×
Коновалов Андрей
Коновалов Андрей
Руководитель юридической компании «Щит и Меч»

27 мая 2025 г. Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление № 3 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Читайте также
Ответственность за незаконный оборот наркотиков предлагают дополнительно индивидуализировать
Пленум Верховного Суда РФ принял постановление о внесении в Госдуму проекта соответствующих поправок в УК РФ
27 мая 2025 Новости

Законопроектом предлагается внести ряд изменений в УК в части гуманизации ответственности за некоторые преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств1 и их прекурсоров2.

В частности, предлагается:

  • отнести ч. 1 ст. 228 и ст. 231 Кодекса к числу преступлений, за совершение которых не назначается такое наказание, как лишение свободы;
  • исключить ч. 2 и 3 ст. 228 УК из числа преступлений, по которым время содержания под стражей лиц, их совершивших, до вступления приговора в законную силу засчитывается в срок лишения свободы из расчета «один день за один день»;
  • включить ч. 2 ст. 228 УК в перечень статей, осужденным по которым больным наркоманией и изъявившим желание добровольно пройти курс лечения, а также медицинскую и социальную реабилитацию суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медицинской/социальной реабилитации, но не более чем на пять лет;
  • снизить минимальный и максимальный размеры наказания за преступления, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 228 УК.

Обосновывая поправки, Пленум ВС сослался на данные статистики и необходимость более взвешенного подхода со стороны законодателя в части санкций и уголовно-правовых последствий судимости в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по обозначенным составам преступлений.

Соглашаясь с законопроектом в целом и признавая его обоснованность, тем не менее отмечу ряд аспектов, представляющихся спорными, а также рискну внести несколько предложений по совершенствованию соответствующего правового регулирования.

Прежде чем перейти к рассуждениям о необходимости совершенствования норм, регулирующих вопросы ответственности за преступления, связанные с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением, переработкой наркотических средств и/или их прекурсоров, а также незаконным культивированием растений, содержащих такие вещества, немного дополню статистические данные, приведенные в Постановлении № 3 и раскрывающие хотя бы приблизительный масштаб проблемы наркомании в России.

Согласно информации, размещенной в открытом доступе, в 2009 г. число опиоидных наркозависимых в России оценивалось примерно в 1,5–1,68 млн. В 2010 г. Федеральная служба по наркоконтролю (ФСКН) называла число наркозависимых около 5 млн, а оценки ООН доходили до 6 млн. В 2014 г. Правительство РФ оценивало число наркопотребителей примерно в 8,5 млн (около 6% населения). По данным 2015 г. число наркозависимых в возрасте 15–17 лет выросло в 13 раз по сравнению с 2010 г., при этом общая численность наркозависимых в стране по некоторым оценкам составляла около 7,3 млн.

В 2021 г. на учете в медицинских учреждениях стояли порядка 600 тыс. наркозависимых, однако эксперты и комиссии оценивали реальное число наркозависимых от 1,8 до 8 млн с предположением, что на каждого зарегистрированного наркозависимого приходятся минимум 10 незарегистрированных. На начало 2024 г. число наркозависимых оценивалось примерно в 6 млн, из них около 60% – молодые люди 16–30 лет, 20% – школьники 9–13 лет. Периодически употребляют запрещенные вещества и знакомы с ними больше 18 млн человек. Каждый день число наркозависимых увеличивается на 250 чел., ежедневно от наркотиков в России умирают порядка 80 чел. При этом реальное число наркозависимых может оказаться еще выше, так как многие из них избегают постановки на учет и не обращаются за медпомощью3.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в 2019–2024 гг. число осужденных по ст. 228–234.1 УК за незаконный оборот наркотиков составляло заметную долю – 13% от общего числа осужденных. В 2024 г. за наркопреступления осуждено 69 921 лицо4. При этом в 2020 г. по ч. 1 ст. 228 УК осуждены по основному составу 31 240 лиц; по ч. 2 ст. 228 УК по основному составу – 21 716. Из них 13 856 (63,8%) приговорены к лишению свободы условно. По ч. 3 ст. 228 УК по основному составу осуждено 83 лица, из них 8 (9,6%) – к лишению свободы условно, 75 (90,4%) получили реальные сроки лишения свободы.

Приведенные показатели свидетельствуют о росте за последние годы числа наркозависимых лиц и количества преступлений, связанных с наркотиками, что представляет серьезную опасность для общества.

Способы же борьбы государства с данными проблемами по большей части сводятся к санкциям уголовно-правового характера, в первую очередь направленным на изоляцию от общества лиц, изобличенных в хранении или распространении наркотиков или их прекурсоров, а также растений, содержащих упомянутые вещества.

