×
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ

Продолжим юридически-профессиональный кинообзор, начатый в «АГ» в 2024 году1.

Читайте также
Образ судьи в отечественном кинематографе
Необходимо популяризировать профессию судьи в художественном и документальном кино
08 мая 2024 Мнения

В преддверии профессионального праздника – Дня работника прокуратуры, который отмечается ежегодно 12 января, – обратим внимание на воплощение в кино «прокурорской тематики», близкой мне по роду деятельности, предшествовавшей адвокатской.

Советская прокуратура занимала важнейшее место в системе правоохранительных органов СССР. Работники прокуратуры (прокуроры, помощники прокурора, следователи прокуратуры) пользовались особым уважением и почетом в обществе. Отголоски такого отношения к представителям прокуратуры наблюдались и в ранний российский период, когда в прокуратуре работало много представителей «советской школы».

К сожалению, к настоящему времени ситуация изменилась. Существенную эволюцию претерпело и воплощение образов сотрудников прокуратуры в отечественном кинематографе.

Герои советских телефильмов – кристально честные прокуроры и следователи, ревностные блюстители закона, образы которых вызывали чувство гордости за представляемое ими ведомство, – постепенно трансформировались на экранах в не всегда положительные образы. Такое киновосприятие прокурорской деятельности в какой-то мере, на мой взгляд, свидетельствует об «отзеркаливании» отношения общества к правоохранительным органам, включая прокуратуру.

Советский кинематограф в основном представлял зрителю идеализированный образ прокурорского работника как воплощения справедливости и законности, борющегося с разного рода врагами социалистического строя и принципиально стоящего на страже интересов прежде всего государства.

Один из первых малоизвестных советских фильмов на прокурорскую тематику – драма «Прокурор» – снят в 1941 г. Роль передовой женщины – прокурора закавказской республики, борца с пережитками феодализма и образца социалистической морали –исполнила актриса Наталья Ефрон. Премьера фильма состоялась в Туркменистане уже после начала Великой Отечественной войны и получила в республике широкий общественной резонанс.

В дальнейшем советский кинематограф часто баловал прокуратуру отличными фильмами на ведомственную тематику. Можно сказать, что прокуратура была обласкана советскими сценаристами и режиссерами, а роли прокурорских работников исполняли в основном всенародно любимые «звездные» актеры.

Вспомните пятисерийный детективный художественный фильм «Визит к минотавру» (1987 г.) по мотивам одноименного романа братьев Вайнеров, где умудренный опытом прокурор Владимир Иванович (в романе – Шарапов), в прошлом ветеран ВОВ, в исполнении Народного артиста СССР Владимира Самойлова ведет откровенную психологическую беседу с пособником воров в исполнении Народного артиста СССР Михаила Пуговкина.

фото1_Визит к Минотавру.jpg

Еще один замечательный детективный фильм – «Сувенир для прокурора» (1989 г.), в котором драматическую роль прокурора курортного южного городка Захара Петровича Измайлова исполнил Народный артист СССР, Герой Труда РФ Юрий Соломин. Его герой возглавляет расследование убийства, сымитированного под автокатастрофу, приведшего к выявлению хищений на сувенирной фабрике. Коррумпированный директор завода, поддерживаемый представителями власти города, пытается скомпрометировать прокурора, однако последний не поддается на шантаж и провокации, что приводит к проблемам со здоровьем.

Фото2_Сувенир для прокурора.jpg

Из «республиканских» советских фильмов отмечу образ прокурора, воплощенный в фильме «Дело передается в суд» (1976 г., киностудия «Грузия-фильм»), где роль прокурора-наставника Ираклия Размадзе сыграл Давид Абашидзе, а его молодого помощника Лианы Девдариани – актриса Марина Джанашия. Прокуроры продемонстрировали зрителю мастерство в раскрытии и расследовании хозяйственного преступления и, что немаловажно, – в защите прав гражданина, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности.

Фото3_Дело передается в суд.jpg

Стоит отметить, что положительные образы прокуроров советский кинематограф изображал и в комедийном ключе. Яркий пример – искренняя, ироничная и безусловно положительная роль постоянно травмированного прокурора Федяева в исполнении Заслуженного артиста РСФСР Георгия Буркова в фильме Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» (1971 г.). Одна только крылатая фраза прокурора «Ерунда, бандитская пуля!» сделала этот фильм поистине народным.

