В 2023 г. при нашем непосредственном участии в деле в качестве представителей заявителя жалобы в Конституционный Суд РФ Постановлением от 28 апреля 2023 г. № 22-П п. 2 ст. 235 Закона о таможенном регулировании1 был признан не соответствующим Конституции РФ. Также КС обязал законодателя внести соответствующие изменения в закон.
Важность указанного постановления для всех участников ВЭД сложно переоценить, однако для устранения пробела, создававшего множество проблем добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности, законодателю потребовалось полтора года. Федеральным законом от 14 октября 2024 г. № 347-ФЗ определен порядок ознакомления проверяемого лица с материалами таможенной проверки. Этому сейчас посвящена ст. 235.1 Закона о таможенном регулировании.
Также был скорректирован п. 2 ст. 235 закона, действующая редакция которого позволяет проверяемому лицу «после получения акта таможенной проверки знакомиться с материалами таможенной проверки, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну, коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также персональные данные физических лиц, а в случае, если предоставление проверяемому лицу указанных сведений предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, также с материалами таможенной проверки, содержащими указанные сведения».
Невозможно не отметить положительные эффекты принятия поправок. В частности, четко определен предельный срок ознакомления с материалами проверки – не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления, составленного в произвольной форме.
Фактически санкционировано право представителя проверяемого лица использовать при ознакомлении с материалами проверки средства фотографирования, делать выписки из материалов и снимать с них копии (с учетом ряда особенностей материалов).
По окончании ознакомления предполагается составление акта об ознакомлении с материалами проверки, форма которого утверждается ФТС России.
К сожалению, не обошлось без «ложки дегтя». Законодатель в п. 1 ст. 235.1 Закона указал: «Ознакомление представителя проверяемого лица с материалами таможенной проверки осуществляется на основании нотариально заверенной доверенности (ее копии), в которой должно быть непосредственно закреплено право представителя проверяемого лица на ознакомление с материалами таможенной проверки».
Неясно, чем обусловлены необходимость «утяжеления» входа в процедуру ознакомления и требование нотариально заверенной доверенности. Безусловно, это создаст дополнительные сложности в работе представителей проверяемых лиц.
Понять логику законодателя в части нормы об ознакомлении с материалами таможенной проверки только на основании нотариально заверенной доверенности (ее копии), на наш взгляд, сложно. Насколько данная норма соответствует Конституции – тоже вопрос. Изначально внесенный в Госдуму проект федерального закона № 462657-8 не содержал формулировок о нотариально удостоверенной доверенности. Уже в ходе рассмотрения законопроекта депутаты предложили в числе прочих и эту поправку, которая была рекомендована к принятию и впоследствии одобрена. При этом обоснование поправки не приведено. Исходя из заключения Комитета Госдумы по налогам и сборам от 2 ноября 2023 г. предполагалось лишь «дополнительно проработать вопрос унификации правовых подходов к регулированию порядка ознакомления» с налоговым законодательством, но не ужесточать таможенное законодательство. При этом в налоговом законодательстве речи об обязательности нотариально удостоверенной доверенности для представителей организаций также не идет – предусмотрено представление письменной доверенности или доверенности в форме электронного документа.
В отношении представителей индивидуальных предпринимателей действующая норма Налогового кодекса также не столь категорична: они осуществляют свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя (п. 3 ст. 29 НК РФ).
Не содержит подобных требований ни один процессуальный кодекс. При этом Верховный Суд РФ указывал, что для ведения дел в суде достаточно доверенности, заверенной индивидуальным предпринимателем и скрепленной его печатью (Определение СК по гражданским делам от 9 февраля 2021 г. № 11-КГ20-13-К6).
Таким образом, доступ к ознакомлению с материалами судебного дела в итоге оказался проще, чем к ознакомлению с материалами таможенной проверки в помещении таможенного органа.
Насколько широки пределы усмотрения законодателя, вероятно, увидим в ближайшее время – после оспаривания конституционности новой нормы в Конституционном Суде.
1 Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».