×

Право адвокатов на УСН: по принципу равенства

Председатель и члены Комиссии по законодательству АП СПб – о важности законопроекта депутатов ЗакСа

Минфин России в Письме от 15 июля 2022 г. № 03-11-10/69457 опубликовал ответ по итогам рассмотрения проекта поправок в часть вторую Налогового кодекса РФ, касающихся предоставления адвокатам права переходить на упрощенную систему налогообложения.

Читайте также
Минфин не поддержал предложение по предоставлению адвокатам права переходить на УСН
Такой ответ ведомство дало на представленный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга проект изменений в НК РФ, повторяющий поправки, разработанные ранее в АП СПб
22 августа 2022 Новости

Между тем необходимость введения возможности упрощенного налогообложения для адвокатов давно назрела. Комиссия по продвижению законодательных инициатив в сфере социальных и профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга провела серьезную работу по данному вопросу, в том числе разработала соответствующий текст законопроекта, о котором писала «АГ». Судя по информации от пресс-службы Минфина, Письмо № 03-11-10/69457 подготовлено в ответ на обращение Комитета по законодательству Законодательного Собрания СПб. Исходя из имеющихся данных речь идет об опубликованном на сайте ЗакСа 9 июня 2022 г. проекте, в котором поддержаны предложения, подготовленные в АП СПб годом ранее.

Читайте также
АП Санкт-Петербурга вынесла на обсуждение законопроект о возможности перехода адвокатов на УСН
Представленные поправки в Налоговый кодекс предусматривают заявительный характер перехода адвокатов на УСН и возможность применения такого специального налогового режима с момента получения статуса адвоката
28 апреля 2021 Новости

Так, в письме Минфина не учтены, на наш взгляд, существенные аспекты, связанные с адвокатской деятельностью.

Во-первых, не принята во внимание важность адвокатской деятельности как конституционной гарантии каждого гражданина РФ на получение квалифицированной юридической помощи.

Минфин, с одной стороны, отметил, что адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию, что адвокат осуществляет деятельность, имеющую публично-правовой характер, реализуя тем самым гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, но ошибочно ссылается на то, что указанные публичные функции адвокатов учтены при налогообложении доходов, полученных ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности.

С другой стороны – ведомство проигнорировало тот факт, что в России допускается осуществление деятельности по оказанию юридических услуг (деятельность в области права) любым лицом – независимо от получения им статуса адвоката и наличия профессиональных знаний.

В настоящее время правовая деятельность осуществляется как адвокатами (на некоммерческой основе), так и индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями, являющимися, как правило, малыми предприятиями (на коммерческой основе). При этом налоговое бремя указанных категорий налогоплательщиков, осуществляющих одинаковый вид деятельности, является неравным.

Так, налоговая ставка доходов от адвокатской деятельности составляет 13% (если размер дохода 5 млн руб. – 15%). В то же время ставка налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей от деятельности по оказанию юридических услуг в рамках УСН – 6%. При этом в отношении адвокатов и ИП установлена обязанность по уплате страховых взносов в социальные фонды в равном размере (подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ).

Таким образом, действующий порядок налогообложения деятельности в сфере оказания правовых услуг ставит адвокатов в заведомо невыгодное экономическое положение относительно иных лиц, занимающихся такой деятельностью.

Согласно правовой позиции Конституционного и Верховного судов РФ1 в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогового бремени. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налогообложение, и принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, оправдывающих разницу в правовом регулировании.

Тем самым нарушается как основополагающий принцип равенства участников экономических и налоговых правоотношений, так и принцип равенства налогового бремени, социальной справедливости, что приводит к явному ущемлению прав адвокатов, а также не способствует обеспечению закрепленных ст. 48 Конституции РФ гарантий государства на получение гражданами квалифицированной юридической помощи.

Последствия могут быть плачевными: к нам все больше обращаются граждане, которые ранее прибегали к помощи не адвокатов, а компаний, оказывающих так называемую юридическую помощь, которая обернулась для гражданина лишь ухудшением ситуации, поскольку некоторые такие компании собирают средства, но их сотрудники не имеют юридического образования или надлежащей квалификации – закон этого не требует; т.е. граждане все больше сталкиваются с обманом.