Фото4_Старики разбойники.jpg

Однако и в советском кино образ прокурора не всегда являлся однозначно положительным. Например, в фильме «Воры в законе» (1988 г.) прокурор в процессе, поддержавший несправедливое обвинение в отношении человека, действовавшего в условиях самообороны, испуганно нелепо оправдывается после искрометной и колкой речи адвоката в исполнении Народного артиста СССР Зиновия Гердта.

Читайте также
Образ адвоката в российском и советском кинематографе
Почему необходим полнометражный художественный фильм о работе адвоката
22 апреля 2024 Мнения

В двух, на мой взгляд, лучших советских фильмах на адвокатскую тематику – «Защитник Седов» (1989 г.) и «Адвокат. Убийство на Монастырских прудах» (1990 г.) – прокуроры также предстают в отрицательных образах. Но такие роли прокуроров – скорее исключение для советского кинематографа: положительных образов подавляющее большинство.

Не менее героически изображались в киноискусстве и следователи прокуратуры, которые заслуженно считались элитой следствия. Так, в сериале «Визит к Минотавру» следователь прокуратуры Станислав Павлович Тихонов, роль которого талантливо исполнил Народный артист РСФСР Сергей Шакуров, распутывает клубок хитросплетений, ведущих к разгадке тайны скрипки Страдивари и к ее похитителям.

В упомянутом фильме «Сувенир для прокурора» отлично сыграна роль смелого следователя прокуратуры Ольги Павловны Гранской (актриса Ирина Короткова), изобличающей убийцу Огородника (Заслуженный артист РСФСР Вадим Спиридонов).

Несмотря на то что речь идет о прокурорской тематике, не могу не отметить в этом фильме эпизодическую роль помогающего следователю въедливого старшины милиции в исполнении Народного артиста РСФСР Романа Филиппова. Это из его уст прозвучала крылатая фраза: «Здесь вам не тут!»

Надо отметить, что в советское и раннее российское времена органы милиции были надежными помощниками следствия прокуратуры, которые строили деятельность, ориентируясь исключительно на прокурорское «око», что также нашло неоднократное киновоплощение. Например, в комедии «Старики-разбойники», в котором Героем Социалистического Труда, Народным артистом СССР Юрием Никулиным воплощена комедийно-драматическая, но, безусловно, по-человечески положительная роль следователя прокуратуры Николая Мячикова, следователь – невольный «разбойник» – даже умудрился в целях восстановления законности и справедливости сам себя арестовать; правда безуспешно – благодаря хорошему отношению к нему постового милиционера.

В этом же фильме присутствует и роль следователя-антипода – «блатного» временщика Проскудина в исполнении Народного артиста РСФСР Андрея Миронова.

Добротный сценарий и великолепная игра актеров продемонстрированы в фильме «Потерпевшие претензий не имеют» (1986 г., «Казахфильм») по повести братьев Вайнеров. Здесь роль старшего следователя прокуратуры Ильяса Садыкова удачно сыграл актер Досхан Жолжаксынов, герой которого расследует дело об убийстве, в котором подследственный вроде все признает, а доказательства подтверждают его показания. Но не все так просто: следственно-прокурорская хватка при надлежащем надзоре со стороны прокурора в исполнении Народного артиста РСФСР Анатолия Ромашина позволяют разоблачить действительных преступников. Главные посылы киноленты – справедливость и человечность дороже и важнее успеха или даже таланта – позволяют особо выделить этот фильм среди прочих, в которых фигурируют образы работников прокуратуры.

Заслуживает особого внимания и роль следователя Сергея Рябинина в исполнении Народного артиста РФ Алексея Жаркова в социальной картине «Криминальный талант» (1988 г.), в которой герой разоблачает в психологическом поединке талантливую преступницу в исполнении Народной артистки РФ Александры Захаровой.

Фото5_Криминальный талант.jpg

Один из моих самых любимых и, даже не побоюсь сказать, образцовых советских фильмов на прокурорско-следственную тематику – политический детектив «Убийство на Ждановской» (1992 г.), где главную роль следователя «важняка» прокуратуры СССР Глеба Ярина сыграл Народный артист РФ Иван Бортник. Фильм основан на реальных событиях расследования убийства в 1980 г. сотрудниками линейного отдела милиции работника КГБ СССР и последовавшего за этим противостояния двух силовых ведомств, показавшего кризис двух правоохранительных систем.

