×

Правопросветительская работа

Региональный проект взаимодействия школьников и судей «Знакомьтесь, судебная система России» Рязанской области выходит на федеральный уровень
Милюхин Павел
Милюхин Павел
Директор ООО «Рязанский научно-исследовательский центр судебной экспертизы», руководитель направления профессиональной переподготовки АНО «Рязанский институт дополнительного образования, профессиональной переподготовки и инноваций», к.ю.н., доцент, почетный юрист Рязанской области
Открывая этот проект в 2006 г., Рязанский областной суд совместно с Рязанским областным институтом развития образования исходили из желания повысить правовую грамотность населения, прежде всего детей, и помочь педагогам организовать правовое обучение. Но за это время он стал носить функцию и общественно значимого, социального события, поскольку в него, кроме правоохранителей, вовлекается все больше учебных заведений, частных организаций и структур, которые не остаются в стороне и наравне с первыми участвуют в проекте. Это в некотором смысле превратило его в правовое обучающее и воспитывающее шоу федерального уровня.

Председатель Рязанского регионального отделения АЮР, председатель Рязанского областного суда в отставке, заслуженный юрист России, один из основателей проекта «Знакомьтесь, судебная система России» А.П. Музюкин отметил в десятую годовщину проекта: «Первоначальная цель, которая стояла перед нами 10 лет назад, – воспитать законопослушных граждан. Отрадно, что проект стал стартовой площадкой для многих молодых юристов».

В рамках проекта учащиеся знакомятся с работой областного и районных судов, мировых судей, посещают судебные заседания по первой и второй инстанции, центр судебной экспертизы, готовят и проводят собственные игровые судебные процессы: гражданские, арбитражные, уголовные или административные (все происходит именно так, как этого требуют соответствующие процессуальные нормы). Старшеклассники узнают о правах и обязанностях, законодательстве и судебной системе страны, судебном процессе и состязательности сторон, вырабатывают собственное отношение к судебному способу защиты прав, что позволяет школьникам сформировать у себя более активную и ответственную гражданскую позицию.

За время существования проекта в нем приняли участие более 3000 человек.

К проекту присоединяются все новые партнеры, понимающие его высокую общественную значимость: Арбитражный суд Рязанской области, Управление Судебного департамента в Рязанской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области, Рязанская областная детская библиотека, ООО «Рязанский научно-исследовательский центр судебной экспертизы», компании «Гарант-Рязань» и «Консультант-Ока», региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».

Проект является максимально открытым и публичным. Он пропитан любовью, с которой судьи, педагоги и другие его участники-партнеры делятся своими правовыми знаниями.

В 2010 г. гостями Рязанского областного суда стали московские школьники. Группа педагогов и старшеклассников ГОУ СОШ № 516 г. Москвы (школа является городской экспериментальной площадкой по правовому образованию) посетила Рязанский областной суд, приняла участие в некоторых этапах проекта (экскурсия, кассация), а также познакомилась с особенностями реализации проекта в целом.

В том же 2010 г. американские педагоги из штата Мэриленд (графство Чарльз), находившиеся в Рязани по программе международного сотрудничества «Мозаика граждановедения», также ознакомились с особенностями проекта «Знакомьтесь, судебная система России». Они отметили, что хотя для США практика посещения властных структур (Сенат, суд и т.д.) не является чем-то особенным, однако та обучающая программа, которая выстроена при непосредственном и активном участии судейского сообщества Рязанского региона, не имеет аналогов. Ее коренным отличием является комплексный характер, предусматривающий не только пассивное пребывание учащихся в суде (в роли экскурсанта, посетителя судебного процесса), но и отработку жизненно важных умений – защищать свои права, решать конфликтную ситуацию грамотно, используя законные механизмы.

В декабре 2012 г. Рязанский областной суд при содействии Судебного департамента при Верховном Суде РФ выпустил книгу, посвященную проекту, – «Знакомьтесь, судебная система России. История и опыт регионального проекта по взаимодействию школьников и судей Рязанской области».

18 сентября 2013 г. стартовал Первый Всероссийский конкурс игровых сценариев для имитационных образовательных судебных процессов «Школа правосудия», организованный Общественным комитетом «За открытость правосудия» Общественной палаты РФ и Рязанским областным судом при поддержке Судебного департамента при Верховном Суде РФ. По завершении игрового процесса член Общественной палаты РФ Д.В. Дворников, по инициативе которого был разработан формат конкурса, вручил всем участникам урока правосудия (шесть школ Рязани и области), посвященного 20-летию суда присяжных в Рязанской области, именные сертификаты и подарки от Общественного комитета «За открытость правосудия» Общественной палаты РФ.

Именно нестандартность, постоянная динамика развития, разработка новых форм сотрудничества детей и взрослых в рамках проекта и позволяет партнерам проекта полностью раскрыть свой потенциал.

ООО «Рязанский научно-исследовательский центр судебной экспертизы» предлагает различные формы участия школьников в проекте.

Прежде всего это обзорная лекция о судебной экспертизе в России, история которой насчитывает более века, ее современных возможностях. Лекция проходит в нескольких форматах, в зависимости от подготовленности аудитории: просмотр исторического фильма, лекция-беседа либо семинар типа «Вопрос-ответ». Кроме того, большой штат сотрудников, имеющих разный экспертный профиль, (эксперты: землеустроители и строители, психологи, почерковеды, товароведы, компьютерной и электробытовой экспертиз и т.д. – всего 16 направлений) делает каждую такую встречу уникальной и позволяет повысить интерес учащихся к профессии судебного эксперта, поскольку эксперты могут ответить практически на все вопросы в любой сфере нашей жизни, где требуются специальные знания.

На втором этапе школьники участвуют в разрешении экспертной задачи. Им, например, предлагается установить подлинность специальных знаков в их мобильных гаджетах.

Третий этап – посещение рабочих мест судебных экспертов, знакомство с современной экспертной техникой, без которой невозможно быстрое, как требует того закон, на строго научной основе, выполнение судебной экспертизы.

Ну и, конечно, школьникам предлагается в игровой судебный процесс, который они будут представлять в Рязанском областном суде в конце учебного года, включить сценарий участия судебного эксперта как процессуальной фигуры. Школа и самые активные школьники в конце года награждаются грамотами и призами.

Проект неоднократно отмечался на самом высоком уровне. В 2010–2011 гг. проект получил высокую оценку председателя Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ М.А. Федотова. Судебный департамент при Верховном Суде РФ рекомендовал опыт рязанских судей по работе со школьниками для распространения во всех регионах страны.

19 октября 2016 г. проект получил высокую оценку Совета судей РФ. На заседании комиссии по связям с государственными органами, общественными организациями и СМИ Совета судей РФ, где председатель Рязанского областного суда Е.В. Сапунова поделилась опытом сотрудничества судов и школ, было принято решение содействовать распространению этого опыта в других регионах.

Заместитель начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов при Судебном департаменте В.Р. Зиятдинов в своем докладе подчеркнул, что в последнее время комиссия стала больше внимания уделять развитию связей с общественными организациями, отметил, что продолжает расширяться география регионов, ведущих правопросветительскую работу со школьниками.

Подписание договора о сотрудничестве между Рязанским областным судом и Министерством образования области в 2016 г. стало логичным этапом развития проекта и подтверждает его значимость для рязанского образования и области в целом, выводит проект на новый организационный уровень, способствует расширению межрегиональных связей в рамках проекта.

Мы надеемся, что среди наших партнеров появятся и представители адвокатских образований, а проект станет всероссийским.

Рассказать:
Яндекс.Метрика