Кроме того, если сложившаяся в налогообложении ситуация останется неизменной, это может привести к тому, что юридической деятельностью будут заниматься не адвокаты, которые оказались в неблагоприятном по сравнению с юридическими компаниями положении, а лишь те коммерческие структуры, целью которых является получение прибыли, и в итоге качественные правовые услуги могут стать недоступными для населения. Между тем, именно адвокаты руководствуются в своей деятельности Кодексом профессиональной этики адвокатов, их работа регулируется Законом об адвокатуре. Таким образом, деятельность адвокатов является гарантировано квалифицированной и наиболее этичной.

Во-вторых, Минфином не учтена разница между положением адвоката как самостоятельного субъекта налогообложения и адвокатскими образованиями. Предлагаемые изменения никоим образом не затрагивают налогообложение адвокатских образований – коллегий, бюро; для этих структур ничего не меняется.

В-третьих, не принято во внимание, что предложенные изменения в НК дают каждому адвокату именно возможность выбрать систему налогообложения: продолжить уплачивать налог по ставке 13–15% (доходы за вычетом расходов) или перейти на УСН в 6% (доходы без учета расходов). При этом плательщики УСН избавлены от бумажной волокиты, так как не тратится избыточное время на сбор документов, покрывающих расходы. Очевидно, что время адвокатов также должно использоваться экономно и целесообразно. Кроме того, урегулирование проблемы неизменно приведет к четкости налогообложения адвокатов и поможет сделать квалифицированную юридическую помощь более доступной, что является благоприятным для граждан.

Принятие предлагаемого законопроекта устранит имеющийся дисбаланс в части несправедливости налогообложения адвокатов и иных лиц, оказывающих услуги правового характера, приведет к укреплению, установленного Конституцией РФ принципа равенства.

Таким образом, сложно недооценить важность законопроекта депутатов ЗакСа Санкт-Петербурга о внесении в НК РФ изменений, предполагающих возможность применения адвокатами УСН. Члены Комиссии Совета АП СПб по продвижению законодательных инициатив в сфере социальных и профессиональных прав адвокатов поддерживают инициативу, наряду с иными представителями адвокатского сообщества готовы участвовать в качестве экспертов рабочих групп законодательных органов на всех стадиях реализации законопроекта.


1 См., в частности, постановления КС от 13 марта 2008 г. № 5-П; от 28 ноября 2017 г. № 34-П; от 22 июня 2009 г. № 10-П; определения от 3 августа 2008 г. № 630-О-П; от 17 июля 2014 г. № 1579-О, № 1578-О; Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС от 16 октября 2018 г. № 310-КГ18-8658 по делу № А68-10573/2016; Обзор судебной практики ВС № 1 за 2019 г.

Рассказать:
Другие мнения
Золотухин Борис
Золотухин Борис
Советник ФПА РФ, адвокат АП Белгородской области
Не стоит спешить
Уголовное право и процесс
Понятые как единственная форма народного контроля отдельных элементов досудебного производства
13 июня 2024
Колосовский Сергей
Колосовский Сергей
Адвокат АП Свердловской области, Адвокатская группа Lawguard
Почему институт понятых упразднять нельзя
Уголовное право и процесс
Проблема – не в несовершенстве закона, а в правоприменении
11 июня 2024
Манойлов Сергей
Манойлов Сергей
Адвокат АП Смоленской области
Понятые – реальная необходимость или «архаизм»?
Уголовное право и процесс
В настоящее время институт понятых не выполняет ту функцию, ради которой он был создан
10 июня 2024
Зангиева Фатима
Зангиева Фатима
Старший юрист коллегии адвокатов г. Москвы «Минушкина и партнеры»
«Преференции» с особенностями
Конституционное право
Поправки, направленные на снижение административной нагрузки на бизнес, поставили предпринимателей в неравное положение
30 мая 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ С.В. Авксентьевой
Порядок признания лица недееспособным и ограничения дееспособности требует реновации
Гражданское право и процесс
Какие поправки стоит внести для восполнения пробела в законе
29 мая 2024
Кириченко Николай
Юрист, к.ю.н.
Предельный возраст пребывания на военной службе
Гражданское право и процесс
Основные положения, разграничения по различным критериям, особенности с учетом частичной мобилизации
28 мая 2024
Яндекс.Метрика