании услуг связи подвижной радиотелефонной связи, заключенным с абонентами-физическими лицами, в срок до 1 марта 2025 г. направить абоненту-физлицу сведения о заключенных с ним договорах (дату и номер договора) и выделенных абонентских номерах;
- установлена обязанность операторов связи после заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи по передаче сведений о заключенном договоре на Единый портал госуслуг.
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в целях упорядочения взаимоотношений между операторами связи и абонентами, в том числе иностранными гражданами (лицами без гражданства), при оказании услуг мобильной связи, а также обеспечения мер, направленных на предотвращение противоправных действий со стороны абонентов при получении услуг связи.
Таким образом, государство пытается сократить количество телефонных номеров, приходящихся на одного абонента, в том числе незаконно оформленных без согласия данного лица и используемых в противоправных целях (в том числе для совершения мошеннических действий).
Насколько эффективными окажутся предложенные меры, покажет время. Однако высокий профессионализм, организованность и постоянная адаптация мошенников к изменениям в окружающем их мире, а также разработка и внедрение новых технологий обмана и противодействия правоохранительным органам дают основания полагать, что до победы в битве с мошенничеством еще далеко. В связи с этим предлагаю расширить арсенал средств борьбы с телефонными мошенниками с помощью иного инструмента.
На мой взгляд, одним из основных мотивов (после надежды на легкий заработок), побуждающих людей заниматься подобной противоправной деятельностью, является безнаказанность.
В частности, в 2023 г. уровень раскрываемости случаев мошенничества в России составил около 22,8%, что значительно уступает раскрываемости краж (48%). Так, в Центральном федеральном округе за полгода раскрыто 25,8% случаев мошенничества, в Северо-Западном – 17,1%, Северо-Кавказском – 37,5%, Южном – 26,5%, Приволжском – 19,6%, Уральском – 23,4%, Сибирском – 18,1%, Дальневосточном – 17,2%. В Москве за полгода раскрыто 27,6% случаев мошенничества, в Подмосковье – 35,9%, в Санкт-Петербурге – 13,5%. В Краснодарском крае раскрыто 22,4% случаев мошенничества, в Новосибирской области – 19,3%, в Свердловской – 18,5%, Красноярском крае – 17,4%, Приморском крае – 13,7%. Самые высокие показатели раскрываемости случаев мошенничества наблюдаются в Чеченской Республике (84,3%) и Дагестане (71,6%), самые низкие – в Смоленской (8,1%) и Тверской (7,2%) областях.
Процент возврата украденных денежных средств пострадавшим
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения доли возврата банками пострадавшим средств, украденных мошенниками:
- в 2020 г. банки вернули 11,3% от украденных средств (1,1 млрд руб.);
- в 2021 г. этот показатель снизился до 6,8% (920,5 млн руб.);
- в 2022 г. – до 4,4% (618,4 млн руб.).
За 2023 г. сумма похищенных средств составила примерно15,8 млрд руб. с аналогичными низкими показателями возврата.
Таким образом, даже при условии привлечения мошенников к ответственности их шанс сохранить украденное составляет порядка 95%. Средний размер наказания по самому тяжкому составу – ч. 4 ст. 159 УК РФ – составляет четыре-пять лет лишения свободы. При наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. «и» и «к» ч. 1 ст. 61 УК, и отсутствии отягчающих срок лишения свободы не может превышать шести лет и восьми месяцев. Если по уголовному делу применен особый порядок принятия судебного решения в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, срок лишения свободы не может превышать пяти лет. Существует также возможность получения «условного» срока2 и условно-досрочного освобождения (ст. 79 УК РФ).
В то же время увеличение приведенных показателей (раскрываемости и возврата похищенных средств пострадавшим), по моему убеждению, способно существенно сократить число желающих «легкой наживы». Существенную роль при этом будут играть не только сиюминутный эффект, но и возрастающие риски привлечения ответственности в будущем и, как следствие, – неизбежность наказания и возмещения ущерба.
При осуществлении преступной деятельности телефонный мошенник использует как минимум один уникальный, идентифицирующий его инструмент – собственный голос (технологии, имитирующие голоса, массового распространения пока не получили).
Доводы в пользу уникальности человеческого голоса
Во-первых, анатомические различия. Каждый человек имеет индивидуальное строение голосовых связок и органов, участвующих в производстве звука, что приводит к различиям в тембре, высоте и силе голоса.
Во-вторых, факторы влияния. Голос может изменяться в зависимости от эмоций, состояния здоровья и возраста, однако его уникальные характеристики для каждого индивидуума остаются неизменными3.
В-третьих, идентификация. Исследования показывают, что голос может служить «звуковой подписью», позволяя людям узнавать друг друга даже в условиях, когда визуальная идентификация невозможна.
В-четвертых, научные исследования. Ученые подчеркивают, что уникальность голоса можно сравнить с уникальностью ДНК или радужной оболочки глаз. Это связано с тем, что голос формируется под воздействием множества факторов, включая анатомию и физиологию конкретного человека4.
При таких обстоятельствах представляется целесообразным – по аналогии с базой данных отпечатков пальцев лиц, совершивших преступления, – создание единой базы данных голосов потенциальных телефонных мошенников.
