×

Специальный порядок предоставления участков для ведения КФХ без торгов

Новое регулирование и неоднородность судебной практики
Буров Владимир
Буров Владимир
Эксперт по земельному праву, к.ю.н.

1 января 2023 г. вступила в силу ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения1, установившая льготный порядок предоставления участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно пояснительной записке к законопроекту № 135588-8 необходимость принятия новой нормы была обусловлена «невозможностью конкуренции крестьянских (фермерских) хозяйств с крупными сельскохозяйственными организациями» (финансовой конкуренцией на торгах) и связанными с ней трудностями в реализации программ предоставления участков многодетным семьям и региональных программ привлечения граждан на работу в отдельные муниципальные образования.

До принятия данной статьи закона при поступлении нескольких заявлений о предоставлении участка сельхозназначения КФХ были обязаны участвовать в аукционе на их приобретение на общих условиях и, как правило, проигрывали их. Под крестьянским (фермерским) хозяйством понимается объединение граждан, связанных родственными или семейными отношениями и осуществляющих совместную деятельность по производству сельскохозяйственной продукции. Также допускается ведение фермерского хозяйства одним гражданином – главой КФХ, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 1 Закона о КФХ2).

Пунктом 1 ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения определен перечень субъектов права на предоставление участков для ведения КФХ в упрощенном порядке – без торгов. Такое право, в частности, предоставляется гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству. После предоставления гражданину участка для ведения КФХ в аренду такое лицо обязано в соответствии с действующим законодательством зарегистрироваться в качестве ИП – главы КФХ либо вступить в члены действующего фермерского хозяйства.

Если в видах деятельности ИП не указано ведение фермерского хозяйства, в предоставлении данному лицу участка в порядке ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения может быть отказано. Например, в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2023 г. № 08АП-6195/2023 по делу № А46-1291/2023 указано, что «поскольку ИП ˂…˃ не является ни главой, ни членом действующего КФХ, возможность предоставления указанному лицу испрашиваемых земельных участков на основании статьи 10.1 Федерального закона № 101-ФЗ отсутствует».

Общие требования к заявлению о предоставлении участка без торгов установлены в п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ. Помимо общих, «технических» данных (Ф.И.О. и адрес заявителя, реквизиты паспорта, номер испрашиваемого участка, вида испрашиваемого права и цели использования участка) они предусматривают обязательное указание оснований для предоставления участка без проведения торгов из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6 или п. 2 ст. 39.10 ЗК.

Некоторые суды трактуют требование об указании оснований для предоставления земельного участка как обязанность заявителя прямо указывать в заявлении на ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения и в противном случае признают отказ органа местного самоуправления в предоставлении участка без торгов законным. Например, в одном из дел суд пришел к выводу, что заявление о предоставлении участка было подано главой КФХ «с нарушением порядка, предусмотренного ч. 1 ст. 39.17 ЗК РФ, который предусматривает не двусмысленное, а конкретное указание в заявлении на основание предоставления земельного участка без проведения торгов, со ссылкой на ст. 10.1 Закона № 101-ФЗ»3.

Такое толкование представляется спорным, поскольку большинство граждан не обладают достаточными познаниями в юриспруденции, в связи с чем уполномоченный орган власти должен надлежащим образом квалифицировать поступившие заявления, разъяснять применимые нормы права, действуя тем самым в интересах местного населения.

С целью исключения злоупотреблений участок в льготном порядке предоставляется только на праве аренды. Предельный срок договора аренды – пять лет без права на перевод участка из земель сельхозназначения в земли иных категорий и на переуступку права аренды и пользования участком иным лицам в любой форме (с целью предотвращения извлечения дохода не от личного труда).

При этом допускается предоставление участков в порядке ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения на территории нескольких субъектов РФ, если предельный размер их площади не превышен. Например, законом Алтайского края от 20 декабря 2022 г. № 123-ЗС внесены изменения в краевой закон о регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельхозназначения, установившие минимальный и максимальный размеры участка, предоставляемого на основании ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения, – 2,6 и 25 га.

Общий перечень из 26 оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения содержится в ст. 39.16 ЗК. Два дополнительных основания для отказа в предоставлении участков из земель сельхозназначения для ведения КФХ установлены п. 7 ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения (наличие ранее поданной заявки и превышение предельной площади участка).