Фото6_Убийство на Ждановской.jpg

Расследовал это резонансное дело знаменитый следователь Генпрокуратуры СССР Владимир Калиниченко, впоследствии ставший нашим коллегой – адвокатом. Он же являлся прототипом главного героя, консультантом съемок и даже сыграл эпизодическую роль сотрудника прокуратуры в этой картине.

Очень похожий по сюжету качественный «прокурорский» постсоветский фильм – политический детектив по произведениям писателя Фридриха Незнанского «Черный квадрат» (1992 г.), в котором главную роль «важняка» прокуратуры Константина Меркулова исполнил Народный артист РСФСР Виталий Соломин, а его молодого помощника Александра Турецкого – Народный артист РФ Дмитрий Харатьян. В последующих российских сериалах с этими героями: «Марш Турецкого» (2000 г.), «Марш Турецкого – 2», «Марш Турецкого – 3» (2001–2002 гг.), «Возвращение Турецкого» (2007 г.) об уже возмужавшем следователе Турецком в исполнении Народного артиста РФ Александра Домогарова и его наставнике, ставшим по сценарию заместителем Генпрокурора, уже в исполнении Народного артиста РФ Бориса Невзорова (Кстати, это самая большая прокурорская «карьера» одного персонажа в кино. – Прим. мое. – И.Б.).

Еще один из необычных фильмов, который произвел на меня в юности сильное впечатление и отчасти даже повлиял на выбор первоначального профессионального пути, – четырехсерийный психологический мини-сериал «Воскресенье, половина седьмого» (1988 г.) – заключительная эпопея по произведениям писателя Анатолия Рыбакова о приключениях Кроша.

Фото8_tainy_sledstvia (2).jpg

В основе сюжета деятельность молодого следователя районной прокуратуры Сергея Крашенинникова, ведущего следственную проверку по факту гибели молодой девушки от разрыва селезенки при падении и сталкивающегося с равнодушием и цинизмом многих людей, которые привели к этой трагедии. Несмотря на молодость и недостаточную опытность, главный герой демонстрирует ключевое в юридической профессии – не только въедливость и дотошность при исполнении служебных обязанностей, но и сопереживание людям, попавшим в трудную ситуацию.

В этом фильме также отлично показана важность профессионального наставничества со стороны старших коллег – в частности, районного прокурора Андрея Андреевича (актер Андрей Степанов) и опытного следователя прокуратуры Николая Павловича (актер Владимир Юматов).

Такими же образцовыми предстают герои – прокурорские следователи – в кинолентах «Дело передается в суд», «Потерпевшие претензий не имеют», а также «Государственный преступник» (1964 г. – следователь Андрей Поликанов в исполнении Александра Демьяненко), «Случай из следственной практики» (1968 г., следователь прокуратуры Ольга Сухарева в исполнении Любови Стриженовой), «Длинное, длинное дело» (1976 г., следователь районной прокуратуры Михаил Лужин в исполнении Народного артиста СССР Евгения Леонова), «Остановился поезд» (1982 г., следователь областной прокуратуры Герман Ермаков в исполнении Народного артиста СССР Олега Борисова), «Криминальный квартет» (1989 г., следователь прокуратуры Семен Портной в исполнении Народного артиста РФ Владимира Стеклова), «Соучастники» (1983 г., следователь прокуратуры Сергей Хлебников в исполнении Народного артиста РФ Леонида Филатова), «Вход в лабиринт» (1989 г., следователь прокуратуры Олег Муромцев в исполнении Народного артиста РФ Игоря Костолевского).

Эпизодические роли прокурорских работников присутствуют и в легендарных советских сериалах «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.) и «Следствие ведут знатоки» (1971–1989 гг.).

С переходом к современному российскому кинематографу вместе с существенными изменениями в государстве, обществе, а также в системе прокуратуры образ прокурора также претерпевал трансформации преимущественно негативного характера.

Так, в фильме «Ворошиловский стрелок» (1999 г.) прокурор района (Заслуженный артист РФ Георгий Мартиросян) предстает в отрицательном образе, выгоняет из кабинета пожилого посетителя – ветерана ВОВ. Такую же отрицательную роль следователя прокуратуры в этом фильме играет Владимир Семаго.