Для получения образцов достаточно производить записи телефонных разговоров. Задача упрощается тем, что у операторов связи с недавнего времени появилась обязанность в течение шести месяцев с момента окончания приема хранить записи разговоров абонентов, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным госорганам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности государства5. Следовательно, при поступлении заявления о совершении телефонного мошенничества сотрудник правоохранительных органов может запросить запись соответствующего телефонного разговора и внести ее в базу.
Что делать с образцами?
В силу стремительного развития технологий на основе искусственного интеллекта и «цифровизации» общества можно утверждать, что в ближайшем будущем будет не так много людей, не «засветивших» свой голос на просторах интернета (комментарии, ролики в соцсетях, обнародованные записи разговоров и т.п.). Это означает, что для поиска авторов голосов, имеющихся в базе данных, не потребуется непосредственный розыск людей – достаточно будет проводить регулярный мониторинг записей голосов, имеющихся в интернете, на предмет совпадения с образцами из базы.
Такую задачу, думаю, вполне может решить ИИ: современные технологии на основе искусственного интеллекта способны проанализировать голос-образец и сопоставить его с голосом конкретного человека.
Безусловно, ИИ не может полностью заменить квалифицированного эксперта в проведении фоноскопической экспертизы, однако способен значительно облегчить и улучшить процесс в данной области.
Приведу ключевые моменты о возможностях ИИ в этой сфере.
Анализ данных: ИИ может использоваться для автоматического анализа аудиозаписей, выявления уникальных голосовых характеристик и сопоставления их с базами данных, что ускоряет процесс идентификации говорящего.
Обработка и очистка звука: специализированные алгоритмы могут улучшать качество записей, удалять шумы и выделять речевые сигналы, что делает анализ более точным.
Выявление фальсификации: ИИ может помочь в обнаружении признаков манипуляций с аудиозаписями – таких, как монтаж или синтез звука (например, «дипфейки»).
Таким образом, искусственный интеллект может выступать в роли помощника для экспертов, предоставляя им инструменты для более глубокого анализа и интерпретации результатов. Учитывая стремительное развитие технологий на основе ИИ, выполнение указанных задач со временем будет упрощаться, а объем обрабатываемой в информации – увеличиваться.
В случае обнаружения совпадений соответствующие сведения будут передаваться уполномоченным должностным лицам для дальнейшей работы.
В итоге лицо, занимающееся телефонным мошенничеством, будет знать, что его голос с высокой долей вероятности попадет в специализированную базу данных и в ближайшие 10 лет с момента окончания совершения последнего деяния (срок давности привлечения к уголовной ответственности за наиболее тяжкое из преступлений, предусмотренных ст. 159 УК РФ) над ним будет висеть дамоклов меч привлечения к ответственности каждый раз, когда где-то звучит и, возможно, записывается его голос. Осознание этого будет побуждать многих к добровольному отказу от противоправной деятельности, тем более что привлечение к ответственности при таких обстоятельствах возможно спустя значительное время, когда лицо, покончив с преступным прошлым, начнет вести законопослушную жизнь и обзаведется имуществом, за счет которого потерпевшим можно будет возместить ущерб.
Что касается правового обоснования, то действующее на момент подготовки материала правовое регулирование уже позволяет реализовать идею создания базы данных с образцами голосов потенциальных телефонных мошенников.
В частности, согласно Закону об ОРД6 в число базовых задач оперативно-розыскной деятельности входят выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ст. 2). При ведении данной деятельности проводятся оперативно-розыскные мероприятия, включая сбор образцов для сравнительного исследования (п. 3 ст. 6). В ходе проведения ОРМ используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде (ст. 6).
Среди оснований для проведения ОРМ названы ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (подп. 1 п. 2 ст. 7).
Согласно ст. 10 Закона об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения возложенных на них задач могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. Результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела (ст. 11 закона).
Использование в деятельности полиции достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры предусмотрено также ч. 1 ст. 11 Закона о полиции7.
Кроме того, в силу ст. 17 Закона о полиции полиция вправе обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, формировать и вести банки данных с внесением в них среди прочего информации о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления (ч. 1, 2, п. 1 ч. 3).
Подводя итог, подчеркну следующее. За последние годы телефонное мошенничество стало одним из самых распространенных и быстроразвивающихся/эволюционирующих видов преступлений против собственности, масштабы которого в случае непринятия своевременных и эффективных мер противодействия будут расти в геометрической прогрессии. «Привлекательность» данного рода преступлений заключается в том числе в низком уровне раскрываемости, высокой латентности, а также характеризуется крайне низким процентом похищенных средств, которые удается вернуть пострадавшим.
Одним из инструментов, способных изменить ситуацию, в том числе благодаря выполнению превентивной функции, могло бы стать создание базы данных голосов лиц, подозреваемых в телефонном мошенничестве. При этом в распоряжении правоохранительных органов уже имеется правовая база для реализации данного инструмента.
1 По данным виктимизационных опросов, лишь 37% жертв удаленного мошенничества сообщают о преступлении в полицию. Тем, кто обращается, в 50% случаев отказывают в регистрации уголовного дела.
2 См., например, приговор Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 октября 2022 г. по делу № 1-358/2022.
3 Покровский А.В. «Уникальность человеческого голоса».
4 Покровский А.В. Там же.
5 Подпункт 2 п. 1 и п. 1.1 ст. 64 Закона о связи.
6 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
7 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».