Наличие ранее поданной заявки о предоставлении участка в порядке ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения является основанием для отказа всем последующим заявителям, а не для выставления участка на торги. Например, в постановлении Четырнадцатого ААС от 4 августа 2023 г. № 14АП-4867/2023 по делу № А52-963/2023 отмечается, что «планирование к продаже земельного участка в силу положений статьи 39.16 ЗК РФ, пункта 7 статьи 10.1 Закона № 101-ФЗ не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Довод общества о том, что ввиду наличия иных заинтересованных лиц земельный участок подлежал предоставлению лишь путем проведения торгов, отклоняется апелляционным судом, поскольку основан на ошибочном толковании норм статьи 10.1 Закона № 101-ФЗ, устанавливающей особенности предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, по отношению к общим нормам ЗК РФ. Так, из положений пунктов 5, 7 статьи 10.1 Закона № 101-ФЗ следует, что при поступлении нескольких заявлений в отношении одного и того же земельного участка орган, уполномоченный на предоставление такого земельного участка, рассматривает заявления в порядке их поступления; проведение торгов нормами названной статьи Закона № 101-ФЗ не предусмотрено».

Превышение предельной площади испрашиваемых участков, предоставляемых на территории субъекта РФ для ведения КФХ, также является основанием для отказа в их предоставлении. В частности, в решении Камызякского районного суда Астраханской области от 14 июля 2023 г. № 2а-600/2023 отмечается, что «доводы заявителя о наличии у него права на предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке, предусмотренном ст. 10.1 Закона № 101-ФЗ, являются необоснованными, поскольку площадь земельного участка с кадастровым номером ˂…˃ превышает максимальный размер земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, установленный на территории, основания для раздела земельного участка также отсутствуют».

В спорах о применении ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения нужно учитывать, что норма вступила в силу с 1 января 2023 г. На заявки, поданные ранее этой даты, действие этой статьи не распространяется. Например, решением Озерского городского суда Челябинской области от 3 мая 2023 г. по делу № 2а-749/2023 установлено, что «заявление административного истца поступило в адрес администрации Озерского городского округа Челябинской области 30.12.2022 г., в связи с чем положения Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, действующие с 01.01.2023 г., применены быть не могут ˂…˃ Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 316-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” предусмотрено, что он вступает в силу с 01.03.2023 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу».

Урегулированию спорных вопросов применения новой нормы, как представляется, могли бы способствовать разъяснения на уровне Пленума Верховного Суда РФ.


1 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

2 Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

3 Решение АС Саратовской области от 12 октября 2023 г. по делу № А57-11809/2023.

Рассказать:
Другие мнения
Дружков Евгений
Дружков Евгений
Член Совета молодых адвокатов АП Брянской области, Брянская областная коллегия адвокатов
Защите удалось доказать невиновность врача в смерти маленького пациента
Уголовное право и процесс
По итогам рассмотрения жалобы апелляция вынесла оправдательный приговор
27 апреля 2024
Замалаев Павел
Замалаев Павел
Управляющий партнер юридической компании «Замалаев, Стороженко и партнеры», арбитражный управляющий
Арбитражный управляющий в поиске цифровых активов должника
Арбитражный процесс
Практические вопросы, которые остаются открытыми
26 апреля 2024
Иванков Никита
Иванков Никита
Адвокат АП Новосибирской области, КА «Бойко и партнеры» (г. Новосибирск)
Негативные последствия продажи доли в уставном капитале ООО
Корпоративное право
В каких случаях добровольная ликвидация общества целесообразнее
24 апреля 2024
Авясов Максим
Авясов Максим
Адвокат АП Самарской области
Нюансы апелляционного обжалования итогового решения суда
Уголовное право и процесс
ВС указал ошибки, допущенные судами первой и кассационной инстанций по уголовному делу
23 апреля 2024
Саркисян Артем
Саркисян Артем
Адвокат АП г. Москвы, старший юрист АБ «Забейда и партнеры»
Минимизировать абсолютизацию судейского усмотрения
Уголовное право и процесс
Институт дискреционных полномочий судей нуждается в серьезной модернизации
23 апреля 2024
Чекотков Артем
Чекотков Артем
Адвокат МКА «Князев и партнеры», к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Исключение, которое становится правилом
Уголовное право и процесс
Изменение территориальной подсудности уголовного дела должно приниматься только в исключительных случаях
23 апреля 2024
Яндекс.Метрика