Если в отношении распространителей и производителей запрещенных веществ это представляется оправданным, включая столь суровую меру наказания, как пожизненное лишение свободы, возможность назначения которого предусмотрена ч. 5 ст. 228.1 УК, то в отношении лиц, страдающих наркоманией и приобретающих, хранящих, перевозящих, изготавливающих и перерабатывающих наркотические средства или их прекурсоры, в том числе незаконно культивирующих растения, содержащие такие вещества, исключительно с целью личного потребления, ситуация, на мой взгляд, должна быть несколько иной.

Данный тезис подтверждается тем, что ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркомания признается заболеванием, обусловленным зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества, а лицам, больным ею, государством гарантируются оказание наркологической помощи и социальная реабилитация (ч. 1 ст. 54 закона).

По мнению специалистов, наркотическая зависимость может быть как минимум двух видов: психическая и физическая. Если первая – это лишь сильное, болезненное влечение к постоянному или периодическому употреблению наркотических либо психоактивных веществ, больше проявляющаяся на уровне мыслей и чувств, то вторая – более глубокая стадия развития болезни, при которой происходит глобальная перестройка функций организма в ответ на хроническое употребление психоактивных веществ. Наркотик становится частью метаболических процессов, и организм начинает адаптироваться к его постоянному присутствию. Основным проявлением физической зависимости является абстинентный синдром, также известный как синдром отмены или синдром лишения, который облегчается или полностью купируется лишь при новом введении того же наркотика5.

Возможно, именно тем, что наркомания является серьезным заболеванием, руководствовался федеральный законодатель, предоставляя лицам, впервые осужденным к реальному лишению свободы за совершение преступлений по ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК, – при условии, что они в установленном порядке признаны больными наркоманией и добровольно изъявили желание пройти курс лечения, а также медицинскую и социальную реабилитацию, – отсрочки отбывания наказания сроком до пяти лет с возможностью последующего освобождения от отбывания оставшейся части наказания (ст. 82.1 УК).

Законопроект также содержит предложение о распространении данного правила и на обвиняемых по ч. 2 ст. 228 УК, что, безусловно, является разумным. Однако предлагаемая новая редакция закона, на мой взгляд, хотя и является существенным шагом вперед, остается при этом не лишенной изъянов.

В частности, согласно буквальному толкованию ч. 1 ст. 228 УК в действующей редакции предоставление указанной отсрочки является правом, а не обязанностью суда, рассматривающего дело6. Предлагаемая редакция закона новых положений относительно данного вопроса не содержит.

Подобная позиция законодателя по наделению суда правом решать, кто из больных наркоманией заслуживает отсрочки наказания, а кто – нет, представляется неверной, и вот почему. Уголовный кодекс определяет наказание как меру государственного принуждения, применяемую в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ст. 49). Часть 3 ст. 60 Кодекса прямо предписывает судам при назначении наказания учитывать его влияние на исправление лица, преступившего закон7, которое будет происходить в соответствии с нормами Уголовно-исполнительного кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 9 УИК РФ под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами, с помощью которых такое исправление будет достигнуто, являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИК).

С сожалением приходится констатировать, что, назначая наказания в виде лишения свободы, суды не поясняют, каким образом применение к осужденному средств исправления, предусмотренных УИК, способно избавить его от наркотической зависимости, которая, по сути, является движущей силой (мотивом), подталкивающим наркозависимых к незаконному приобретению наркотических средств, предназначенных для личного потребления.

В то же время очевидно, что после изоляции осужденного от общества его зависимость не исчезнет, а продолжит причинять ему не только психические, но, возможно, и физические страдания, что противоречит целям уголовного наказания, закрепленным в ч. 2 ст. 7 УК. Излечиться от наркомании по причине отсутствия соответствующих специалистов в большинстве мест лишения свободы, как правило, нет возможности. Это подтверждается и количеством лечебных исправительных учреждений на территории РФ, в которые направляются для содержания и амбулаторного лечения осужденные, больные наркоманией8, – достаточно сопоставить вместимость таких учреждений с числом осужденных, которым требуется соответствующая помощь.

Принимая во внимание приведенные определения наркомании, а также видов наркозависимости, наказание в виде принудительного помещения лица, страдающего данным недугом, в места лишения свободы (пусть и по приговору суда), где оно заведомо будет лишено возможности пройти эффективный и доступный курс лечения от зависимости, оставаясь с ней наедине, представляется противоречащим принципу гуманизма (ст. 7 УК) и, полагаю, не может быть признано мерой государственного принуждения, применяемой в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения рецидива преступлений.