К этой же категории может быть отнесена роль прокурора-коррупционера Анатолия Львовича из сериала «Убойная сила» (2000–2005 гг.), мастерски комедийно сыгранная Заслуженным артистом РСФСР Станиславом Садальским, герой которого противостоит безусловно положительному во всех отношениях ветерану прокурорского следствия, неподкупному профессионалу Ивану Федоровичу Изюмову (Народный артист РФ Герман Орлов).

В сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» (2000 г.) добропорядочный следователь прокуратуры Сергей Челищев в силу жизненных обстоятельств становится членом бандитской группировки северной столицы и не гнушается совершением убийств и иных тяжких преступлений. Его бывший руководитель – прокурор Санкт-Петербурга Прохоренко в исполнении Олега Басилашвили – предстает в образе коррупционера, которого за совершение и сокрытие «заказного» убийства постигла кара в виде внезапной смерти от сердечного приступа.

Надо отметить в этом фильме роль второго плана: уборщицы в прокуратуре Евдокии Андреевны («бабы Дуси»), неожиданно оказавшейся бывшим следователем прокуратуры. Именно она рекомендовала главному герою уйти из прокуратуры («Беги отсюда»!) и составила ему «протекцию» в адвокатуру.

В сериале «Ликвидация» (2007 г.) помощник военного прокурора Виталий Кречетов в исполнении Народного артиста РФ Михаила Пореченкова оказывается фашистским приспешником и бандитом по кличке «Академик».

Но и в таком отрицательном ряду есть и радующие глаз исключения.

Так, в сериале «Тайны следствия» (2000–2021 гг.) образ представителя прокурорской профессии близок к рядовому человеку, с которым зритель может сопереживать реальные проблемы, связанные как с профессиональной деятельностью, так и личного характера – такие же, как у многих сограждан.

Главными героями сериала являются старший следователь прокуратуры (в последующих сериях – помощник, заместитель прокурора, «важняк» следственного комитета) Мария Сергеевна Швецова в исполнении Народной артистки РФ Анны Ковальчук) и прокурор Виктор Иванович Ковин, роль которого великолепно исполнил Заслуженный артист РФ Вячеслав Захаров. Не только обаятельная и привлекательная женщина, но и талантливый, честный и принципиальный следователь Швецова образцово «распутывает» сложнейшие дела при мудром наставничестве руководителя – опытного прокурора Ковина.

Фото8_tainy_sledstvia (1).jpg

Однако и без отрицательных прокурорских ролей здесь не обошлось. Роль такого сотрудника прокуратуры Филонова, приспособленца и коррупционера, великолепно сыграл Игорь Григорьев.

Не могу не отметить среди выдающихся положительных следственно-прокурорских ролей российского кинематографа следователя прокуратуры Пафнутьева Павла Николаевича в исполнении трагически погибшего Юрия Степанова в сериале «Гражданин начальник» (2001–2007 гг.), который очень полюбился зрителям.

Фото9_Гражданин начальник.jpg

Практически в одиночку следователь противостоит организованной преступности, связанной коррупционными нитями с руководством города и даже прокуратуры, нередко прибегая к нестандартным методам следствия и различным психологическим приемам.

Это, на мой взгляд, идеальный образ представителя профессии тех неспокойных времен. Кстати, первый сезон сериала снимался на моей малой родине, в патриархальной Туле, что придает ему особый провинциальный колорит. Эта роль принесла в 2002 г. Юрию Степанову приз «Лучший актер телесериалов» в номинации «Народный рейтинг» на X Всероссийском кинофестивале в С.-Петербурге.

В последующих сезонах следователь Пафнутьев идет на повышение: его новое место службы – Генпрокуратура, где он не менее результативно проявляет как профессиональные способности, так и человеческие качества.

Образ Пафнутьева, на мой взгляд, напоминает следователя Порфирия Петровича из романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» (кстати, роль дотошного следователя в одноименном фильме сыграл Иннокентий Смоктуновский). Считаю, что такие фильмы необходимо ставить в пример студентам юридических вузов, готовящимся связать свою судьбу со следствием, а также начинающим следователям.

Современный кинематограф, как и советский, не обошел стороной воплощение юмористических ролей прокуроров. Многие помнят роль прокурора неудачника-рыбака в российской кинокомедии «Особенности национальной рыбалки» (1998 г.) в исполнении Василия Домрачева. Эпизоды с ним получились не только комическими, но и иронично-философскими, соответствующими русскому менталитету.