В то же время речь не идет о том, что всем без исключения наркозависимым, впервые осужденным к реальному лишению свободы за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, надлежит предоставлять возможность освобождения от наказания путем прохождения лечения и реабилитации, что также видится нецелесообразным. Однако лицам, впервые осужденным к реальному лишению свободы по ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК (в части подделки рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ) и добровольно изъявившим желание пройти курс лечения и реабилитации, – хотя бы в силу принципа гуманизма, а также отнесения данных составов преступлений (за исключением ч. 2 ст. 228 УК) к категории небольшой тяжести (ч. 2 ст. 15 УК) – отсрочка, считаю, должна предоставляться обязательно. К полномочиям суда, на мой взгляд, стоит отнести лишь вопросы отмены отсрочки, а также освобождения осужденного от дальнейшего отбытия наказания по ее окончании (которого, к слову, может не последовать) на основе анализа всей совокупности обстоятельств конкретного дела.

Обязательным следует сделать и предоставление отсрочки отбывания наказания лицам, впервые осужденным к реальному лишению свободы за совершение преступлений по ч. 2 ст. 228, а также ч. 1 ст. 228.3 УК (состав которой, по сути, аналогичен ч. 2 ст. 228 УК), а в идеале – сделать допустимым применение ч. 1 ст. 82.1 к ч. 3 ст. 228 и ч. 2 ст. 228.3, а также п. «в» ч. 2 ст. 231 УК. Данная позиция обусловлена прежде всего тем, что разница между значительным, крупным и особо крупным размерами изъятых наркотических средств, их прекурсоров, а также запрещенных к культивации растений зачастую бывает весьма незначительной. Например, если значительный размер наркотического вещества «ацетилметадол» составляет 0,5 г, крупный – свыше 2,5 г (к примеру, 2,51 г), особо крупный – свыше 500 г, то значительный размер ацетил-альфаметилфентанила составляет 0,0002 г, крупный – свыше 0,001 г, особо крупный – 0,2 г9. Очевидно, что ни одно лицо, которое приобрело данное вещество для личного потребления, не сможет без специального оборудования определить вес данного наркотика.

Относительно крупного размера прекурсоров, упоминаемых в ст. 228.3 УК, ситуация схожая. Например, если крупным размером вещества «1-Фенилгексан-1-он» является вес, превышающий 1 г (например, 1,02 г), особо крупным – свыше 200 г, то крупным размером эрготамина является вес, превышающий 0,05 г, особо крупный – свыше 1 г10. Аналогичные примеры касаются размера растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их прекурсоры. Так, крупным размером кактуса, содержащего мескалин, признается количество от двух растений, особо крупным – от 1011.

На практике могут возникать ситуации, когда вес веществ будет немного превышать порог, делающий их размер особо крупным (например, эрготамин весом 1,002 г, альфаметилфентанил весом 0,203 г и т.п.), что автоматически будет лишать больных наркоманией лиц, осужденных за хранение, приобретение указанных веществ и т.д. (без цели сбыта), возможности пройти курс лечения и реабилитации, способных избавить их от зависимости, притом что такой формальный подход в данной ситуации вряд ли можно признать справедливым.

В свою очередь, избавление от наркозависимости – в отличие от изоляции –исключив потребность таких лиц в наркотических веществах, определенно приведет к снижению как числа наркозависимых, так и преступлений подобного рода в будущем, что в гораздо большей степени будет способствовать достижению целей и задач уголовного наказания, провозглашенных УК.

Стоит отметить, что призывы прекратить криминализацию, маргинализацию и стигматизацию людей, употребляющих наркотики, но при этом не причиняющих вреда другим людям, применять к ним альтернативные методы наказания, а репрессивные меры направить на борьбу с организованными криминальными структурами, занимающимися торговлей наркотиками, много лет исходят от различных международных организаций. Аналогичной позиции, ссылаясь на положительный опыт ряда зарубежных стран в данной сфере (например, Великобритании и Израиля), придерживаются многие российские исследователи12.

Более того, в 2019 г. некоторые российские СМИ писали о разработанном в России законопроекте, которым предлагалось внести в законодательство изменения, направленные на смягчение наказания, а также правила предоставления отсрочки исполнения приговора за совершение преступлений, не связанных со сбытом наркотиков. Данные изменения поддержало МВД России.

В то же время политика государства непреклонна: гуманизировать ответственность за преступления, связанные незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением, переработкой наркотических средств и/или их прекурсоров, не планируется. Не предусмотрено это и стратегией государственной антинаркотической политики13.

Надеюсь, судьба законопроекта, представленного Пленумом ВС, будет иной.

Подводя итог, отмечу следующее. Действующая редакция ст. 82.1 УК, определяющая условия, при наличии которых допустимо предоставление отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным больными наркоманией, очевидно не соответствует текущей ситуации в стране, в связи с чем требует внесения изменений. В связи с этим предложенный Пленумом ВС законопроект является важным шагом вперед на пути гуманизации уголовного законодательства и заслуживает однозначной поддержки.

Вместе с тем видится целесообразным дополнить предложенную редакцию ст. 82.1 УК положением о том, что лицам, впервые осужденным к реальному лишению свободы за совершение преступлений по ч. 1 и 2 ст. 228, ч. 1 ст. 228.1, ч. 1 ст. 231, а также ст. 233 УК (в части подделки рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ), признанным в установленном порядке больными наркоманией и добровольно изъявившим желание пройти курс лечения, а также медицинскую и социальную реабилитацию, предоставление отсрочки отбывания наказания должно быть обязательным.

Требуется также расширить перечень лиц, перечисленных в ст. 82.1 УК, в отношении которых допустимо предоставление отсрочки отбывания наказания, включив в него тех, кто впервые осужден к реальному лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 228, ч. 2 ст. 228.3, а также подп. «в» ч. 2 ст. 231 УК.

Представляется, что такой подход к разрешению проблемы будет в большей степени способствовать снижению числа наркозависимых и уменьшению количества преступлений данного рода.


1 Под термином «наркотические средства» и «наркотики» в данной публикации понимаются наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества.

2 Понятие прекурсора наркотических средств и психотропных веществ содержится в ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

3 Так, в начале 2020-х гг. со ссылкой на результаты исследования Института социологии РАН сообщалось о росте в России числа лиц, нерегулярно потребляющих наркотики. Примечательно, что речь в публикации шла о лицах, которые не состоят на учете в наркодиспансерах, не имеют проблем с правоохранительными органами и внешне не отличаются от здоровых граждан. Однако, по мнению специалистов, такой тип наркомании спустя 10–15 лет обязательно перерастет в тяжелую зависимость, с которой невозможно будет справиться без квалифицированной медпомощи.

4 Аналогичная информация содержится в Обзоре судебной практики по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (утвержденном Президиумом ВС 26 июня 2024 г.).

5 Более подробную информацию по этому вопросу можно узнать на сайтах наркологических клиник.

6 О праве, а не обязанности суда предоставлять отсрочку отбывания наказания см., например, постановление Московского городского суда от 16 декабря 2016 г. № 4у/10-6853/16; апелляционное постановление Санкт-Петербургского городского суда от 2 сентября 2019 г. № 22-6093/2019 по делу № 1-605/2019.

7 Пункт 27 Постановления Пленума ВС от 22 декабря 2015 г. № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания».

8 См. Приложение № 9 к Приказу Министерства юстиции РФ от 16 августа 2006 г. № 263 «Об утверждении перечней лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы для оказания медицинской помощи осужденным».

9 Постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

10 Постановление Правительства РФ от 8 октября 2012 г. № 1020 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, для целей статей 228.3, 228.4 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

11 Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 934 «Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры».

12 См., в частности, журнал «Наркоконтроль» 2014. № 3. С. 35–39.

13 Указ Президента РФ от 23 ноября 2020 г. «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года».

Рассказать:
Другие мнения
Касаткина Екатерина
Касаткина Екатерина
Юрисконсульт
Проверка под видом контроля
Производство по делам об административных правонарушениях
Законодательные пробелы лишают юрлиц и предпринимателей права на защиту при проведении контрольных мероприятий
16 июля 2025
Борисов Валентин
Борисов Валентин
Член АП Московской области, МКА «Адвокаты Куприяновы и партнеры»
Проблемы реабилитации осужденных и социальной адаптации после освобождения
Уголовное право и процесс
Решение этих вопросов требует комплексного подхода
16 июля 2025
Праскова Светлана
Праскова Светлана
Партнер ЮК «Правый берег», к.ю.н., доцент, независимый эксперт, аккредитованный на проведение антикоррупционной экспертизы
Когда проще – не значит лучше
Производство экспертизы
Проект поправок в Положение о проведении государственной экологической экспертизы нуждается в доработке
15 июля 2025
Митусова Наталья
Митусова Наталья
Член АП Московской области, Управляющий партнер АБ МО «Камертон Консалтинг»
Судебная экспертиза по гражданским делам: необходимы четкие критерии
Производство экспертизы
Вопросы, требующие дополнительной законодательной регламентации
10 июля 2025
Ванцева Анастасия
Ванцева Анастасия
Партнер Vanlaw lawyers
Главное в актуальном
Гражданское право и процесс
Ключевые изменения в ГК, касающиеся расчета компенсации за нарушение исключительного права
10 июля 2025
Шевцова Виктория
Шевцова Виктория
Член АП города Москвы, управляющий партнер МКА RUBICON
Постмортальная репродукция: спорные аспекты
Медицинское право
Возможность использования репродуктивного материала после смерти лица законом не урегулирована
07 июля 2025
Яндекс.Метрика