Положительным, но вместе с тем комичным воплощением образов современных прокурорских работников, на мой взгляд, является реалити-сериал «Прокурорская проверка» (2011–2017 гг.), где помощники прокурора Павел Ильин и Дмитрий Белоногов показывают будни районной прокуратуры. И хотя воплощенные ими образы далеки от действительности, тем не менее они вызывают уважение. Кстати, оба непрофессиональных актера – наши коллеги.

Из последних фильмов на прокурорскую тематику можно отметить минисериал «Неподкупный» (2015 г.), в котором роль старшего следователя прокуратуры Астраханской области Юрия Градова сыграл Владимир Епифанцев. Его герой самоотверженно расследует громкие резонансные дела, что негативно влияет на его семейные взаимоотношения. Прототипом главного героя вновь выступил «важняк» Генпрокуратуры и впоследствии адвокат Владимир Калиниченко.

В числе достаточно качественных можно назвать сериал «Икра» (2017 г.). В основу сюжета легли реальные события «рыбного дела» времен СССР. При загадочных обстоятельствах погибает сотрудник милиции. Его лучший друг, следователь прокуратуры Александр Костенко берется за расследование преступления, следы которого ведут в Москву. Здесь следователь становится «важняком» Генпрокуратуры, но судьба готовит ему массу сюрпризов и профессиональных преград.

Интересен и военный сериал «По законам военного времени» (2017 г.), в котором следователь военной прокуратуры Иван Рокотов в условиях, сопряженных с риском для жизни, с честью выполняет профессиональные обязанности.

В целом образ прокурорского работника в советском и российском кинематографе разнообразен и многослоен. В большинстве кинокартин прокурорский работник является не только представителем правопорядка, но и человеком, стоящим перед сложными морально-этическими выборами. А такая «многослойность» профессионала и особенностей профессии актуальна для восприятия в любое время.

Надеюсь, что прокуратура озаботится проблематикой кинообразов ее представителей. При этом важно, чтобы к созданию кинолент на юридическую тематику производители привлекали в качестве консультантов как можно больше специалистов-практиков. Это позволит не только избежать «киноляпов», но и показать важные нюансы профессии, ее истинную суть.

В заключение поздравляю работников прокуратуры – как действующих, так и бывших – с профессиональным Днем. Современным прокурорам желаю быть мудрым и справедливым «Оком государевым», достойными образцами для возможного киновоплощения!


Фото кадров из фильмов предоставлены автором


1 См., в частности, публикации «Образ адвоката в отечественном кинематографе» и «Образ судьи в отечественном кинематографе».

Рассказать:
Другие мнения
Коновалова Наталья
Коновалова Наталья
Член Палаты адвокатов Самарской области, Адвокатский кабинет № 477 г. Самары, аттестованный налоговый консультант и налоговый эксперт
Рассмотрение дел «за закрытыми дверями»
Особенности защиты прав доверителей по делам, материалы которых содержат гостайну
27 октября 2025
Зарбабян Мартин
Зарбабян Мартин
Адвокат, член Адвокатской палаты города Москвы, советник практики уголовного права и процесса Инфралекс
Не только проблемы, но и возможности
Правосудие
Применение технологий искусственного интеллекта в судопроизводстве
22 октября 2025
Клинков Дмитрий
Клинков Дмитрий
Адвокат, член АП г. Москвы, заместитель председателя МКА KP&Partners (Клинков, Пахомов и Партнеры)
От исключительного случая – к рядовому явлению
Правосудие
Что мешает вынесению оправдательных приговоров, пути решения проблемы
24 сентября 2025
Зарбабян Мартин
Зарбабян Мартин
Адвокат, член Адвокатской палаты города Москвы, советник практики уголовного права и процесса Инфралекс
Доклад внушает профессиональный оптимизм
Правосудие
Проблемы защиты прав обвиняемых и потерпевших в фокусе внимания омбудсмена
30 июля 2025
Подколзина Вера
Подколзина Вера
Адвокат Московской коллегии арбитражных адвокатов, почетный адвокат Московской области
Принцип непрерывности судебного разбирательства в российском праве
Правосудие
Позиции судов о возможности рассмотрения иных дел в перерыве заседания по делу
18 июля 2025
Лерман Татьяна
Лерман Татьяна
Адвокат, член АП Краснодарского края
Судебная практика Кипра по делам об экстрадиции в Россию
Правосудие
Ориентиры для выработки стратегии защиты
26 июня 2025
Яндекс.Метрика